г. Чита |
|
5 марта 2013 г. |
Дело N А19-16950/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2012 года по делу N А19-16950/2012 по заявлению Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ИНН 3800000252, ОГРН 1023801542412) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155) о признании незаконным решения от 12.05.2012 г. N387,
третьи лица: Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762), Служба по тарифам Иркутской области (ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092),
(суд первой инстанции судья Позднякова Н. Г.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Аференок О. А. - представитель по доверенности N 23 от 15.01.2013 г., Гейнбихнер О. А. - представитель по доверенности N 04 от 09.01.2013,
от заинтересованного лица: Рупосова Н. Н. - представитель по доверенности N 8388 от 18.09.2012 г.,
от третьих лиц:
от ОАО "Иркутская электросетевая компания": Сиротина А. К. - представитель по доверенности N юр-159 от 02.07.2012 г., Снегирева И. А. - представитель по доверенности Nюр-125 от 14.05.2012 г., Вечканов Е. В. - представитель по доверенности N юр-286 от 08.10.2012,
от Службы по тарифам Иркутской области: не явился,
установил:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее заявитель, ОГУЭП "Облкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Иркутской области) о признании незаконным решения от 12.05.2012 N 387;
обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия нового решения по делу N 64 от 15.03.2012 г. по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Иркутская электросетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в препятствовании осуществлению технологического присоединения к электрической сети объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, расположенных в с. Смоленщина и р.п. Маркова Иркутского района Иркутской области, - в нарушении права хозяйствующего субъекта (нижестоящей смежной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго") на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии (услуг по перетоку дополнительной мощности) до энергопринимающих устройств бытовых заявителей (потребителей услуг по технологическому присоединению, по передаче электроэнергии и по энергоснабжению), в результате которых ущемляются права граждан (бытовых потребителей) на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям электросетевых организаций и на получение электроснабжения в бытовых целях, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
обязании выдать в отношении Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (далее ОАО "ИЭСК") предписание об устранении нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также разрешить вопрос о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства РФ в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" со стороны Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания";
обязании установить должностное лицо (должностных лиц) Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания", виновное (виновных) в препятствовании осуществлению технологического присоединения к электрической сети объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, расположенных в с. Смоленщина и р.п. Маркова Иркутского района Иркутской области, - в нарушении права хозяйствующего субъекта (нижестоящей смежной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго") на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии (услуг по перетоку дополнительной мощности) до энергопринимающих устройств бытовых заявителей (потребителей услуг по технологическому присоединению, по передаче электроэнергии и по энергоснабжению), в результате которых ущемляются права граждан (бытовых потребителей) на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям электросетевых организаций и на получение электроснабжение в бытовых целях, и признать его (их) деяния (действия, бездействие) административным правонарушением с соответствующей квалификацией, предусмотренной КоАП РФ, возбудить в отношении указанного должностного лица (указанных должностных лиц) административное производство и привлечь его (их) к административной ответственности.
Решением суда первой инстанции от 27 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия (бездействие) вышестоящей сетевой организации (ОАО "ИЭСК") по отношению к нижестоящей сетевой организации (ОГУЭП "Облкоммунэнерго") по поводу препятствования перетока электроэнергии на технологически правомерно присоединенных к электрическим сетям нижестоящей сетевой организации энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии (при отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для реализации процедуры технологического присоединения) должны быть квалифицированы как дискриминационные и к ОАО "ИЭСК" должны быть применены со стороны УФАС России по Иркутской области соответствующие меры антимонопольного реагирования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо ОАО "Иркутская электросетевая компания" и антимонопольный орган обжаловали его в апелляционном порядке.
Антимонопольный орган в апелляционной жалобе указывает на следующее: увеличение максимальной мощности должно происходить с согласия вышестоящей сетевой организации - ОАО "ИЭСК"; ОГУЭП "Облкоммунэнерго" выполнив мероприятия в отношении своих заявителей, не исполнило обязанности в части увеличения отбора мощности от вышестоящей сетевой организации (ОАО "ИЭСК"), не заключив договор на технологическое присоединение; не были представлены доказательства того, что другие сетевые организации были поставлены в неравное положение по сравнению с ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
ОАО "ИЭСК" в апелляционной жалобе указывает на следующее: в случае увеличения присоединенной мощности ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, на взаимоотношения между ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и ОАО "ИЭСК" распространяются требования Правил технлогического присоединения, а именно увеличение присоединенной мощности для нужд ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обеспечивается в рамках договора об осуществлении технологического присоединения; ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обязано было подать заявку на технологическое присоединение; УФАС Иркутской области при рассмотрении жалобы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" рассмотрело все имеющиеся документы, свидетельствующие о согласованной максимальной и присоединенной мощности, фактические параметры замеров максимальной мощности, факты увеличения присоединенной мощности, а также присоединение энергопринимающих устройств заявителей производилось ли в пределах разрешенной максимальной мощности, либо за ее пределами; порядок проведения замеров в действующем законодательстве детально не регламентировано, отсутствуют типовые формы Актов замеров и требования к их оформлению; по договору оказания услуг по передаче электрической энергии N К-5/11 от 01.02.2011 г. стороны урегулировали отношения по передаче электрической энергии в том объеме, который указан в договоре. При изменении размера мощностей, стороны обязаны внести изменения в заключенный договор в установленном порядке. ОАО "ИЭСК" не препятствует в передаче электрической энергии в согласованном договором объеме; отсутствует зависимость размера платы за технологическое присоединение от наличия/отсутствия мероприятий, выполняемых сетевой организацией в электрических сетях.
Заявитель в отзыве на апелляционные жалобы с указанными в них доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
УФАС по Иркутской области в отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ИЭСК" указало на согласие с доводами апелляционной жалобы Общества, просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Служба по тарифам Иркутской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просила отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьего лица _ ОАО "ИЭСК" поддержали доводы апелляционной жалобы Общества, просили отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" требований.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Третье лицо - Служба по тарифам Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, заслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ОГУЭП "Облкоммунэнерго" антимонопольным органом проведена проверка деятельности ОАО "ИЭСК" по оценки деятельности предприятия, являющегося субъектом естественной монополии.
По данному факту антимонопольным органом было возбуждено дело N 64 от 15.03.2012, по результатам рассмотрения которого принято оспариваемое решение N387 от 23.05.2012, согласно которому рассмотрение дела N64 прекращено по мотиву отсутствия нарушений антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ИЭСК".
УФАС по Иркутской области пришло к выводу о том, что в случае увеличения мощности для надлежащего исполнения мероприятий по технологическому присоединению в отношении своих заявителей сверх максимальной разрешенной мощности ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обязано было подать заявку на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию - ОАО "ИЭСК" в соответствие с пунктом 7 Правил технологического присоединения.
Не согласившись с указанным решением, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в суд с настоящим заявлением, указав, что в действиях ОАО "ИЭСК" усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о незаконности названного решения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Администрации и Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие решения и предписания антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителей таким решением и предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ОГУЭП "Облкоммунэнерго" удовлетворению не подлежат.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или органами, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, определены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ОАО "ИЭСК" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах Иркутской области в пределах инженерных сетевых коммуникаций хозяйствующего субъекта с долей более 50 % (приказ Иркутского УФАС России от 20.07.2009 N 7-р), а также включено в реестр субъектов естественных монополий в топливо-энергетическом комплексе в раздел "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" (Приказ N 169-э от 17.07.2008 (внесение изменений 11.08.2009 N315-э)).
ОАО "ИЭСК" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющих, что субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "ИЭСК" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" включены в Реестр организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Иркутской области, и имеют установленные и вступившие в законную силу тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Данные предприятия являются сетевыми организациями и в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности по передаче электрической энергии оказывают услуги технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации.
Указанные сетевые организации последовательно соединены между собой, при этом к заявителю непосредственно присоединены энергопринимающие устройства получателей электроэнергии от энергосбытовой организации.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ИЭСК" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" подписаны акты о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
с 2010 по 2011 гг. в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (филиал "Иркутские электрические сети") поступило 127 заявок на технологическое присоединение к электрической сети объектов (энергопринимающих устройств) - жилых домов, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, рабочий поселок Маркова (Поле Хлебное, пашня за Домом Интернатом), а также село Смоленщина (новое строительство), запрашиваемой максимальной мощностью энергопринимающего устройства - 15 кВт, уровень напряжения указан - 0,38 кВ.
