г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А42-8300/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой,
судей Е.Г.Глазкова, И.Ю.Тойвонена,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А.Мальцевой,
при участии:
от заявителя: Коршунова Е.В. по доверенности от 13.04.2013 N 62,
от Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области : Мельник Е.А. по доверенности от 10.01.2013 N 0047-134,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9041/2013) Унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области на определение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2012 по делу N А42-8300/2011 (судья О.А.Петрова), принятое
по заявлению внешнего управляющего Унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области
к Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области, УМПП "Жилкомхоз",
о признании недействительной сделки, оформленной постановлением Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области N 191 от 15.03.2010 "О прекращении права хозяйственного ведения недвижимым имуществом ЗАТО "Александровск" в рамках дела о несостоятельности (банкротстве),
установил:
внешний управляющий Унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области (далее - должник, УМТЭП ЗАТО Снежногорск) Кондрашкин А.Б. обратился в арбитражный суд в порядке главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве") (далее - Закон о банкротстве) с заявлением о признании недействительным изъятия из хозяйственного ведения должника теплосетей на основании постановления Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области (далее - Администрация) N 191 от 15.03.2010.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 29.12.2012 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие подлежащего защите материального права, поскольку право хозяйственного ведения за должником не было зарегистрировано.
Внешним управляющим подана и в судебном заседании представителем поддержана апелляционная жалоба со ссылками на неправильное применение норм материального права, в которой просил определение отменить, заявление удовлетворить. Ссылался на возникновение права хозяйственного ведения у правопредшественника должника до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Отметил отсутствие зарегистрированного права у МО ЗАТО Александровск Мурманской области на спорные объекты на момент изъятия объектов недвижимости.
Представитель Администрации в отзыве и в судебном заседании изложил возражения относительно апелляционной жалобы, считая, что момент возникновения права хозяйственного ведения должен быть связан с моментом регистрации должника в качестве юридического лица, который имел место после вступления в законную силу Закона о регистрации.
Иные, участвующие в обособленном споре лица, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом толкования норм процессуального права Высшим Арбитражным Судом РФ в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке с применением частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения Администрации в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд находит доводы подателя апелляционной жалобы обоснованными, определение - подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления внешнего (конкурсного) управляющего.
Как следует из материалов дела, спорное недвижимое имущество (тепловые сети общей протяженностью 27 169 погонных метров на общую сумму по балансовой стоимости 38 078 634 рубля 55 копеек) было закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным (областным) Унитарным теплоэнергетическим предприятием города Снежногорска (далее - ГОУТЭП г. Снежногорска) в соответствии с договором N 64 от 08 января 1997 года "О закреплении за ГОУТЭП г. Снежногорска государственного имущества на праве хозяйственного ведения", актом приёмки - передачи основных средств по состоянию на 01 января 1997 года и бухгалтерским балансом по состоянию на 01 января 1997 года, являющихся неотъемлемой частью договора N 64 от 08 января 1997 года о закреплении за ГОУТЭП г. Снежногорска на праве хозяйственного ведения государственного имущества.
На основании Постановления губернатора Мурманской области N 391 от 09.09.1998 "О передаче имущества ГОУТЭП г. Снежногорска в муниципальную собственность ЗАТО Снежногорска", государственное имущество, закрепленное за ГОУТЭП г. Снежногорска, передано в собственность муниципального образования ЗАТО г. Снежногорска.
Должник был создан в результате реорганизации в форме преобразования ГОУТЭП г. Снежногорска, зарегистрированного Постановлением администрации г. Снежногорска N 952 от 19.12.1996, в соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области N 391 от 09.09.1998 и решением собственника Постановлением Главы ЗАТО Снежногорск от 25.09.1998 N 658 (п. 1 Устава УМТЭП ЗАТО Снежногорск.
УМТЭП ЗАТО Снежногорск зарегистрировано Постановлением Главы ЗАТО г. Снежногорска N 667 от 01.10.1998 и является правопреемником ГОУТЭП г. Снежногорска в соответствии с передаточным актом.
Указанный передаточный акт составлен на основании Постановления главы Администрации ЗАТО Снежногорск от 25.09.1998 N 658, согласно которому преемником прав и обязанностей ГОУТЭП г. Снежногорска является УМТЭП ЗАТО Снежногорск, в том числе и в отношении спорных объектов недвижимости.
02.08.2002 ФНС России в лице Межрайонной ИФНС N 3 по Мурманской области в ЕГРЮЛ внесены сведения о должнике, который был создан путем реорганизации до 01.07.2002, дата регистрации - 01.10.1998, ОГРН 1025100747792.
Спорное недвижимое имущество было закреплено на праве хозяйственного ведения за ГОУТЭП г. Снежногорска до "31" января 1998 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", соответственно, регистрация права хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество не требовалась. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Должник является правообладателем спорного недвижимого имущества, права на которое перешло ему в результате правопреемства от ГОУТЭП г. Снежногорска, так как УМТЭП ЗАТО Снежногорск было создано в результате реорганизации в форме преобразования ГОУТЭП г. Снежногорска и к УМТЭП ЗАТО Снежногорск перешли все права и обязанности, в том числе право хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество.
Сделав вывод о недоказанности возникновения права хозяйственного ведения у должника с учетом правовой позиции Администрации, арбитражный суд первой инстанции не применил толкование норм материального права в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда РФ.
В соответствии с пунктом 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит ко вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Оформление волеизъявления собственника о реорганизации должника в качестве юридического лица не изменяет волеизъявление собственника на наделение правопредшественника должника в декабре 1996 года правом хозяйственного ведения с передачей ему спорных теплосетей, которые из владения предприятия, осуществляющего на них (теплосетях) свою уставную деятельность непрерывно, не выбывали.
Балансовый учет имущества, полученного от правопредшественника, ведется должником по тем же идентифицирующим признакам и инвентарным номерам, как это значилось в ранее оформленных передаточных актах.
Собственником предприятия принято распоряжение N 191 от 15.03.2010 об изъятии спорного имущества из хозяйственного ведения при неизменности уставной деятельности предприятия, на основании которого оно передано в казну МО ЗАТО Александровск Мурманской области и в период с декабря 2010 года по сентябрь 2011 года осуществлены действия по государственной регистрации права муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 40 совместного Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского Кодекса Российской Федерации и иными законами.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Учитывая изложенное, заявление внешнего управляющего, поддержанное конкурсным управляющим, о признании сделки по изъятию имущества должника из хозяйственного ведения последнего недействительной, обоснованно по праву, вследствие чего подлежит удовлетворению.
Вопрос о применении последствий действительности не ставился притом, что те же объекты теплосетей переданы должнику на возмездной основе для эксплуатации и соответствующие расходы влияют на объем сформированной конкурсной массы.
Руководствуясь статьями 176, 110, 223, 268, 269 п. 2, 270 ч. 1 п. 4, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение арбитражного суда первой инстанции от 29.12.2012 в части отказа в удовлетворении заявления отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать недействительной сделку, оформленную постановлением Администрации Муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области N 191 от 15.03.2010 "О прекращении права хозяйственного ведения недвижимым имуществом ЗАТО Александровск", в соответствии с которой с баланса УМТЭП г. Снежногорска Александровск Мурманской области в состав имущества муниципальной казны ЗАТО Александровск передано недвижимое имущество - тепловые сети общей протяженностью 27 169 погонных метров на общую сумму по балансовой стоимости 38 078 634 рублей 55 коп.:
- внешние тепловые сети р-н ЦТП1, БК, ул. Октябрьская, инвентарный номер 95001, протяженностью 6870 пг. м. балансовая стоимость объекта 4 172 108 руб. 23 коп.;
- магистральный тепл. р-н верхней террасы, инвентарный номер 814, протяженностью 4169 пг. м., балансовая стоимость объекта 3 270 890 руб. 17 коп.;
