г. Самара |
|
28 июня 2013 г. |
Дело N А65-24208/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от "ТРК "ТВТ" - представителя Карповой Н.Н. (доверенность от 28.01.2013 г.),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2013 года по делу N А65-24208/2011 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ" (ИНН 1653020607, ОГРН 1021603629838), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Телерадиокомпания ТВТ" (далее - ОАО "ТРК "ТВТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, административный орган) от 22.09.2011 по делу N А05-963/2011 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2012 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А65-24208/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.03.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А65-24208/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При этом, суд кассационной инстанции в названном постановлении указал, что суды, указав на наличие в действиях заявителя состава правонарушения, освободили его от ответственности без законных оснований. Выводы судом сделаны без учета положений статьи 3.5 КоАП РФ и позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N 11132/11, без оценки доводов общества относительно того, что Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" изменена редакция статьи 14.31 КоАП РФ и изменены санкции. При новом рассмотрении суду необходимо, учитывая вышеизложенное, определить размер ответственности и в соответствии с требованиями закона принять законный и обоснованный судебный акт.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ТРК "ТВТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.05.2013 и вернуть дело на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и вернуть дело на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Представитель УФАС России по РТ в судебное заседание не явился, Управление надлежаще извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 05-443/2010 о нарушении антимонопольного законодательства УФАС России по РТ приняло решение от 17.06.2011, которым признало ОАО "ТРК ТВТ" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем необоснованного уклонения от предоставления собственникам помещений услуг по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию систем кабельной сети многоквартирных домов.
УФАС России по РТ 13.09.2011 составило в отношении ОАО "ТРК ТВТ" протокол об административном правонарушении N А05-963/2011.
Постановлением от 22.09.2011 по делу N А05-963/2011 об административном правонарушении УФАС России по РТ наложило на ОАО "ТРК ТВТ" штраф в размере 407820 руб. по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которой (в редакции, действовавшей на день принятия указанного постановления) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Заявитель не согласился с постановлением антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, установлен при предыдущем рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела, выполняя указание суда кассационной инстанции, судом рассмотрен вопрос определения размера ответственности заявителя.
Совершенное обществом правонарушение квалифицировано антимонопольным органом в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения.
При назначении штрафа по делу N А05-963/2011 об административном правонарушении антимонопольный орган исходил из размера выручки заявителя за 2010 год от реализации товаров (работ, услуг) на рынке которого совершено административное правонарушение.
Однако, 13.12.2011 г. Президиумом ВАС РФ было вынесено постановление N 11132/11, в соответствии с которым при привлечении к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке штраф исчисляется исходя из выручки правонарушителя за год, предшествующий году издания антимонопольным органом приказа о возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Поскольку приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства N 05-443/2010 был издан 2.11.2010 г., соответственно, расчет штрафа должен был быть произведен исходя из выручки заявителя за 2009 год.
Согласно отчету о прибылях и убытках выручка заявителя за 2009 год составила 1 259 340 000 руб., соответственно одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки заявителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2009 год составляет 25 186 800 руб., следовательно размер административного штрафа, налагаемого на заявителя в качестве административного наказания за нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ в ред. от 17.09.2009 г. не может составлять более 25 186 800 руб.
В соответствии с представленной заявителем информацией сумма выручки, полученная заявителем в 2009 году от реализации в границах города Казани услуг по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию системы кабельной сети многоквартирных жилых домов, составляет 44 млн. руб.
Следовательно, минимальный размер штрафа за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ в ред. от 17.09.2009 г., подлежащий назначению заявителю, составляет 440 000 руб.
Вступившим 07.01.2012 в законную силу Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон от 06.12.2011 N 404-ФЗ) статья 14.31 КоАП РФ изложена в новой редакции - административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена как в первой, так и во второй части указанной статьи в зависимости от субъекта ответственности и наступивших либо предполагаемых последствий.
Примечаниями к статье 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 404-ФЗ установлены правила назначения административного наказания, в том числе, в зависимости от наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 г. N 404 ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением по ст.14.31 ч. 1 предусмотрена в виде штрафа для юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с положениями ст. 14.31 КоАП РФ в ред. от 06.12.2011 г. административный штраф, применяемый к заявителю за совершение действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением в части ущемления интересов других лиц (собственников помещений многоквартирных жилых домов) путем необоснованного уклонения от предоставления услуг по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию системы кабельной сети многоквартирного жилого дома, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, будет равен 650 000 руб.= (1 000 000 руб.- 300 000 руб.)/2+300 000 руб.
В соответствии с положениями ч. 2 ст.1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом, ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет.
Соответственно, у суда отсутствуют основания для назначения заявителю административного наказания в виде минимального штрафа в размере 650 000 руб. в соответствии с положениями ст.14.31 КоАП РФ в ред. Федерального закона N 404-ФЗ.
В соответствии с положениями п.2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Минимальный размер административного штрафа, который рассчитан антимонопольным органом, исходя из выручки заявителя за 2009 год, по ст. 14.31 КоАП РФ в редакции закона от 17.09.2009 г. составляет 440 000 руб.
Назначение заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 440 000 руб. (исходя из сведений о выручке за 2009 год) также ухудшает его положение по сравнению с назначенным административным наказанием в виде штрафа в размере 407820 руб., в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для назначения административного наказания в виде штрафа в размере 440 000 руб.
Платежным поручением N 3167 от 11.04.2012 г. заявителем уплачен штраф по оспариваемому постановлению в размере 407 820 руб.
Поскольку судом кассационной инстанции указано на отсутствие законных оснований для освобождения заявителя от административной ответственности, суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств, правомерно указал на наличие оснований для оставления оспариваемого постановления антимонопольного органа с назначенным размером административного наказания в виде штрафа в размере 407 820 руб. в силе.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на изложенную выше оценку судом обстоятельств настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2013 года по делу N А65-24208/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24208/2011
Истец: ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8637/13
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24208/11
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1194/13
29.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14226/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24208/11
03.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2920/12
27.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15338/11
25.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24208/11