г. Самара |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А65-22615/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
без участия сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2013 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года, принятое по делу NА65-22615/2012 судьей Кашаповым А.Р.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ИНН: 1655183653, ОГРН: 1091690054763), г. Казань, Республика Татарстан,
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ИНН: 1655043430, ОГРН: 1021602851753), г. Казань, Республика Татарстан,
Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" (ИНН: 1655248519, ОГРН: 1121690051988), г. Казань, Республика Татарстан,
с привлечением третьего лица:
- Исполнительный комитет Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, г. Бавлы, Республика Татарстан,
о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости - на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0811, на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0812, здание лит. Г, гараж с кадастровым номером 16:55:010105:812:45, по адресу: г. Бавлы, ул. Куйбышева, строение 20,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г.Казань - обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, г.Казань, Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", г.Казань, о признании недействительным договора оперативного управления от 22.07.2003 года N 006-271; обязании исключить из реестра государственной собственности объекты недвижимости, явившиеся предметом указанных договоров; признании право собственности Российской Федерации на объекты недвижимости.
Определением от 16.04.12г., в порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан.
Определением Арбитражного суда РТ от 01.08.12г., Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Определением от 13.09.12г., в порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Бавлинский муниципальный район в лице Исполнительного комитета.
В судебном заседании, назначенном на 15.10.12г., истец представил ходатайство об уменьшении исковых требований, просил суд признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0811, на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0812, здание лит.Г, гараж с кадастровым номером 16:55:010105:812:45, по адресу: г.Бавлы, ул.Куйбышева, строение 20.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года по делу N А65-22615/2012 исковые требования удовлетворены. Признано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0811, на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0812, здание лит.Г, гараж с кадастровым номером 16:55:010105:812:45, по адресу: г.Бавлы, ул.Куйбышева, строение 20.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители истца, ответчика и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что указанный договор оперативного управления не соответствуют положениям статей 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и создают препятствия Российской Федерации по реализации своих полномочий как собственника имущества.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу норм статей 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации обосновано удовлетворил заявленные исковые требования к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, г.Казань о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0811, на земельный участок с кадастровым номером 16:55:010105:0812, здание лит.Г, гараж с кадастровым номером 16:55:010105:812:45, по адресу: г.Бавлы, ул.Куйбышева, строение 20 исходя из следующего.
Спорное имущество на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации использовались отделением вневедомственной охраны и используется этим же ответчиком до настоящего времени.
В силу положений пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также раздела II приложения N 1 к нему имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Пунктом 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП установлен прямой запрет на передачу в иную форму собственности объектов, названных в Приложении N 1 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
Из пунктов 58 и 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению, в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названого Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закон, признаются юридически действительными и подлежат государственной регистрации по желанию их обладателя.
Положения действующего на момент принятия судом решения по делу ФЗ "О Полиции" устанавливают, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01 марта 2011 года (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ).
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность публичных образований передать указанное в части 9 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" имущество в федеральную собственность.
Между тем, специальный порядок передачи используемого полицией имущества в соответствии счастью 9 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", не установлен.
ОВО при МВД является государственным учреждением в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии со статьей 4 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" N 3-ФЗ от 07 февраля 2011 года и подпунктов 3-6 Положения "О вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 589 от 14 августа 1992 года входит в систему государственных органов исполнительной власти, является специальным субъектом правоотношений, через которые Российская Федерация реализует государственные функции по обеспечению безопасности, охраны собственности и общественного порядка, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на территории района города. Спорное имущество используется ОВО при МВД для обеспечения его деятельности.
Спорные помещения занимает Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", г.Казань, на основании договора оперативного управления.
Учредителями ФГКУ "УВО МВД по РТ" являются Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и МВД России.
В соответствии со статьями 2, 3 Федерального закона от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах; ведомственная охрана осуществляет свою деятельность на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; законности; взаимодействия с государственными органами обеспечения безопасности.
Таким образом, весь комплекс охранных услуг, который ранее предоставлялся подразделениями вневедомственной охраны, после создания ФГУП "Охрана" предоставляется двумя юридическими лицами - ОВО УМВД и ФГУП "Охрана" (ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", г.Казань)
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом; порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации включает направление органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества, при этом передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374.
Исходя из п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 суд первой инстанции обоснованно отказал в иске к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", г.Казань.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются указанными выше нормативно-правовыми актами.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года по делу N А65-22615/2012, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года по делу N А65-22615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22615/2012
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань, Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, г. Казань, ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", г. Казань
Третье лицо: Исполком Бавлинского МР РТ, Исполком Бавлинского муниципального района РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара