г. Самара |
|
25 ноября 2010 г. |
Дело N А72-4285/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Садило Г.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Бурлаковой Ж.В., с участием:
от УМУП "Городской теплосервис", г.Ульяновск, - не явились, извещены,
от Товарищества индивидуальных владельцев квартир "Радий", г.Ульяновск - Терехина В.И., председатель, приказ N 1 от 17.08.2009, Пысенков А.И., доверенность от 10.11.2010.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционную жалобу УМУП "Городской теплосервис", г.Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 августа 2010 года (судья Крамаренко Т.М.), принятое по делу N А72-4285/2010
по иску УМУП "Городской теплосервис", г.Ульяновск,
к Товариществу индивидуальных владельцев квартир "Радий", г.Ульяновск,
о взыскании 563 064 руб. 27 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к товариществу индивидуальных владельцев квартир "Радий" о взыскании 566 236 руб. 82 коп., составляющих 476 265 руб. 25 коп. - задолженность за поставленную в октябре-декабре 2007 года, январе-апреле, сентябре 2008 года тепловую энергию и горячую воду, 89 971руб57коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15.11.2007 г. по 05.08.2010 г.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2010 г. исковые требования удовлетворены частично, взыскано с Товарищества индивидуальных владельцев квартир "Радий" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 31 462 руб 69 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Ульяновское МУП " Городской теплосервис" обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме
В суд апелляционной инстанции представитель Ульяновское МУП "Городской теплосервис" в судебной заседание не явился, имеется уведомление о надлежащем извещении, что позволяет суду апелляционной инстанции рассмотреть жалобу в отсутствии неявившегося лица, в порядке требований статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ТИВК "Радий" г.Ульяновск с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают, что при реализации населению коммунальных услуг по государственным регулируемым тарифам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, налоговая база определяется согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ исходя из фактической цены их реализации.
В соответствии с требованием статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.11.2010года на 18.11.2010 г.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судебной коллегией апелляционной инстанции в порядке требований статей 268,270 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что 21.03.2005 года между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городской теплосервис" (Теплоснабжающая организация) и ТИВК "Радий" (Абонент) заключен договор теплоснабжения N 600, по условиям которого "Теплоснабжающая организациям" обязуется подавать "Абоненту" через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а "Абонент" обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии
Пунктом 1.2. договора предусмотрено, что к отношениям, не урегулированным настоящим договором, применяется Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утверждена приказом Госстроя России от 06.05.2000 года N 105).
Согласно п. 2.1 договора оплата тепловой энергии и теплоносителя производится за фактически принятое "Абонентом" количество в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Тариф на теплоноситель определяется на основании калькуляции производителя.
Расчетный период, т.е. период времени, за который должны быть учтены и оплачены тепловая энергия и теплоноситель, настоящим договором установлен в один месяц. Оплата тепловой энергии и теплоносителя по настоящему договору производится "Абонентом" на основании платежных документов (счет на оплату), представленных "Теплоснабжающей организацией" "Абоненту" не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем подачи.
Договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (п.3.1).
Во исполнение данного договора истец поставил, а ответчик получил в феврале -апреле 2009 года тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 1 756 973 труб. 48 коп. с учетом НДС 18%, в том числе:
в октябре 2007 года на сумму 153 579 руб. 11 коп.,
в ноябре 2007 года на сумму 260 626 руб. 72 коп.,
в декабре 2007 года на сумму 271 541 руб. 38 коп.,
в январе 2008 года на сумму 348 003 руб. 43 коп.,
в феврале 2008 года на сумму 296 805 руб. 07 коп.,
в марте 2008 года на сумму 271 727 руб. 22 коп.,
в апреле 2008 года на сумму 91 925 руб. 34 коп.,
в сентябре 2008 года на сумму 62 765 руб. 21 коп., что подтверждается соответствующими счетами-фактурами и платежными требованиями на указанные суммы (т. 1 л.д. 21 - 28, 29 - 36).
