Тула |
|
4 июля 2013 г. |
Дело N А54-8133/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.07.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Прио-Внешторгбанк" (г. Рязань, ИНН 6227001779, ОГРН 1026200000111) - Кондаковой Т.Н. (доверенность от 13.03.2013 N 84), Ульяновой С.Л. (доверенность от 29.12.2012 N 30), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6234010781, ОГРН 1046209031857) - Лукьянова П.А. (доверенность от 08.11.2012 N 2.6-21/11-977), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6231025557, ОГРН 1046206020365) - Братчук А.Б. (доверенность от 09.01.2013 N 2.2-1-20/5), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.04.2013 по делу N А54-8133/2012 (судья Мегедь И.Ю.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Прио-Внешторгбанк" (далее - заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 29.08.2012 N 2.3-26/02135, которым банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей (с учетом уточнения заявленных требований от 16.04.2013).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.04.2013 заявленные банком требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что банк совершил необходимые действия, направленные на своевременное представление сведений о закрытии счета и устранении обстоятельств, вызвавших неприятие электронного сообщения налоговым органом, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об отсутствии вины заявителя во вмененном налоговом правонарушении.
Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в действиях банка содержится состав вмененного налогового нарушения, поскольку в силу пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк обязан сообщить об открытии или о закрытии лицевого счета в электронной форме в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 3 дней, в нарушение указанной нормы заявитель о закрытии 09.06.2012 счета N 40802810800080000112 сообщил 19.06.2012, то есть со значительным нарушением установленного законом срока.
Кроме того, указывает на то, что неприятие налоговым органом сообщений от 09.06.2012, от 15.06.2012 вследствие наличия в нем ошибок не влияет на квалификацию указанного налогового правонарушения, поскольку банк не предпринял меры, направленные на своевременное устранение возникших ошибок с целью надлежащего исполнения установленных законодательством о налогах и сборах обязанностей, о чем свидетельствует повторное направление банком сообщений с аналогичными ошибками.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, мотивируя свою позицию тем, что сообщение, содержащее информацию о закрытии счета, принято налоговым органом 19.06.2012, то есть в данном случае имела место просрочка направления уведомления о закрытии счета, однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обязанность по своевременному направлению сообщения о закрытии счета исполнена банком ненадлежащим образом.
Кроме того, ссылается на то, что ошибка, послужившая причиной непринятия первоначальных двух сообщений, возникла в силу того, что банк не располагает документами, свидетельствующими о приобретении Ждановым В.Н. статуса индивидуального предпринимателя, а следовательно, несоответствие номера балансового счета статусу клиента возникло в силу объективных обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Управление Федеральной налоговой службы представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит отменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.04.2013 по делу N А54-8133/2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 09.06.2012 банк закрыл в одностороннем порядке расчетный счет N 40802810800080000112, принадлежащий главе крестьянского фермерского хозяйства Жданову В.Н.
Одновременно 09.06.2012 банк в автоматическом режиме сформировал и отправил соответствующее электронное сообщение о закрытии счета в налоговый орган.
Электронным уведомлением от 09.06.2012 налоговый орган сообщил о непринятии указанного сообщения.
Банк 15.06.2012 повторно отправил сообщение о закрытии расчетного счета Жданова В.Н., однако указанное сообщение также не принято налоговым органом.
19.06.2012 банк вновь направил электронное сообщение о закрытии расчетного счета Жданова В.Н., на которое в этот же день получена квитанция о принятии налоговым органом.
Таким образом, сообщение, содержащее информацию о закрытии расчетного счета Жданова В.Н., принято налоговым органом с третьей попытки банка отправить его.
Налоговый орган 09.08.2012 составил акт N 2.3-26/02005 дсп об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений предусмотренных статьями 120, 122,123).
Решением заместителя руководителя инспекции от 29.08.2012 N 2.3-26/02135 дсп банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.
Основанием для привлечения банка к ответственности явился вывод инспекции о нарушении трехдневного срока для направления сообщения о закрытии счета клиента, установленного пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Рязанской области от 16.10.2012 N 2.15-12/11054 изменено решение инспекции от 29.08.2012 N 2.3-26/02135 дсп в части снижения штрафных санкций до 10 тыс. рублей.
Считая, что решение инспекции от 29.08.2012 N 2.3-26/02135 дсп является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.
Пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. рублей.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 3 части 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации).
Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" (далее - положение N 311-П).
Согласно порядку, установленному положением N 311-П, передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, и главный центр информатизации Банка России (ГЦИ) в межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (ЦОД) для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.
