г. Саратов |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А12-31871/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Антоновой О.И., судей Никольского С.В., Лыткиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зенковой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НВ-ПРОЕКТ" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 апреля 2013 года по делу N А12-31871/2012,
по исковому заявлению департамента по жилищной политике администрации Волгограда (ИНН 3444161252, ОГРН 1083444006452) к обществу с ограниченной ответственностью "НВ-ПРОЕКТ" (ИНН 3445068697, ОГРН 1043400424627), с при влечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Департамент муниципального администрации Волгограда, Администрации Волгограда о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по жилищной политике администрации Волгограда обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НВ-ПРОЕКТ" о взыскании неустойки в размере 71638,14 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2013 исковые требования удовлетворены, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью "НВ-ПРОЕКТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266,268 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, 11.09.2012 между департаментом по жилищной политике администрации Волгограда (заказчик) и ООО "НВ -ПРОЕКТ" (исполнитель) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Волгоградской области от 12.12.2005 N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям, предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки", на основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме были заключены ряд муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Согласно пункту 1.1 контрактов исполнитель обязался передать заказчику, а заказчик обязался оплатить исполнителю предусмотренную настоящим контрактом денежную сумму и принять в муниципальную собственность жилое помещение (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Оплата производится в форме безналичного расчета на основании акта приема-передачи жилого помещения (квартир), составленного после государственной регистрации права муниципальной собственности, путем перечисления денежных средств на счет исполнителя в течении 5 банковских дней с даты подписания акта-приема-передачи жилого помещения (квартир) (пункт 2.2 контрактов).
Пунктом 3.1. муниципального контракта установлено, что исполнитель обязан передать заказчику по акту приема-передачи от 15.09.2012 жилое помещение, указанное в п.1.1 контрактов, при соблюдении условия о государственной регистрации муниципального контракта и права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 7.2. муниципального контракта предусмотрена ответственность ответчика за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.
Так, заказчик имеет право потребовать уплаты неустойки в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства.
Исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.
Материалами дела установлено, что право муниципальной собственности на приобретенные по муниципальным контрактам жилых помещений зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области 18.09.2012.
25.09.2012 Исполнитель передал, а Заказчик принял жилые помещения (квартиры), документы, подтверждающие приобретение и регистрацию права муниципальной собственности жилых помещений.
В связи с нарушением срока передачи жилых помещений, истцом была начислена неустойка за период с 16.09.2012 по 24.09.2012 в размере 71638,14 руб.
Принимая обжалуемой решение суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В соответствии с ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно частям 1 - 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее -договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором. В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки.
Неустойкой (штрафом, пеней) согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Основанием для взыскания неустойки является факт неправомерного поведения стороны в обязательстве.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22.12.2011 "О некоторых вопросах применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки.
Согласно пункту 3.1 контрактов ответчик обязан был передать заказчику по акту приема-передачи от 15.09.2012 жилое помещение, указанное в п.1.1 контрактов, при соблюдении условия о государственной регистрации муниципального контракта и права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Порядок приемки жилого помещения определен разделом 5 контракта и заключается в следующем:
Исполнитель направляет Заказчику заявку на проведение обследования жилого помещения на предмет соответствия жилья требованиям благоустроенности, отделки, санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым помещениям, действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам обследования составляется акт, который подписывается представителями Исполнителя, Заказчика и муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства района Волгограда. К обследованию жилого помещения могут привлекаться представители эксплуатирующих организаций, а также органов государственной власти (Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, Управления государственного строительного надзора Волгоградской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области и других).
На основании положительного заключения, отраженного в акте обследования жилого помещения, Заказчик уведомляет за 3 рабочих дня департамент муниципального имущества администрации Волгограда о дате проведения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области регистрации сделки по переходу права собственности на жилое помещение.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда направляет представителя в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области для государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение.
Исполнитель совместно с представителем департамента муниципального имущества администрации Волгограда осуществляет государственную регистрацию муниципального контракта и права муниципальной собственности на жилое помещение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и передает Заказчику копию свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение.
Как верно отмечено судом первой инстанции, истец надлежащим образом выполнил возложенные на него обязательства, документы на государственную регистрацию сданы в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в сроки установленные контрактами, о чем свидетельствуют расписки в получении документов от 13.09.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчик не представил суду доказательства надлежащего исполнения своих обязательств в сроки, указанные в разделе 3 контрактов, а также что невыполнение ответчиком обязательств в срок вызвано объективными обстоятельствами или по вине заказчика.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонено ходатайство ответчика о снижении размера неустойки, поскольку судом не установлено оснований для применения положений статьи 333 Кодекса и снижения размера начисленной неустойки, в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о явной несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательств. Доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, ответчиком не представлено
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Учитывая, что решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, то государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 апреля 2013 года по делу N А12-31871/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "НВ-ПРОЕКТ" (ИНН 3445068697, ОГРН 1043400424627) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31871/2012
Истец: Департамент по жилищной политике администрации Волгограда
Ответчик: ООО "НВ-Проект"
Третье лицо: Администрация Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда