г. Самара |
|
12 июля 2013 г. |
Дело N А55-682/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Энергонефть Самара" - Стамбровской М.А. (доверенность от 01.01.2013 N 66-юр),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Вилковой А.Г. (доверенность от 15.02.2013 N 1396/5),
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергонефть Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2013 года по делу N А55-682/2013 (судья Мехедова В.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергонефть Самара" (ОГРН 1026303207292, ИНН 6340007068), г.Отрадный Самарской области,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (ОГРН 1026300965129, ИНН 6315802344), г. Самара,
об оспаривании постановления от 24 декабря 2012 года N 846-9139-12/5,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергонефть Самара" (далее - заявитель, общество, ООО "Энергонефть Самара") обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Самарской области) от 24.12.2012 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 846-9139-12/5 в соответствии со статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т. 1 л.д. 3-9).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2013 по делу N А55-682/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3 л.д.119-121).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.124-127).
УФАС по Самарской области апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель антимонопольного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки сотрудниками Самарского УФАС России официального интернет сайта ООО "Энергонефть Самара" http://www.energoneft-samara.ru, которая состоялась 30.10.2012, установлены нарушения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
На сайте отсутствовала информация об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии, предусмотренная абзацем 15 подпункта "б" пункта 11 Стандартов. Стандартами раскрытия информации предусмотрен срок размещения указанной информации. Согласно абзацу 2 пункта 12 Стандартов, информация, указанная в абзаце 15 подпункта "б" пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской федерации, ежеквартально. Указанная информация на сайте ООО "Энергонефть Самара" должна была быть опубликована за 1 квартал - 01.04.2012, за 2 квартал - 01.07.2012, за 3 квартал - 01.10.2012. На момент проверки указанная информация отсутствовала полностью.
На сайте общества выявлено отсутствие информации, предусмотренной абзацами 3 и 4 подпункта "в" пункта 11 Стандартов. В частности, не размещена информация о сроках договоров и об аннулированных заявках.
Согласно подпункту 11(1) Стандартов информация, указанная в подпункте "в" пункта 11 Стандартов подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ООО "Энергонефть Самара" установленных Стандартами порядка, способов или сроков опубликования информации на официальном Интернет - сайте, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.15 КоАП РФ.
По результатам проверки составлен акт осмотра Интернет-сайта от 30.10.2012 (т.2 л.д.1-5).
13.12.2012 антимонопольным органом в отношении ООО "Энергонефть Самара" составлен протокол об административном правонарушении N 846-9139-12/5 (т.3 л.д.26-30).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, антимонопольным органом 24.12.2012 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 846-9139-12/5, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (т.1 л.д.88-93)
Общество не согласилось с выводами антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления антимонопольного органа незаконным, а также рассмотреть ходатайство о применении статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно положениям статей 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации (далее - Стандарты), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24. Исполнение требований Стандартов является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии (далее - Стандарты раскрытия информации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Сетевые организации являются субъектами розничного рынка электрической энергии в соответствии с пунктом 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Для осуществления деятельности ООО "Энергонефть Самара" приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.12.2011 N 234 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаимодействия между сетевыми организациями. ООО "Энергонефть Самара" является сетевой организацией и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" обязано раскрывать информацию предусмотренную пунктами 9 и 11 указанных Стандартов раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", пунктом 5.3.1.7 положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки сотрудниками Самарского УФАС России официального интернет сайта ООО "Энергонефть Самара" http://www.energoneft-samara.ru, которая состоялась 30.10.2012, установлены нарушения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
На сайте отсутствовала информация об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии, предусмотренная абзацем 15 подпункта "б" пункта 11 Стандартов. Стандартами раскрытия информации предусмотрен срок размещения указанной информации.
Согласно абзацу 2 пункта 12 Стандартов, информация, указанная в абзаце 15 подпункта "б" пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской федерации, ежеквартально.
Указанная информация на сайте ООО "Энергонефть Самара" должна была быть опубликована за 1 квартал - 01.04.2012, за 2 квартал - 01.07.2012, за 3 квартал - 01.10.2012. На момент проверки указанная информация отсутствовала полностью.