Порядок работы по подготовке и направлению в уполномоченный налоговый орган сообщений об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета с учетом требований названного Положения определяется банком в банковских правилах.
При каждом открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета клиента банк формирует отдельное электронное сообщение. Каждое сформированное электронное сообщение после снабжения его кодом аутентификации банка шифруется банком с использованием ключа шифрования, применяемого для обмена информацией с уполномоченным налоговым органом (пункт 1.3 положения N 311-П).
Согласно приложению 1 к положению N 311-П информационная часть электронного сообщения об открытии (закрытии) счета формируется из реквизитов таблицы 1.2 приложения.
В реквизите НаимНП указывается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Для индивидуального предпринимателя реквизит отсутствует. В реквизите ФИОИП через запятую указывается фамилия имя отчество физического лица-владельца счета. Для организации реквизит отсутствует.
Из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, с помощью программы архиватора ARJ32 банк формирует транспортный файл. Транспортный файл банка снабжается кодом аутентификации банка и направляется в тот же рабочий день, когда он был сформирован, до 16.00 по местному времени по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение для последующей доставки электронных сообщений, включенных в транспортный файл банка, через ГЦИ в уполномоченный налоговый орган.
Территориальное учреждение обеспечивает прием направленных по каналам связи или на магнитном носителе транспортных файлов банка по рабочим дням до 16.00 по местному времени (пункт 1.4 положения N 311-П).
Транспортные файлы банков, принятые в течение рабочего дня территориальным учреждением и прошедшие контроль в соответствии с главой 2 настоящего Положения, распаковываются территориальным учреждением с помощью программы архиватора ARJ32.
Из всех электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банков, территориальное учреждение с помощью программы архиватора ARJ32 формирует сводный архивный файл территориального учреждения, содержащий также снабженный кодом аутентификации территориального учреждения перечень наименований включенных в указанный сводный архивный файл электронных сообщений (далее - сводный архивный файл).
Сводный архивный файл передается территориальным учреждением в ГЦИ по каналам связи, используемым в Банке России для передачи статистической информации, до 18.00 по местному времени в день принятия транспортных файлов банков.
ГЦИ направляет полученные от территориального учреждения сводные архивные файлы в уполномоченный налоговый орган не позднее 18.00 по московскому времени рабочего дня, следующего за днем их получения от территориального учреждения (пункт 1.5 положения N 311-П).
Датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение (пункт 1.6 положения N 311-П).
В силу пункта 3.1 положения N 311-П по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную КА уполномоченного налогового органа (далее - квитанция о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения).
Пунктом 3.2 положения N 311-П установлено, что форматы и структура квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещения об ошибках приведены в приложении 5 к настоящему положению.
Квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности КА банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в приложении 1 к положению, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами.
Извещение об ошибках может направляться уполномоченным налоговым органом в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в ранее принятом уполномоченным налоговым органом электронном сообщении, учетным данным, включенным в установленные формы и имеющимся в налоговых органах.
Справочник кодов причин непринятия электронного сообщения (кодов ошибок), включаемых в квитанцию о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также в извещение об ошибках, приведен в таблице 6.1 приложения 6 к положению.
Из пункта 3.4 положения N 311-П следует, что в случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном настоящим положением.
Одновременно пунктом 3.6 положения N 311-П предусмотрено, что в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном настоящим положением.
ГЦИ обеспечивает направление транспортных файлов уполномоченного налогового органа в территориальное учреждение для последующей доставки в банк в день их получения от уполномоченного налогового органа с использованием каналов связи, применяемых в Банке России для передачи статистической информации (пункт 3.7 положения N 311-П).
Территориальное учреждение направляет транспортные файлы уполномоченного налогового органа в банк по каналам связи или на магнитном носителе не позднее 18.00 по местному времени рабочего дня, следующего за днем их получения от ГЦИ (пункт 3.8 положения N 311-П).
Утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 01.07.2008 N ММ-3-6/297@ в целях реализации положения N 311-П Порядок информационного взаимодействия налоговых органов при обмене информацией об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, и адвоката, учредившего адвокатский кабинет, поступающей от банков в электронном виде или на бумажном носителе, и соответствующих форм документов (далее - Порядок взаимодействия), устанавливает, что поступающая от банков в электронном виде соответствующая информация о счетах подлежит обработке и контролю налоговыми органами - участниками информационного взаимодействия.