В связи с многочисленными обращениями граждан на технологическое присоединение к электросетям в указанных населенных пунктах Иркутского района Иркутской области сетевой организацией ОГУЭП "Облкоммунэнерго" было принято решение о строительстве трансформаторных подстанций и распределительных электрических сетей (воздушных линий электропередачи) уровнем напряжения 10 кВ и 0,4 кВ:
- в с.Смоленщина Иркутского района - 3 новых КТПН-400 кВА 10/0,4 кВ (для целей технологического присоединения потребителей, расположенных по улицам Молодежная, Юности, Родниковая, Бамовская).
- в р.п. Марково Иркутского района - 5 новых КТПН-400 кВА 10/0,4 кВ (для целей технологического присоединения потребителей, расположенных по улицам Южная, Васильковая, Ольховая, Рябиновая, Яблоневая).
В связи с тем, что по указанным адресам на питающих центрах - головных центрах электроснабжения ПС 35/10 кВ "Смоленщина" и РП-10 кВ "Марково", принадлежащих ОАО "ИЭСК" (филиал "Южные электрические сети"), максимальный уровень напряжения является недостаточным, в целях осуществления технологического присоединения указанных заявителей территориальная сетевая организация ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (нижестоящая) направила в адрес ОАО "ИЭСК" информацию (уведомление) об осуществлении технологического присоединения к распределительным электрическим сетям ОГУЭП "Облкоммунэнерго" заявителей с присоединенным уровням нагрузки до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) в указанных точках подключения исх. N ИК/46-2228 от 19.12.2011. Дополнительно в указанном уведомлении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" просило:
1. переоформить акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание, подписанные ранее между ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и ОАО "ИЭСК" (филиал "ЮЭС") с учетом мощности вновь присоединенных в бытовых целях энергопринимающих устройств по указанным центрам электроснабжения;
2. учесть в производственных программах территориальной сетевой организации ОАО "ИЭСК" рост нагрузок в центрах электроснабжения и в электрических сетях, принадлежащих ОАО "ИЭСК" (филиал "ЮЭС"), в связи с присоединением новых энергопринимающих устройств в бытовых целях.
07.12.2011 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направило в адрес ОАО "ИЭСК" ("Южные электрические сети") расчеты ставок нагрузок (исх. N ИК/33-2136 от 07.12.2011) на центрах электроснабжения, принадлежащих ОАО "ИЭСК" (филиал "ЮЭС") и расположенных в р.п. Марково Иркутского района Иркутской области с приложением внутренней схемы распределительных электрических сетей ОГУЭП "Облкоммунэнерго", изменяющейся в связи с введением в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства (воздушных линий и трансформаторных подстанций) в указанных населенных пунктах в целях осуществления фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств бытовых потребителей.
27.12.2011 и 28.12.2011 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направило в адрес ОАО "ИЭСК" ("Южные электрические сети") через диспетчерские службы посредством телефонограмм, зафиксированных порядковыми записями в оперативных журналах по установленной нормами действующего законодательства РФ форме, заявление о проведении отключения подачи электроэнергии на воздушных линиях электропередачи ВЛ-10 кВ и центрах электроснабжения, принадлежащих ОАО "ИЭСК" (филиал "ЮЭС") и расположенных в р.п. Марково и с.Смоленщина Иркутского района Иркутской области, в целях осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 18 и 19 Правил технологического присоединения,, и направленных на проведение физического соединения энергопринимающих устройств бытовых потребителей (жилых домов) в указанных населенных пунктах Иркутского района Иркутской области с электрическими сетями (осуществление фактической подачи электроэнергии на них через вновь вводимые в эксплуатацию объекты электросетевого хозяйства).
