г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А21-10738/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Сомовой Е.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Чафоновой Л.А. по доверенности от 14.01.2013 N 8, Ковалевой В.Л. по доверенности от 14.01.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10873/2013) Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2013 по делу N А21-10738/2012 (судья Можегова Н.А.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "150 авиационный ремонтный завод"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области
о признании недействительными решения и требования
установил:
Открытое акционерное общество "150 авиационный ремонтный завод" (ОГРН: 1093925016767, место нахождения: Калининградская область, город Светлый, поселок Люблино, улица Гарнизонная, дом 4) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее Инспекция) от 14.09. 2012 г. N 2227728/376 и требования от 19.11.2012 N 628 в части взыскания налога на добавленную стоимость за 3-4 кварталы 2011 в размере 3 000 717 руб., соответствующих пеней и штрафа, а также в части привлечения общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьёй 123 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), без учёта обстоятельств, смягчающих его ответственность.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2013 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области от 14.09. 2012 N 2227728/376 и требование от 19.11. 2012 N 628 в части взыскания с Открытого акционерного общества "150 авиационный ремонтный завод" налога на добавленную стоимость в сумме 3 000 717 руб., пеней в сумме 96 203,23 руб. и штрафа в сумме 600 144 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права по эпизоду доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 3 000 717 руб., пеней в сумме 96 203,23 руб. и штрафа в сумме 600 144 руб., просит отменить в указанной части отменить.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчик, надлежащим образом в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ, с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представители общества в судебном заседании требования по жалобе не признали, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в оспариваемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Открытого акционерного общества "150 авиационный ремонтный завод" по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: по всем налогам и сборам с 01.01.2011 по 31.12. 2011 г., по налогу на доходы физических лиц с 01.10. 2011 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт от 14.08. 2012 N 17/225 и принято решение от 14.09.2012 N 2227728/376 о привлечении ОАО "150 АРЗ" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьёй 123 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 1 280 491 руб.
Кроме того, обществу предложено уплатить в соответствующие бюджеты налог на добавленную стоимость (НДС) за 3 и 4 кварталы 2011 г. в общей сумме 3 000 717 руб., пени в сумме 96 203,23 руб., пени по НДФЛ в сумме 68 103,24 руб.
Решением от 13.11.2012 N ЗС-05-10/14376 Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области оставило решение Инспекции без изменения, жалобу без удовлетворения.
19.11.2012 в адрес налогоплательщика Инспекцией направлено требование N 628 об уплате в срок до 07.12. 2012 налога, пеней и штрафа, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки.
Считая, что решение N 2227728/376 и требование N 628 (в обжалуемой части) являются незаконными и нарушают его права, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения заявителя, считает принятый по делу судебный акт не подлежащими отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Общество в проверяемый период осуществляло капитально-восстановительный ремонт вертолётов (военного и гражданского назначения), агрегатов систем вертолётов, главных редукторов.
В период с 2009 г. по 2011 г. на предприятии было открыто более 30 наряд-заказов по ремонту вертолётов. Заказчиками оказываемых обществом работ (услуг) являлись как российские, так и иностранные организации. Операции по реализации услуг по ремонту техники для иностранных заказчиков облагались НДС по ставке 0 процентов, для российских заказчиков - по ставке 18 процентов.
В ходе проверки было установлено, что запасные части, узлы, агрегаты, детали, механизмы и др. (далее ТМЦ), необходимые для ремонта авиационной техники, были приобретены в период с 2007 г. по 2010 г.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении указанных ТМЦ, общество в полном объёме заявляло к вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ, после принятия товаров к учёту. Правомерность указанных налоговых вычетов не оспаривалась Инспекцией. Однако,по мнению Инспекции, восстановление НДС следовало осуществлять в тех налоговых периодах, когда соответствующие ТМЦ были переданы в производство для ремонта иностранной авиационной техники, то есть когда обществу стало известно об их использовании для операций по реализации работ (услуг), облагаемых по ставке 0%. Принятие полностью к вычету сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), а в момент определения налоговой базы по экспортируемым товарам восстановление сумм этого налога, ранее принятых к вычету, не может рассматриваться как ведение раздельного учета. То есть принятие к вычету сумм НДС, подлежащих вычету в связи с экспортом товаров, операции по реализации которых облагаются налогом по ставке 0 процентов, до момента определения налоговой базы, установленного п. 9 ст. 167 НК РФ, неправомерно. Указывает на то, что налогоплательщик в момент приобретения товара(работ,услуг), исходя из заключенных экспортных контрактов, знает о том, какая партия товара будет им использована при ремонте на экспорт, и какая на внутреннем рынке.
Сумма НДС, подлежавшая восстановлению в 3 квартале 2011 г., составила 1 212 473 руб., в 4 квартале 2011 г. - 1 788 244 руб.
Инспекцией доначислен НДС 3 000 717 руб. налога, соответствующие суммы пеней и штрафа.
Пунктом 1 ст. 153 Кодекса установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
В соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 172 Кодекса вычет сумм налога, предусмотренных пп. 1 - 8 ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Кодекса, производится в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 Кодекса.
Так, п. 9 ст. 167 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки и предусмотренных ст. 165 Кодекса. В случае если на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, указанный пакет документов не собран, момент определения налоговой базы определяется в соответствии с п. 1 ст. 167 Кодекса как день отгрузки товаров.
С 01.10.2011 вступила в действие норма п. 5 ч. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которой суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, при реализации товаров на экспорт суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным для таких операций товарам (работам, услугам), принятые к вычету до момента определения налоговой базы, подлежат восстановлению в периоде отгрузки товаров на экспорт.
Согласно п. 10 ст. 165 Кодекса порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и(или) реализации товаров на экспорт, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Приказом N 517 от 30.12.2010 об учетной политике на 2011 год (том 11, листы дела 111-119), было предусмотрено, что при реализации товаров на экспорт суммы НДС по приобретённым для таких операций товарам (работам, услугам) и принятые к вычету до момента определения налоговой базы подлежат восстановлению. Восстановление налога производится не позднее того налогового периода, в котором производится отгрузка товаров на экспорт (подписание акта выполненных работ) и оформление таможенными органами таможенных деклараций в режиме экспорта. В случае осуществления отгрузки товаров и таможенного оформления в разных налоговых периодах, восстановление соответствующих сумм налога производится не позднее того налогового периода, в котором соблюдаются оба данных условия.
В момент приобретения ТМЦ (2007-2010г.г.) общество не знало и не могло знать о том какие из приобретённых запасных частей и агрегатов будут в дальнейшем использованы для ремонта иностранной авиатехники, а какие для ремонта техники для внутреннего рынка.
Судом установлено и сторонами подтверждено, что работы (услуги), в отношении которых Инспекцией произведено восстановление сумм налога, в 2011 году отгружены на экспорт не были и находились в стадии "незавершённое производство" (что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счёту 20 - том 11, листы дела 123-126).
В силу ст. 153 НК РФ при применении налогоплательщиком при реализации товаров различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
При этом Налоговый кодекс РФ не содержит требования по ведению раздельного учета "входного" НДС для экспортных операций. Указанное требование о необходимости ведения раздельного учета содержится только в п. 4 ст. 149 НК РФ для операций, освобождаемых от налогообложения, которые налогоплательщиком не осуществляются.
С учетом введения Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ подп. 5 п. 3 ст. 170 Кодекса в настоящее время по операциям реализации товаров на внутреннем рынке и товаров, вывезенных на экспорт и облагаемых НДС по ставке 0 процентов, представляется единая налоговая декларация.
Общество в спорном периоде не знало, какие работы (услуги) будут реализованы (оказаны) на экспорт, а какие на внутреннем рынке.
Общество отражает НДС в вычетах в полном объеме в момент оприходования товара.
При этом Общество восстанавливает НДС в вычетах в момент отгрузки - передачи работы, услуги иностранному партнеру, соблюдая требования п. 5 ч. 3 ст. 170 НК РФ.
Учитывая изложенное порядок вычетов сумм налога на добавленную стоимость, применяемый налогоплательщиком согласно приказу об учетной политике, действующим нормам Кодекса не противоречит. Принятая в организации учётная политика не предусматривала восстановление сумм НДС в период передачи ТМЦ в производство.
Таким образом, произведённое налоговым органом восстановление в 3-4 кварталах 2011 сумм НДС, ранее принятых к вычету в установленном законом порядке, не соответствует ни налоговому законодательству, ни принятой обществом учётной политике.
При таких обстоятельствах, доначисление обществу налога на добавленную стоимость в сумме 3 000 717 руб., пеней в сумме 96 203,23 руб. и штрафа в сумме 600 144 руб. произведено неправомерно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2013 по делу N А21-10738/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10738/2012
Истец: ОАО "150 авиационный ремонтный завод"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам К/о