г. Воронеж |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А14-18844/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.07.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Скрынникова В.А. Семенюта Е.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сорокиной О.А.,
при участии:
от Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж: от индивидуального предпринимателя Бондарева Бориса Алексеевича: от индивидуального предпринимателя Соловьёвой Галины Григорьевны: от Администрации городского округа город Воронеж: |
Радченко Н.В., специалист 1 категории правового отдела, доверенность N 601917 от 26.12.2012 (сроком до 31.12.2013); Бондарев Б.А., паспорт РФ;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Соловьёвой Галины Григорьевны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2013 по делу N А14-18844/2012 (судья Федосова С.С.) по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьёвой Галины Григорьевны (ИНН 672701429459, ОГРНИП 312366833500194), г.Воронеж, к Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж (ИНН 3661011617, ОГРН 1023601578681), г.Воронеж, о признании незаконными действий по подготовке к демонтажу нестационарного торгового объекта, павильона,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Соловьёва Галина Григорьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Соловьёва Г.Г.) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж (далее - ответчик, Управа) о признании незаконными действий по подготовке к демонтажу нестационарного торгового объекта, павильона, площадью 56 кв.м., расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Электровозная, возле дома N 19.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ИП Соловьева Г.Г. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая следующее:
- действующее законодательство не предоставляет административным органам право принимать решения о сносе (переносе) самовольных построек (объектов), следовательно, такие решения может принимать только суд. Решение вопросов о демонтаже (или) переносе самовольно установленных нестационарных торговых объектов не относится к компетенции административных органов. Гражданское законодательство основано на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого - либо в частные дела, судебной защите нарушенных прав.
В заседание апелляционной инстанции ИП Соловьева Г.Г. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель Управы Железнодорожного района городского округа г.Воронеж и ИП Бондарев Б.А. требования апелляционной жалобы не признали, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
Администрация городского округа г.Воронеж своего представителя в судебное заседание не направила, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзывов на неё, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц, присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
16.10.2007 ИП Соловьевой Галине Григорьевне был выдан ордер N 519-к на установку киоска по адресу: г.Воронеж, ул.Калининградская- ул.Элетровозная (фактически ул.Электровозная у дома 19), сроком действия до 16.10.2010.
25.03.2010 городской межведомственной комиссией "По установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" (далее межведомственная комиссия) было принято решение N 48, протокол N4 о согласовании ИП Соловьевой Г.Г. заявления о расширении существующего киоска (ордер N519-к от 16.10.2007) на 13 м.кв., т.е. согласована установка павильона непродовольственные товары площадью 56 м.кв.
Уведомлением от 01.04.10 N 1695/вс управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж сообщило предпринимателю о вышеуказанном решении межведомственной комиссии и указало о необходимости ИП Соловьевой Г.Г. явиться в управление для оформления разрешительной документации на временное сооружение в установленном порядке.
09.06.2010 решением межведомственной комиссии N 9 (протокол N 41) было отменено ранее принятое решение межведомственной комиссии от 25.03.2010 решение N 48, протокол N4 о согласовании ИП Соловьевой Г.Г. заявления о расширении существующего киоска (ордер N519-к от 16.10.2007) на 13 м.кв., в связи с отказом управления главного архитектора в согласовании предоставленного градостроительного заключения, поскольку реконструкция под павильон нецелесообразна и градостроительно не обоснованно в связи с планируемым проектированием и строительством торгового комплекса.
Данное решение межведомственной комиссии ИП Соловьевой Г.Г. не обжаловалось в судебном порядке.
09.12.2010 межведомственной комиссией в отношении киоска ИП Соловьевой Г.Г. (ордер N 519-к от 16.10.2007) было принято решение N 48, протокол N 15 о демонтаже киоска в связи с допущенным нарушением - отсутствием действующей разрешительной документации на основании решения Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-11 "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" (пунк 2.7).
В силу указанных обстоятельств Управа Железнодорожного района в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 г. N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" направила в адрес ИП Соловьевой Г.Г. уведомление о демонтаже 07.12.2012 киоска, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Калининградская-ул.Электровозная.
Не согласившись с действиями Управы Железнодорожного района, считая, что обжалуемые действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратилась в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришёл к выводу о законности оспариваемых действий Управы и ненарушении ими прав и законных интересов предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом исходя из положений ст.198 АПК РФ для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления требуется одновременно наличие двух условий, -несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Применив правовые нормы п.1, п.3 ст.3, ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", арбитражный суд области правильно указал на то, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В силу пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж до 12.05.2012 г. был установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-11 "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" (документ утратил силу в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, вступившего в силу со дня официального опубликования).