Также, на сайте общества выявлено отсутствие информации, предусмотренной абзацами 3 и 4 подпункта "в" пункта 11 Стандартов. В частности, не размещена информация о сроках договоров и об аннулированных заявках.
Согласно подпункту 11(1) Стандартов информация, указанная в подпункте "в" пункта 11 Стандартов подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, состоит в нарушении установленных Стандартами порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ООО "Энергонефть Самара" установленных Стандартами порядка, способов или сроков опубликования информации на официальном Интернет - сайте, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.15 КоАП РФ и привлек общество к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества, поскольку они являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Законодательством прямо предусмотрена обязанность сетевых организаций по размещению и опубликованию информации, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24. Нормы указанного Постановления носят императивный характер. Исключений для отдельных сетевых организаций не предусмотрено действующим законодательством. Опубликовываться должна любая информация, относящаяся к аварийным отключениям, в том числе и с нулевыми показателями. На сайте общества не размещалась информация о сроках договоров и об аннулированных заявках.
Довод заявителя о том, что обществом соблюдался порядок размещения указанной информации, не соответствует действительности, поскольку сотрудниками Самарского УФАС России установлено отсутствие указанной информации с 01.04.2012.
Информация о сроках договоров не была опубликована на сайте ООО "Энергонефть Самара" ни на момент составления протокола, который состоялся 13.12.2012, ни на момент вынесения постановления о наложении штрафа, что подтверждается материалами дела N 846-9139-12/5, а также распечаткой интернет-сайта общества.
Указанная информация, была размещена заявителем только в марте 2013 года, что свидетельствует о длительности правонарушения и пренебрежительном отношении общества к публично-правовым обязанностям в сфере раскрытия информации.
Следовательно, обязанность ООО "Энергонефть Самара" по размещению указанной информации не была исполнена в полном объеме.
Требования закона о раскрытии информации не соблюдались обществом длительное время.
Целью раскрытия информации является обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации.
Суд отклоняет довод общества, что информация о сроках заключенных договоров содержится в типовых формах договоров, размещенных на официальном сайте.
Таким образом, несоблюдение обществом требований Стандартов раскрытия информации свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Энергонефть Самара" к исполнению публичных обязанностей, а также ущемлении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Общество указывает, что совершенное им деяние может быть признано малозначительным, так как отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции правомерно не признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 того же Постановления разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Действия ООО "Энергонефть Самара" по неисполнению требований Стандартов раскрытия информации не являются исключительным случаем, позволяющим признать правонарушение малозначительным.
Вменяемое обществу правонарушение, исходя из конкретных обстоятельств дела, не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, поскольку повлекло нарушение установленного государством порядка раскрытия информации, создало препятствия для реализации государственной политики в области антимонопольного регулирования, регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики, ограничило и затруднило обеспечение доступа к подлежащей раскрытию информации неограниченного круга лиц.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных законодательством о раскрытии информации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При этом обществом в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлены доказательства объективной невозможности исполнения обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации.
Данная правовая позиция отражена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2013 по делу N А55-22976/2012, от 07.06.2012 года по делу N А55-22701/2011 и от 29.11.2011 года по делу N А55-5773/2011.
В силу частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В ходе рассмотрения материалов дела Самарским УФАС России полно и всесторонне исследованы все существенные обстоятельства по делу.
Процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не установлено.
При вынесении указанного постановления учтены все обстоятельства, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания, в том числе отсутствие как обстоятельств, отягчающих, так и смягчающих административную ответственность.
Наказание за совершенное ООО "Энергонефть Самара" правонарушение назначено в пределах минимальной санкции, установленной статьей 9.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Энергонефть Самара" в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
При подаче апелляционной жалобы, обществом ошибочно уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 29.04.2013 N 00056 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Энергонефть Самара" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 29.04.2013 N 00056 государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2013 года по делу N А55-682/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергонефть Самара" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергонефть Самара" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 29 апреля 2013 года N 00056 государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-682/2013
Истец: ООО "Энергонефть Самара"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области