Срок обработки поступивших документов участником информационного взаимодействия - не позднее следующего рабочего дня за днем получения такого документа (пункт 1.4 Порядка взаимодействия).
При этом соответствующий налоговый орган обрабатывает полученное от межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ЦОД сообщение, контролируя при этом полученные сведения на соответствие следующим критериям: а) наличие сведений в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН) об указанном банком владельце счета; б) соответствие сведениям, содержащимся в ранее обработанных сообщениях по данному счету (пункты 4.1, 6.2 Порядка взаимодействия).
Извещение о принятии сообщения формируется налоговым органом только при соответствии сведений, содержащихся в сообщении, вышеназванным критериям. После чего налоговый орган по месту нахождения юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП на основе сведений о российской организации или индивидуальном предпринимателе, содержащихся в сообщении, полученном от межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ЦОД и формирует и направляет в межрегиональную инспекцию по ЦОД извещение о принятии сообщения (пункт 4.1. Порядка взаимодействия).
Таким образом, дата исполнения банком своей обязанности по представлению налоговому органу сведений, предусмотренных частью 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная в пункте 1.6 положения N 311-П, определяется с учетом срока, установленного пунктом 3.6 положения N 311-П, для корректировки ошибок, возникающих при исполнении данной обязанности, выявленных по результатам обработки и контроля сообщений налоговыми органами - участниками информационного обмена на предмет исключения как форматно-логических, так и идентификационных ошибок.
С учетом изложенного виновным в непредставлении сведений банк может считаться лишь в случае, если им после выявления налоговым органом ошибок и направления сообщения об этом не предприняты меры по надлежащему исполнению обязанности по представлению налоговому органу соответствующих сведений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной постановлении от 25.01.2001 N 1-П и в определении от 12.05.2005 N 186-О, наличие вины - общепризнанное основание привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права.
В постановлении от 27.04.2001 N 7-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что привлекаемый к ответственности субъект в любом случае не может быть лишен возможности доказать, что нарушение установленных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
Согласно статье 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом (пункт 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отсутствие вины является одним из обстоятельств, исключающим привлечение к налоговой ответственности, поскольку свидетельствует об отсутствии состава налогового правонарушения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.11.1993 фермерское хозяйство Жданова В.Н. открыло расчетный счет в ОАО "Прио-Внешторгбанк".
В силу пункта 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие часты первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) со дня официального опубликования части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Кодекса.
В соответствии со статьей 7 Закона N 52-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса.
Положениями части 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2021.
На момент открытия номер счета, принадлежащий крестьянскому фермерскому хозяйству - Жданову Валерию Николаевичу, имел кодировку - 000643030, что подтверждается заявлением клиента на открытие счета.
Приказом Центрального банка Российской Федерации от 31.10.1996 N 02-399 "Об утверждении Плана счетов банков Российской Федерации" установлено, что счета, содержащие код (для юридических лиц) 643, переводятся на балансовый счет 40802 (физические лица-предприниматели).
На основании указанного приказа банк в одностороннем порядке изменил номера счетов крестьянских фермерских хозяйств согласно новому плану счетов.
Документы, свидетельствующие о приобретении Ждановым В.Н. статуса индивидуального предпринимателя, в банк не представлялись. За период с 1998 по 2012 годы клиент операций по счету не проводил.
Следовательно, расчетный счет N 40802810800080000112 открыт крестьянским фермерским хозяйством как самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица.
Сведения о приобретении Ждановым В.Н. статуса предпринимателя у банка отсутствовали.
В связи с проводимой в банке работой по закрытию неиспользуемых расчетных счетов банк предпринял попытку поиска информации об ИНН данного клиента посредством официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а также справочно-правовой системы "Контур Фокус" и посредством обращения в органы Федеральной налоговой службы Скопинского района.
В результате принятых мер по выяснению статуса Жданова В.Н. банк получил лишь информацию об ИНН Жданова В.Н. как физического лица и информацию об отсутствии у Жданова В.Н. статуса индивидуального предпринимателя.
На основании указанных сведений 09.06.2012 банк сформировал и направил в налоговый орган электронное сообщение о закрытии счета, где в графе "статус" сделана отметка - юридическое лицо.
Уведомлением от 09.06.2012 инспекция сообщила в адрес банка о неприятии данного сообщения, ввиду наличия ошибок в переданном файле с их описанием и кодом (недопустимое соотношение реквизитов НомСооб и ИНННП (код ошибки 025), отсутствует условно обязательный реквизит ФИОИП (код ошибки 017), реквизит НаимНП должен отсутствовать (код ошибки 015).
