г. Владивосток |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А51-19021/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Думы города Владивостока
апелляционные производства N 05АП-2600/2013, 05АП-2601/2013
на решение от 21.01.2013 года
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-19021/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата регистрации 29.12.2012)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата регистрации 12.12.2002), Думе города Владивостока (ИНН 2536111725, ОГРН 1032501280723, дата регистрации 28.01.2003)
третьи лица: Департамент труда и социального развития Приморского края, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевой наркологический диспансер"
об оспаривании решения
при участии:
от Думы г. Владивостока: Марченко А.К. - главный специалист 1 разряда, доверенность от 20.11.2012, сроком на один год;
от администрации г. Владивостока: Юртаева Т.Б., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3764, сроком до 31.12.2013, удостоверение N3606;
от Департамента труда и социального развития Приморского края: Филонина Е.А. - главный специалист-эксперт, доверенность N 26/38 от 11.01.2013, сроком на один год, удостоверение N 2820; Кузнецова О.В., доверенность от 15.01.2013, сроком до 31.12.2013;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой наркологический диспансер": Киселев В.П., представитель по доверенности от 30.10.2012, сроком действия один год; паспорт;
От Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Думы города Владивостока (далее - дума) от 23.05.2012 N 860 "О признании утратившими силу решений Думы г. Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края", от 28.02.2011 N 634 "О внесении изменений в приложение к решению Думы г. Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края", и о понуждении Администрации города Владивостока (далее - администрация) в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес Департамента имущественных отношений Приморского края предложение о передаче из муниципальной собственности в собственность Приморского края следующего имущества: нежилые помещения площадью 25,1 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 17 а, 34,5 кв.м, цокольный этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. О. Кошевого, 7, 15 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Сабанеева, 15 а, 66,9 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Нейбута, 33, 134,9 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, пр-т Океанский, 9, 183,8 кв.м, в том числе 1 этаж - 127,3 кв.м., 3 этаж - 56,5 кв.м, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Ильичева, 15, 101 кв.м, цокольный этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, 42, 330,6 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Успенского, 74, 160,1 кв.м, цокольный этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. 40 лет ВЛКСМ, 19 (далее - спорное имущество)
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое решение Думы признано незаконным и отменено полностью, суд также обязал администрацию в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения направить в адрес департамента предложение о передаче из муниципальной собственности в собственность Приморского края спорного имущества.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация и дума обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2013 отменить, указывая в обоснование жалобы на то, что муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если используется федеральными органами государственной власти.
Дума полагает, что администрация нарушила порядок передачи имущества в процессе разграничения полномочий, установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Администрация также указывает в своей апелляционной жалобе, что законодатель определил сроки передачи имущества из одного уровня власти в другой, а в данном случае заявитель не предпринял мер по реализации своего права в установленные сроки. Указывает, что суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям нормы права, не подлежащие применению. Администрация считает, что судом необоснованно отклонен довод о наличии судебного акта, имеющего преюдициальное значение. Полагает, что оспариваемым судебным актом нарушены права и законные интересы муниципального образования город Владивосток.
В судебном заседании представители Думы г. Владивостока и Администрации г. Владивостока поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, настаивая на отмене обжалуемого судебного акта.
Представители Департамента социальной защиты населения Приморского края представили отзыв на апелляционную жалобу, а также через канцелярию суда дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела. В судебном заседании представители департамента поддержали доводы отзыва и дополнений, а также заявили ходатайство о процессуальном правопреемстве.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ, определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 произведена замена Департамента социальной защиты населения Приморского края на Департамент труда и социального развития Приморского края в порядке процессуального правопреемства.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой наркологический диспансер" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой наркологический диспансер" в судебном заседании поддержал доводы отзыва и просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представители Департамента земельных и имущественных отношений, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие представителей Департамента земельных и имущественных отношений.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, решением Думы города Владивостока от 07.10.2009 N 359 утвержден Перечень муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края, в который вошли нежилые помещения площадью 25,1 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 17 а, 34,5 кв.м, цокольный этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. О. Кошевого, 7, 15 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Сабанеева, 15 а, 66,9 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Нейбута, 33, 134,9 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, пр-т Океанский, 9, 183,8 кв.м, в том числе 1 этаж - 127,3 кв.м, 3 этаж - 56,5 кв.м, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Ильичева, 15.
Решением Думы города Владивостока от 28.02.2011 N 634 "О внесении изменений в приложение к решению Думы г. Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края", список объектов, подлежащих передаче в государственную собственность Приморского края, дополнен нежилыми помещениями площадью 101 кв.м, цокольный этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, 42, 330,6 кв.м, 1 этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Успенского, 74, 160,1 кв.м, цокольный этаж, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. 40 лет ВЛКСМ, 19.