- Т/сети от ж/д N 1 до ж/д N 19 р-н Окт.8-Окт. 10, инвентарный номер 796, протяженностью 404 пг. м., балансовая стоимость 167 394 руб. 00 коп.;
- Т/сети от котельной N 2 (рекон. 09.09), инвентарный номер 95011, протяженностью 942 пг. м., балансовая стоимость 3 366 146 руб. 49 коп.;
- Тепломагистраль (р-н школа N 268, 269), инвентарный номер 95020, протяженностью 2164 пг. м., балансовая стоимость 1 884 909 руб. 44 коп.;
- Т/сети ж/д N 20 р-н Октябрьская, 10, инвентарный номер 800, протяженностью 390 пг. м., балансовая стоимость 1 676 459 руб. 03 коп.;
- Тепломагистраль "Котельная N 1- школа 268", инвентарный номер 783 протяженностью 1462 пг. м., балансовая стоимость 792 687 руб. 00 коп.;
- Т/сети жилого поселка "Детская поликлиника - Дом учителя", инвентарный номер 758, протяженностью 324 пг. м., балансовая стоимость 68 378 руб. 00 коп.;
- Т/сети ж/д N 7,8,9 Стеблина,10-Стеблина,18, инвентарный номер 807, протяженностью 1560 пг. м., балансовая стоимость 1 173 095 руб. 26 коп.;
- Теплосеть р-н АТП, инвентарный номер 95027, протяженностью 176 пг. м., балансовая стоимость 120 631 руб. 00 коп.;
- Теплосеть, инвентарный номер 95012, протяженностью 3920 пг.м., балансовая стоимость 1 471 076 руб. 00 коп.;
- Теплосеть ул.Мира,12, инвентарный номер 95013, протяженностью 1768 пг. м., балансовая стоимость 2 221 569 руб. 00 коп.;
- Теплосеть к ж/д N 20 ул.Октябрьская, 10, инвентарный номер 795, протяженностью 208 пг. м., балансовая стоимость 68 377 руб. 00 коп.;
- Теплосеть к общежитию ЛАО, инвентарный номер 95029, протяженностью 652 пг. м., балансовая стоимость 275 129 руб. 00 коп.;
- Теплотрасса ПИ-труба (Каньон), инвентарный номер 95017, протяженностью 1406 пг. м., балансовая стоимость 13 897 066 руб. 88 коп.;
- Теплотрасса (Земфира), инвентарный номер 95019, протяженностью 154 пг. м., балансовая стоимость 3 182 392 руб. 05 коп.;
- Т/сеть к фруктохранилищу ООО "КОСАМ", инвентарный номер 799, протяженностью 600 пг. м., балансовая стоимость 270 326 руб. 00 коп.
Взыскать с Управления муниципальной собственностью ЗАТО Александровск Мурманской области в пользу Унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области 6.000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8300/2011
Должник: ООО "Центр правового обеспечения", Унитарное муниципальное теплоэнергетическое предприятие г. Снежногорска ЗАТО Александровск
Кредитор: ГОУТП "ТЭКОС", ЗАО "Эксперт", ОАО "Оборонэнерго" - филиал "Кольский", ООО "Лукойл-Резервнефтепродукт", ООО "Пальмира", ООО "Торгснаб", Унитарное муниципальное теплоэнергетическое предприятие г. Снежногорска ЗАТО Александровск, Унитарное муниципальное теплоэнергетическое предприятие г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования ЗАТО Александровск, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Александровск, Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск Мурманской области, Администрация МО ЗАТО Александровск, Кондрашкин Андрей Брониславович, Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Мурманской области, Межрайонный специализированный отдел службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области, Министерство территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", ООО "Центр правового обеспечения", Рупчев Алексей Викторович, Сазонов Евгений Геннадьевич, Унитарное муниципальное производственное предприятие "Жилкомхоз" г. Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманской области (УМПП ЖКХ г. Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманской области), Управление Росреестра по Мурманской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Управление ФНС по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3412/18
24.01.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27422/13
17.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18075/13
25.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18075/13
24.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18075/13
29.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18075/13
23.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6554/13
17.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6554/13
27.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10482/13
25.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8504/13
25.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9041/13
27.02.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4253/13
30.11.2012 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8300/11