г. Самара |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А55-33148/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июля 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2013 года по делу N А55-33148/2012 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области (ОГРН 1056325022742, ИНН 6325036635), Самарская область, г. Сызрань,
к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-эксплуатационая служба", Самарская область, г. Сызрань,
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее - Пенсионный фонд, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-эксплуатационая служба" (далее - предприятие, МУП "Жилищно-эксплуатационая служба") о взыскании штрафа в размере 25 134 руб. 26 коп. за предоставление недостоверных сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету (л.д. 2).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2013 по делу N А55-33148/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.102-103).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.107-108).
Предприятие апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании акта выездной налоговой проверки от 21.05.2012 N 12-10 проведенной Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области, Управлением Пенсионного фонда сделан вывод, что страхователь МУП "Жилищно-эксплуатационая служба" предоставил 04 февраля в Управление Пенсионного фонда недостоверные индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах в отношении 9 застрахованных лиц за 2009 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о страховых взносах и страховом стаже.
В обоснование своих требований Пенсионный фонд ссылается на пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пенсионным фондом по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 31.07.2012 N 40/49 (л.д.3).
06.09.2012 Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении МУП "Жилищно-эксплуатационая служба" к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 40/49 и взыскания финансовой санкции в размере 25134,26 руб. (л.д.8).
Требование от 02.10.2012 N 40/49 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции МУП "Жилищно-эксплуатационая служба" не исполнено.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит взыскать с МУП "Жилищно-эксплуатационая служба" финансовую санкцию в сумме 25134,26 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), в частности, сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ об устранении имеющихся расхождений.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда РФ вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" размер штрафа, подлежащего взысканию за непредставление или представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены либо представлены неполные сведения.
Как указано в тексте заявления Пенсионного фонда, сумма причитающихся недостоверных взносов за 2009 год составила 251 342 руб. 62 коп., от указанной суммы и исчислена сумма взыскиваемого штрафа.
Возражая против заявленных требований, предприятие указывает на то, что ошибка в исчислении страховых взносов произошла из-за сбоя компьютерной программы. Соглашаясь с установленными в ходе налоговой проверки нарушениями, предприятие направило в Пенсионный фонд уточненную декларацию, считает, что если и подлежит ответственности в виде штрафа, то только в размере 10 процентов от суммы доначисленных по результатам налоговой проверки страховых взносов.
В соответствии с положениями пунктов 4 и 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что основания для взыскания штрафа отсутствуют.
Решение Пенсионного фонда от 06.09.2012 года N 40/49 не содержит описания выявленных нарушений и расчета суммы штрафа. Ссылка на акт выездной налоговой проверки не может считаться таким описанием. Акт выездной налоговой проверки является документом, в котором в соответствии с положениями статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) фиксируются все результаты проверки, указанный акт и представленные на него возражения служат только основанием для рассмотрения результатов проверки руководителем налогового органа и вынесения по ним соответствующего решения.
Как следует из решения по результатам выездной налоговой проверки от 20.06.2012 года, предприятию предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 12009 руб. 20 коп. (л.д.58-71).
Пенсионный фонд в данном случае, привлек предприятие к ответственности за предоставление недостоверных сведений в виде штрафа в сумме 25134 руб. 26 коп.
Суд первой инстанции правильно указал, что Пенсионный фонд не представил доказательств в чем конкретно выражается недостоверность представленных предприятием сведений и исходя из каких документов, для расчета суммы штрафа использована сумма подлежащих уплате страховых взносов за 2009 год в размере 251342 руб. 60 коп. и в отношении каких застрахованных лиц, в решении не указано.
Как видно из материалов дела, что предприятие своевременно сдало в Пенсионный фонд индивидуальные сведения за 2009 год, исходя из тех сумм, которые фактически начислены по застрахованным лицам.
После проведения выездной налоговой проверки и выявления нарушений в начислении страховых взносов, предприятие добровольно оплатило доначисленные ему суммы страховых взносов (платежные поручения от 10.07.2012 N 2423 и N 2424), после чего 13.07.2012 года, направило в Управление Пенсионного фонда корректирующую декларацию, а 31.07.2012 Пенсионным фондом составлен акт N 40/49.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в действиях предприятия отсутствует состав нарушения, за которое предусмотрена ответственность, установленная абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция об отсутствии оснований для привлечения к ответственности, в случае подачи корректирующих деклараций нашла свое отражение также и в судебной практике - постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2010 N Ф03-7020/2010.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2013 года по делу N А55-33148/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33148/2012
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области
Ответчик: МУП "Жилищно-эксплуатационная служба" г. Сызрань