При этом, определяя количество тепловой энергии и выставляя ее к оплате ответчику, УМУП "Городской теплосервис" использовало расчетно-балансовый метод пропорционально проектным договорным нагрузкам, установленный Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утверждена приказом Госстроя России от 06.05.2000 года N 105).
По материалам дела установлено, что ответчик оплатил полученную в спорный период времени тепловую энергию частично, а именно, 120 356 руб. 38 коп. за октябрь 2007 года, 180 134 руб. 85 коп. за ноябрь 2007 года, 184 700 руб. 68 коп. за декабрь 2007 года, 263 444 руб. 19 коп. за январь 2008 года, 231 216 руб. 28 коп. за февраль 2008 года, 195 345 руб. 68 коп. за март 2008 года, 73 869 руб. 45 коп. за апрель 2008 года, 31 640 руб. 72 коп. за сентябрь 2008 года.
Всего поставленная тепловая энергия была оплачена в размере 1 280 708 руб. 23 коп.
Указывая, что взятые на себя обязательства по оплате поставленной тепловой энергии за указанный период ответчиком были исполнены ненадлежащим образом, истец обратился в суд с настоящим иском, просил суд взыскать с ответчика задолженность за поставленную в ТИВК "Радий" (жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Димитрова, 8) тепловую энергию за период с октября по декабрь 2007 года, с января по апрель 2008 года, сентябрь 2008 года в размере 476 265 руб. 25 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик по существу не оспаривал подачу в ТИВК "Радий" тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в спорный период времени.
По существу спор касается разногласий о порядке определения объема тепловой энергии, переданной теплоснабжающей организацией, и по вопросу применения тарифов при установлении размера оплаты оказанных услуг теплоснабжения и ГВС жилых домов.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 548 ч. 1 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному Кодексу и Федеральному Закону от 29.12.2004 года N 189 -ФЗ.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее Правила N 307).
В силу ст. ст. 161, 164 ЖК РФ договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть энергоснабжающей организацией заключены либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).
Подпунктом "в" п. 49 Правил N 307 на исполнителя возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями коммунальных услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений, в случае непосредственного управления таким домом последним.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице жилищно-строительного кооператива у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, устанановленным для граждан.
Вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 года N 525/09 и др.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета по цоколю многоквартирных жилых домой как в рассматриваемом случае/ должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
С учетом количества граждан, нормативов потребления и тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, судом произведен расчет стоимости ГВС (от теплоисточника ОАО "Комета" и ОАО "ВоТГК) и отопления.
Принимая во внимание, что сумма произведенной ответчиком оплаты больше задолженности, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования о взыскании основной задолженности
В силу ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Учитывая, что за спорный период подлежало оплате 1239 240 руб. 61 коп, а ответчиком произведена оплата на сумму 1280 708 руб. 23 коп, переплата составила 41 467 руб. 62 коп.
Представитель ТИВК "Радий" с обоснование возражений на апелляционную жалобу указывает на необоснованное взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку оплата основного долга производилась своевременно, при этом уплата производилась с учетом НДС, который не подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с пунктами 1 п. 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Согласно п.п. 10 п.2. статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. В силу п.п.3. статьи 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств,нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Пленум ВАС РФ в Постановлении N 57 от 05.10.2007 г. разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса российской Федерации ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартир6ном доме.
ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: Определением ВАС РФ от 29.04.2009 N 1879/09.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, наличия переплаты со стороны ответчика, приведенных норм права, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 августа 2010 года по делу А72-4285/2010 - отменить. Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования УМУП "Городской теплосервис" г.Ульяновск оставить без удовлетворения.
Взыскать с УМУП "Городской теплосервис" г.Ульяновск в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Г.М. Садило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4285/2010
Истец: УМУП "Городской Теплосервис"
Ответчик: Товарищество индивидуальных владельцев квартир "Радий"
Третье лицо: Комитет ЖКХ и энергетике администрации Ульяновской области, Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17084/12
30.08.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10168/11
29.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8694/11
27.07.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8731/11
18.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9180/11
04.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9180/11
22.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А72-4285/2010
25.11.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11024/10