ОАО "ИЭСК" отказалось от проведения мероприятий по временному прекращению подачи электроэнергии на воздушные линии электропередачи ВЛ-10 кВ и центрах электроснабжения. Основанием для отказа явилось необращение ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в ОАО "ИЭСК", отсутствие наряда энергосбыта на включение нового оборудования в установленном Правилами технологического присоединения порядке и форме с соответствующей заявкой, и, как следствие, отсутствие заключенного между двумя смежными сетевыми организациями договора на технологическое присоединение вновь построенных энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие оплаты за данное мероприятие в установленных Приказом Службы по тарифам Иркутской области N 11-спр от 01.04.2011 размерах.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган в оспариваемом решении ссылается на разницу между первоначально разрешенной максимальной мощностью и увеличенной ОГУЭП "Облкоммунэнерго" максимальной мощностью, передаваемой заявителем в отсутствие обращения за технологическим присоединением. Антимонопольный орган в качестве доказательства привел замеры максимальной мощности в каждой точке присоединения, составленные в одностороннем порядке ОАО "ИЭСК".
В нормах действующего законодательства РФ отсутствует нормативно-правовое определение понятий: "разрешенная мощность", "установленная мощность", "максимальная потребляемая мощность".
В силу пункта 44 Государственного стандарта Союза СССР 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, под мощностью электроустановки (группы электроустановок) понимается суммарная активная мощность, отдаваемая в данный момент времени генерирующей электроустановкой приемника электрической энергии, включая потери в электрических сетях.
В силу пункта 43 данного ГОСТа под нагрузкой электроустановки потребителя (нагрузкой потребителя) понимается значение мощности или количества тепла, потребляемых энергоустановкой в установленный момент времени.
Исходя из системного толкования положений, содержащихся в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, в "Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" замеры нагрузок должны быть произведены средствами и аппаратурой, позволяющей надежно определять измеряемые параметры. В принятых УФАС по Иркутской области в качестве доказательств замерах отсутствуют указания на тип, марку, класс точности электроизмерительных приборов, данные которых использованы при расчете превышения мощности по проверяемой электроустановке, нормативно - правовой акт, в соответствии с которым проведены рассматриваемые замеры максимальных нагрузок на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, не приведены значения силы тока по каждой фазе нагрузки (по трехфазной нагрузке тока), не указан фактический уровень напряжения в проверяемой электроустановке в момент проведения данных измерений.
Значения приведенных замеров судом первой инстанции правомерно не приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих превышение размера максимальной мощности, отраженной в актах по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил технологического присоединения).
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В пункте 41 Правил технологического присоединения установлены случаи, когда сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации: если максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций; сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей присоединенных к ее сетям, и объем заявленной мощности присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
При присоединении сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в территориальную распределительную сеть) к смежной сетевой организации, имеющей одинаковый класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока мощности.
В соответствии с п. 2 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Указанные нормы действующего законодательства РФ, регулирующие порядок осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, четко определяют правовой статус участников данных правоотношений, устанавливая императивные требования о том, что только при осуществлении присоединения сетевой организации к смежной сетевой организации, имеющей одинаковый класс напряжения (т.е. именно при осуществлении случая присоединения впервые вводимых в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к сетям другой (смежной) территориальной сетевой организации) заявка на технологическое присоединение должна быть подана той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока мощности).
При осуществлении же технологического присоединения энергопринимающих устройств жителей р.п. Марково и с. Смоленщина Иркутского района (заявителей льготной категории в целях потребления электроэнергии в бытовых целях) к распределительным электрическим сетям заявления со стороны ОГУЭП "Облкоммунэнерго" были направлены в ОАО "ИЭСК" (филиал "Южные электрические сети") по уже ранее технологически присоединенному к его электрическим сетям объектам электросетевого хозяйства яч. N 8 и ч. N 3 ВЛ 10 кВ ПС "Смоленщина", и ВЛ-10 кВ от РП- Марково, следовательно, технологическое присоединение исходя из буквального императивного указания норм действующего законодательства РФ и исходя из императивно определенного правового статуса участников данных правоотношений в этом конкретном случае отсутствовало. Так как технологическое присоединение осуществлялось именно бытовыми заявителями по случаю присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств - жилых домов к распределительным электрическим сетям сетевой организации - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", и к электрическим сетям ОАО "ИЭСК" - опосредованно, через электрические сети нижестоящей сетевой организации. Т.е. технологического присоединения указанных объектов непосредственно к сетям ОАО "ИЭСК" не осуществлялось.