Отдел внутрибанковских технологий проверил сообщение на полноту содержания реквизитов, правильность их заполнения. Для устранения ошибки 025 банк предпринял попытку выяснить ИНН крестьянского фермерского хозяйства.
Сведения о приобретении крестьянским фермерским хозяйством Ждановым В.Н. статуса индивидуального предпринимателя ни на момент отправки сведений в налоговый орган, ни на момент рассмотрения спора в суде у банка и налогового органа отсутствовали.
В пределах трехдневного срока 15.06.2012 банк повторно сформировал и направил в налоговый орган повторное электронное сообщение о закрытии счета, которое также не принято налоговым органом ввиду недопустимого соотношение реквизитов.
18.06.2012 банк сформировал и направил в налоговый орган третье электронное сообщение, где реквизит НаимНП скорректирован на ФИОИН. Сообщение принято налоговым органом.
Основанием для непринятия первых двух сообщений банка, явилось несоответствие номера расчетного счета Жданова В.Н., который содержал код 40802 (физические лица - предприниматели) и содержания реквизита НаимНП (реквизит для юридических лиц) в графе "статус налогоплательщика".
При этом банк не имел оснований рассматривать Жданова В.Н. в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку последний статуса индивидуального предпринимателя не приобрел, соответствующие документы в банк не представил.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств ненадлежащего исполнения банком обязанности по своевременному направлению сообщения о закрытии счета, поскольку осуществить корректный прием сведений о закрытии расчетного счета, возможно было лишь на основании не подтвержденных сведений о приобретении крестьянским фермерским хозяйством Жданова В.Н. статуса индивидуального предпринимателя.
Доказательств, свидетельствующих о том, что несвоевременное получение налоговым органом данного сообщения возникло в результате деятельности банка, налоговый орган в материалы дела не представил.
Кроме того, исправленное сообщение, соответствующее предъявляемым требованиям, окончательно направлено в банк налоговым органом и принято им 19.06.2012, то есть за пределами трехдневного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса, но в пределах срока для исправления ошибок, установленного пунктом 3.6 положения N 311-П, а следовательно, банком в установленный срок предприняты меры по исправлению ошибок в представленном налоговому органу сообщении о закрытии счета.
В силу статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, являются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что при решении вопроса о привлечении банка к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция допустила процессуальные нарушения.
Так, согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций (пункт 2 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 3 Требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123), утвержденных приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.12.2006 N САЭ-3-06/860@ (далее - Требования к составлению акта), предусмотрено, что в акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
В силу пункта 7.2 требований к составлению акта установлено, что описательная часть акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам рассмотрения акта, в частности, выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Содержание описательной части акта должно соответствовать следующим требованиям: объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).
По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены: существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах; вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения; ссылки на соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, которые нарушены; ссылки на доказательства.
Должностным лицом налогового органа при этом должны быть обеспечены полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.
Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.
В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 12 статьи 101.4 Налоговго кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, акт инспекции от 09.08.2012 N 2.3-26/02005 дсп содержит сведения о том, что сообщение банка о закрытии расчетного счета N 40802810800080000112 было представлено в налоговый орган 19.06.2012, соответственно, указанная дата будет являться датой обнаружения правонарушения, вменяемого заявителю.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение требований пункта 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации акт о выявленном правонарушении подписан со значительным нарушением десятидневного срока.
При этом налоговый орган не обеспечил исследование всех документов, которые могут иметь отношение к вменяемому банку факту совершения налогового правонарушения (в частности, не указанно, что сообщения о закрытии счета N 40802810800080000112 представлены в банк трижды, не указанны причины непринятия налоговым органом двух первых сообщений).
Таким образом, в акте от 09.08.2012 N 2.3-26/02005 дсп налоговый орган не обеспечил отражения всех существенных обстоятельств совершенного обществом налогового нарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины банка во вмененном ему налоговом правонарушении, поскольку заявитель совершил все необходимые действия, направленные на своевременное представление сведений о закрытии счета и устранение обстоятельств, вызвавших непринятие электронного сообщения налоговым органом, а допущенные налоговым органом нарушения при оформлении акта от 09.08.2012 N 2.3-26/02005 дсп не подтверждают факт совершения банком налогового правонарушения, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку являлись обоснованием позиции заявителя по настоящему делу и им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.04.2013 по делу N А54-8133/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-8133/2012
Истец: ОАО "Прио-Внешторгбанк"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Рязанской области, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области