Пунктом 2.7 указанного Положения был установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов. Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (далее Положение) утверждено вступившим в законную силу 12.05.2012 г. Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III.
В силу данного Положения павильоны, киоски относятся к нестационарным торговым объектам.
Согласно п.4.1 раздела 4 данного Решения, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж.
Пунктом 4.2 Решения установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
В соответствии с п.п.4.3, 44 Решения, основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является заключенный с уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Основанием для эксплуатации нестационарного торгового объекта - акт приемочной комиссии о соответствии размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, и архитектурному решению.
В силу приведенных правовых норм, арбитражный суд области сделал правильный и мотивированный вывод о том, что временное сооружение должно быть включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж только в том случае, если на момент утверждения данной схемы на временное сооружение имелась действующая разрешительная документация (ордер на установку, положительного решения межведомственной комиссии), предусмотренная решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-11 "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Кроме того, в силу Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, для размещения нестационарного торгового объекта на законных основаниях, необходимо участие в торгах и получение соответствующего пакета разрешительных документов: договор на размещение заключенный с соответствующим органом, акт приемочной комиссии о соответствии размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение.
Вместе с тем, в силу пункта 7.3 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж нестационарные торговые объекты, размещенные без правоустанавливающих документов (ордера на установку, положительного решения межведомственной комиссии), подлежат обязательному демонтажу в порядке, определенном абзацем 3 пункта 7.2 настоящего Положения.
Пунктом 7 Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III определено, что демонтаж нестационарных торговых объектов осуществляется управами районов городского округа город Воронеж.
В соответствии с пунктом 7.2 Положения управа района городского округа город Воронеж направляет по юридическому адресу регистрации субъекта торговли письменное извещение, в котором указывается календарная дата, срок и место демонтажа, место последующего хранения и условия последующего получения конструктивных элементов демонтированного нестационарного торгового объекта субъектом торговли.
При невозможности вручения письменного извещения или установления владельца указанного нестационарного торгового объекта извещение об устранении нарушений размещается соответствующей управой района городского округа непосредственно на указанном нестационарном торговом объекте, о чем делается запись в акте обследования нестационарного торгового объекта.
Арбитражным судом установлено, что у ИП Соловьевой Г.Г., как на момент утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (05.05.2012 г.), так и на момент вступления в силу (12.05.2012) Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" отсутствовала действующая разрешительная документация на временное сооружение - киоск. Кроме того, у предпринимателя также отсутствовало положительное решение межведомственной комиссии о продлении действия ранее выданной разрешительной документации на киоск (павильон). Имеющееся отрицательное решение межведомственной комиссии N 41, протокол N 9 от 09.06.2010 заявителем не оспаривалось в судебном порядке. Отсутствовала действующая разрешительная документация на киоск и на момент направления предпринимателю уведомления о демонтаже временного сооружения.
Доказательства, свидетельствующие о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, спорного киоска предпринимателя в материалах дела отсутствуют, суду не представлены и иные доказательства подтверждающие законность размещения и эксплуатации временного сооружения.
Таким образом, предприниматель самовольно, без наличия законных оснований эксплуатировала торговый киоск (в настоящее время павильон) по адресу: г.Воронеж, ул.Калининградская - ул.Элетровозная (фактически ул.Электровозная у дома 19), что в силу Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж не допустимо и влечет демонтаж временного сооружения.
При этом принудительный демонтаж нестационарного торгового объекта согласно п. 7 Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III осуществляется управами районов городского округа город Воронеж.
Таким образом, оспариваемые действия управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж по принудительному демонтажу нестационарного сооружения, расположенного по адресу: ул.Калининградская - ул.Элетровозная (фактически ул.Электровозная у дома 19), соответствуют вышеприведённым правовым нормам. Законные действия Управы не могут нарушать прав ИП Соловьевой Г.Г. в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылки заявителя жалобы на статью 209 ГК РФ и статью 35 Конституции РФ приводились в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Суд области правильно указал на то, что рассматриваемые правоотношения регулируются специальными нормами решения Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-11 и решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, соответствующее фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2013 по делу N А14-18844/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Соловьёвой Галины Григорьевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
В.А.Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18844/2012
Истец: Соловьева Г Г
Ответчик: Управа Железнодорожного района ГО г. Воронежа, Управа Железнодорожного района ГО город Воронеж
Третье лицо: Администрация городского округа город Воронеж, Бондарев Б А
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3064/13
30.09.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2045/13
10.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3064/13
12.07.2013 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18844/12
03.07.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2045/13
06.03.2013 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18844/12