Кроме того, Решением Думы города Владивостока от 31.03.2011 N 668 утвержден дополнительный перечень объектов, занимаемых структурными подразделениями органов социальной защиты, подлежащих передаче в государственную собственность Приморского края: нежилые помещения по ул. 40 лет ВЛКСМ, ул. Лермонтова, 36 а, ул. Сахалинская, 43, ул. Посьетская, 40.
С целью принятия решения о передаче указанных помещений в государственную собственность Приморского края и подписания актов приема-передачи имущества письмами от 26.11.2009 N 13/5368, от 12.04.2011 N 28/7-1631 вышеуказанные решения направлены в Департамент имущественных отношений.
Письмами от 01.03.2012 N 53/2-18-868, от 27.04.2012 N 53/2-18-1764, от 18.06.2012 N 53/2-18-2642 Департамент имущественных отношений Приморского края выразил свое согласие на принятие помещений, занимаемых структурными подразделениями Департамента социальной защиты и ГБУЗ "Краевой наркологический диспансер", в собственность Приморского края, в которых указывал администрации города Владивостока на необходимость предоставления пакета документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
04.05.2012 в Думу города Владивостока поступила правотворческая инициатива главы города Владивостока - проект решения Думы города Владивостока "О признании утратившими силу решений Думы города Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края, от 28.02.2011 N 634 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края".
Согласно пояснительной записке, основанием для отмены ранее принятого решения Думы города Владивостока явилось то, что до момента внесения в Думу города Владивостока Проекта, Департаментом имущественных отношений Приморского края не принято соответствующее решение о принятии имущества в государственную собственность Приморского края.
23.05.2012 Думой города Владивостока принято решение N 860 "О признании утратившими силу решений Думы г. Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края", от 28.02.2011 N 634 "О внесении изменений в приложение к решению Думы г. Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края".
Департаменту социальной защиты населения Приморского края и ГБУЗ "Краевой наркологический диспансер" администрацией предложено обратиться в управление муниципальной собственности города Владивостока за заключением договора аренды на занимаемые им нежилые помещения.
Посчитав принятое Думой города Владивостока решение от 23.05.2012 N 860 незаконным и нарушающим права и законные интересы Приморского края, Департамент имущественных отношений обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании данного решения незаконным.
Решением арбитражного суда от 21.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционных жалоб в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 12 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в том числе и в статьей 26.3 названного Закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, нежилые помещения, расположенные по ул. 40 лет ВЛКСМ, 19, ул. Нерчинская, 42, ул. Успенского, 74 и находящиеся в муниципальной собственности, используются под размещение органов социальной защиты населения Приморского края и ГБУЗ "Краевой наркологический диспансер". ГБУЗ "Краевой наркологический диспансер" занимает данные нежилые помещения на основании договора аренды между последним и Комитетом по управлению имуществом администрации города Владивостока от 11.03.1999 N 7/205.
Нежилые помещения по адресам ул. Русская, 17 а, ул. О. Кошевого, 7, ул. Сабанеева, 15 а, ул. Нейбута, 33, пр-т Океанский, 9, ул. Ильичева, 15 г. Владивостока используются органами государственной власти Приморского края вследствие разграничений полномочий уровней власти, в связи с передачей полномочий по разрешению вопросов социальной защиты населения с муниципального уровня на уровень субъекта Российской Федерации.
В соответствии с нормами права, регулирующими передачу имущества из одного уровня власти в другой, суд первой инстанции правомерно установил, что спорное имущество, соответствует условиям, характеризующим имущество, подлежащее безвозмездной передаче из муниципальной собственности в собственность Приморского края, в силу требования абзаца 12 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Как следует из норм Федерального закона N 122-ФЗ, соблюдение баланса интересов при перераспределении полномочий и компетенции, состоит именно в том, что с передачей полномочий с одного уровня власти на другой, одновременно происходит наделение материальными ресурсами необходимыми для реализации приобретенных полномочий и компетенции, чем обусловлена безвозмездная передача муниципального имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации при соблюдении ими установленных оснований.
Необходимость использования Приморским краем спорного имущества для целей, отнесенных законом к компетенции субъектов Российской Федерации, также подтверждается, в том числе, в решениях Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2006 по делу N А51-9981/2006 23-170, от 06.12.2006 по делу N А51-9985/2006 23-173, от 06.12.2006 по делу N А51-9986/2006 23-172, от 12.12.2006 по делу N А51-9980/2006 23-175, от 13.12.2006 по делу N А51-9988/2006 23-179.