Судом первой инстанции правомерно указано, что антимонопольному органу, учитывая предусмотренные пунктом 41 Правил технологического присоединения случаи обязательной подачи сетевой организации заявки на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации, надлежало проверить общую мощность (максимальную и единовременные нагрузки) присоединенных заявителем потребителей, присоединены ли они в пределах разрешенной максимальной мощности либо за пределами таковой.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что при необходимости увеличения мощности для надлежащего исполнения мероприятий по технологическому присоединению в отношении заявителей, при подаче ОГУЭП "Облкоммунэнерго" заявки на увеличение мощности, ОАО "ИЭСК" обязано заключить со смежной сетевой организацией договор об осуществлении технологического присоединения в порядке, определенном Правилами технологического присоединения..., утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила), судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, а также расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче.
Как следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" как электросетевая организация уже предусмотрела в своей инвестиционной программе увеличение мощностей по спорным объектам электросетевого хозяйства. Расходы на реконструкцию ПС Смоленщина включены ОАО "ИЭСК" в тариф, утвержденный на 2012 год.
В направленных в дальнейшем ОАО "ИЭСК" (ЮЭС) в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" договорах N N 3027/12-ЮЭС, 3028/12-ЮЭС, 3030/12-ЮЭС - 3037/12-ЮЭС, 3044/12-ЮЭС - 3051/12-ЮЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия на увеличение отбора мощности с 1240 кВт до 1255 кВт, с 2500 кВт до 2515 кВт и с 700 кВт до 715 кВт., размер платы за технологическое присоединение указан в размере 6 335 руб. 42 коп. за 1 кВт. Общая стоимость платы за технологическое присоединение, указанная в договорах, колеблется от 63354,20 руб. до 95031,30 руб. Пунктом 5 каждого из указанных договоров установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 24 месяца с даты заключения договора.
В указанных офертах ОАО "ИЭСК" не указало ни одного мероприятия, которое будет выполнено на электрических сетях.
Исходя из экономического содержания хозяйственных операций, связанных с передачей электрической энергии, смежные сетевые организации, участвующие в процессе передачи электроэнергии до конечного потребителя, вправе рассчитывать на адекватную оплату оказанных услуг. Однако распределение денежных средств должно осуществляться законным способом, а не путем заключения договора, не имеющего экономического смысла, то есть лицо обязано избрать надлежащий способ защиты своих прав и законных интересов. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 9113/11).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что все действия ОАО "ИЭСК" направлены на понуждение заявителя к заключению договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, которые лишены экономического смысла, поскольку ОАО "ИЭСК" не представлено суду доказательств необходимости выполнения мероприятий, направленных на увеличение максимальной мощности, являющихся одним из этапов процедуры технологического присоединения с внесением соответствующей платы.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.09.2012 N ВАС-11953/12, действия общества, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, выразившиеся в направлении оферты с условием об оплате за технологическое присоединение к сетям общества для предприятия, обратившегося в интересах льготной категории граждан (у которых есть энергопринимающие устройства), при наличии уже имеющегося технологического присоединения между обществом и предприятием нарушают положения пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе (пункт 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования, (пункт 8) создание дискриминационных условий.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано, что оспариваемое решение антимонопольного органа является незаконным, а выводы УФАС Иркутской области об отсутствии со стороны ОАО "ИЭСК", занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "ИЭСК", нарушений части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" несостоятельными.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, также проверены, но они не опровергают правильных по существу и обоснованных выводов суда первой инстанции.
С учетом всего вышеизложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2012 года по делу N А19-16950/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2012 года по делу N А19-16950/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16950/2012
Истец: ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ОГУЭП "Электросетевая компания по эксплуатации электических сетей "Облкоммунэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, УФАС по ИО
Третье лицо: ОАО "Иркутская электросетевая компания", Общество с ограниченной отвественностью "Иркутская электросетевая компания", Служба по тарифам ИО, Филиал ОАО "ИЭСК" "Южные электрические сети", Служба по тарифам Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2477/14
13.03.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-455/13
21.11.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16950/12
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1617/13
05.03.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-455/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16950/12