В силу вышеизложенного для целей реализации безвозмездной передачи в федеральную собственность муниципального имущества, решениями Думы г. Владивостока от 07.10.2009 N 359 и от 28.02.2011 N 634, принятыми в установленном Федеральном законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядке, утвержден Перечень муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность, в который вошли все объекты недвижимости, являющиеся предметом настоящего спора.
Тем самым органом местного самоуправления в установленном порядке и форме выражено соответствующее волеизъявление на передачу муниципального имущества в федеральную собственность, что соответствует положениям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
При этом передача спорного имущества обусловлена необходимостью его использования органами государственной власти Приморского края в целях исполнения полномочий, отнесенных законом к компетенции субъектов Российской Федерации, и подтверждается, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2008 по делу N А51-3379/2008 34-67, N А51-3378/2008 34-68, которыми бездействие Администрации города Владивостока, выразившееся в уклонении от направления в Департамент имущественных отношений предложения о передаче в государственную собственность Приморского края нежилых помещений, занимаемых Департаментом социальной защиты населения Приморского края, признано незаконным.
Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия оспариваемого решения Думой г. Владивостока явилось несовершение действий уполномоченного органа государственной власти субъекта Приморского края по принятию передаваемого муниципального имущества в собственность края.
Вместе с тем, порядок передачи имущества включает, во-первых, направление органом местного самоуправления предложений органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, а во-вторых - принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о передаче имущества (абзацы 15 и 17 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
При этом нормами абзаца 18 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что передача в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац 22 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" также установлено, что для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить, в частности, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае волеизъявление на передачу имущества из муниципальной собственности выражено в решениях Думы города Владивостока от 07.10.2009 N 359, от 28.02.2011 N 634.
Вместе с тем, Администрацией города Владивостока пакет документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, предоставлен не был.
Данный факт подтверждается письмами от 01.03.2012 N 53/2-18-868, от 27.04.2012 N 53/2-18-1764, от 18.06.2012 N 53/2-18-2642 Департамента имущественных отношений, в которых указывается на необходимость предоставления пакета документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, и Администрацией не оспаривается.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией города Владивостока нарушен порядок передачи имущества в процессе разграничения полномочий, установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122.
Судебная коллегия также отмечает, что статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) муниципальный правовой акт.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Учитывая необходимость контроля над соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал ранее принятый правовой акт.
Таким образом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В рассматриваемом случае коллегией апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлено соответствующих закону оснований для принятия Думой г.Владивостока ненормативного акта в порядке самоконтроля в виде обстоятельств, свидетельствующих, что решения Думы г.Владивостока от 07.10.2009 N 359 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность" и от 28.02.2011 N 634 "О внесении изменений в приложение к решению Думы г. Владивостока от 07.10.2009 N 359" принято с нарушением требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которому муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, решение Думы города Владивостока от 23.05.2012 N 860 об отмене ранее принятых решений Думы, которыми утвержден перечень объектов, подлежавших передаче в государственную собственность Приморского края, является незаконным.
Данный вывод апелляционной коллегии основан, в том числе на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7321/08, в Определении ВАС РФ от 17.04.2013 N ВАС-4042/2013, а также на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 8-П от 30.06.2006, Определении N 542-О от 07.12.2006.
При этом коллегией обращено внимание на то, что оспариваемым решением Думы г. Владивостока от 23.05.2012 N 860 не отменено, а признано утратившим силу ранее принятое решение.
Полномочие же по признанию утратившим силу ранее принятого ненормативного правового акта не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в перечне полномочий по осуществлению самоконтроля.
Данное обстоятеьство, по мнению коллегии, свидетельствует о принятии оспариваемого решения Думы при неверном толковании ею смысла и содержания Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы Администрации г. Владивостока об истечении срока передачи имущества из одного уровня власти в другой судебной коллегией не принимается как не основанный на нормах права. Указание в пункте 3 части 8 статьи 85 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ на необходимость безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не свидетельствует о том, что такая передача запрещена или невозможна после указанной даты.
Остальные возражения заявителя жалобы и Думы г. Владивостока проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2013 года по делу N А51-19021/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19021/2012
Истец: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Дума города Владивостока
Третье лицо: ГБУЗ Краевой наркологический диспансер, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевой наркологический диспансер", Департамент социальной защиты населения Приморского края, Дума города Владивостока, Департамент труда и социального развития Приморского края