г. Воронеж |
|
30 марта 2010 г. |
Дело N А14-2751/2009/112/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Маховой Е.В.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Правдик А.Н.,
при участии:
от ФКУ администрации городского округа г. Воронеж: Хаванский А.А., представитель по доверенности N 1557-ФКУ от 29.12.2009 г.;
от ОАО "ТГК-4": Коновалова Е.И., представитель по доверенности N 36-02/425895 от 11.01.2010 г.;
от ОАО "УК Левобережного района": представитель не явился, надлежаще извещёно;
от МУП "МИВЦ": представитель не явился, надлежаще извещёно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ администрации городского округа г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2009 года по делу N А14-2751/2009/112/14 (судья Пименова Т.В.), по иску ОАО "ТГК-4" к ОАО "УК Левобережного района" и муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж, при участии МУП "МИВЦ" в качестве третьего лица, о взыскании 5 000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами и 7 000 рублей убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4" (далее - ОАО "ТГК N 4", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управляющая компания Левобережного района" (далее - ОАО "УК Левобережного района", ответчик 1), муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж (далее - ФКУ администрации городского округа г. Воронеж, заявитель, ответчик 2) при участии муниципального унитарного предприятия "Муниципальный информационно - вычислительный центр" (далее - МУП "МИВЦ") в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, о взыскании 5 000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами и 7 000 рублей убытков возникших в связи с не возмещением межтарифной разницы за поставленную в ноябре - декабре 2008 года тепловую энергию.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать ОАО "УК Левобережного района" 71 625 рублей 63 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.12.2008 года по 18.03.2009 год, с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления администрации городского округа город Воронеж - 8 097 031 рубль 20 копеек убытков в виде не возмещенной межтарифной разницы.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2009 года, исковые требования ОАО "ТГК N 4" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение отменить в части взыскания с него в пользу открытого акционерного общества ОАО "ТГК N 4" убытков.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что порядок предоставления субсидий на возмещение межтарифной разницы утвержден Постановлением главы городского округа город Воронеж N 1225 от 23.09.2008 года. В соответствии с установленным порядком обязательным условием выделения денежных средств на возмещение межтарифной разницы является предоставление расчетов межтарифной разницы в МУП "МИВЦ" и последующее согласование данных расчетов, по результатам которого МУП "МИВЦ" готовит и направляет распорядительную заявку на возмещение межтарифной разницы.
Поскольку указанный порядок не был соблюден в части подачи распорядительной заявки, возмещение межтарифной разницы не производилось, следовательно, в действиях ФКУ администрации городского округа г. Воронеж отсутствует вина, являющаяся необходимым критерием при взыскании убытков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 23.03.2010 года представитель Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "ТГК N 4" с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ОАО "УК Левобережного района" и МУП "МИВЦ" не явились. Доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Через канцелярию суда путем факсимильной связи в материалы дела поступило заявление от ОАО "УК Левобережного района" о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения ОАО "УК Левобережного района" и МУП "МИВЦ" о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке ст.ст.123, 156, 184, 266 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что ФКУ администрации городского округа г. Воронеж обжалует решение суда только в части взыскания с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж убытков в виде не возмещенной межтарифной разницы, а лица, участвующие в деле, не заявили возражений, суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18.01.2008 года между ОАО "ТГК N 4" (энергоснабжающая организация) и ОАО "УК Левобережного района" (абонент) заключен договор N 3903 на снабжение тепловой энергией в горячей воде и в паре, согласно которому энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство по отпуску до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения и в паре для нужд горячего водоснабжения, а абонент обязался принимать и своевременно оплачивать в полном объеме принятую тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения и в паре для нужд горячего водоснабжения.
Согласно п. п. 3.1, 3.4 договора расчетным периодом по платежам за тепловую энергию является календарный месяц. Отпускаемая тепловая энергия и теплоноситель оплачиваются до 20 числа месяца, следующего за расчетным на основании действующих тарифов.
За период с ноября 2008 года по декабрь 2008 года истец осуществил через присоединенную поставку тепловой энергии и теплоносителя.
По факту поставки тепловой энергии истцом в соответствии с условиями договора в адрес ОАО "УК Левобережного района" были предъявлены счет - фактуры по тарифам, установленным для истца решениями ГУТ Воронежской области.
По данным МУП "МИВЦ", отраженным в ведомостях по форме Ф.302, населению ОАО "УК Левобережного района" за отопление и горячее водоснабжение за период ноябрь 2008 года - декабрь 2008 года начислено 17 218 274 рубля 71 копейка.
Оплату за поставленную тепловую энергию ответчик 1 произвел в полном объеме.
Размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергией, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ОАО "УК Левобережного района" по тарифам, установленным для населения, составил за спорный период 8 097 031 рубль 20 копеек.
Размер указанной разницы ФКУ администрации городского округа г. Воронеж возмещен не был.
Полагая, что обязательства по оплате населением отпущенной тепловой энергии ОАО "УК Левобережного района" последнее надлежащим образом не исполнило, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Ввиду того, что размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергией, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ОАО "УК Левобережного района" по тарифам, установленным для населения, является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению из муниципального бюджета, истец одновременно заявил требования об их взыскании с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании убытков.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом первой инстанции правомерно применены к возникшему спору нормы главы 30 Гражданского Кодекса РФ о договорах энергоснабжения.
В соответствии со ст. 539 Гражданского Кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии на основании ст. 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N31/9 от 21.01.2007 года для ОАО "ТГК N4" при расчете с абонентами установлены тарифы для оплаты тепловой энергии и горячей воды, используемые при расчетах с абонентами.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 года N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решением Воронежской городской Думы от 28.05.2008 года N 147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП МИВЦ.
Постановлениями Главы городского округа город Воронеж от 07.02.2007 года N 63 "О плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению" и от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление составляет 673, 40 рублей за 1 Гкал на 2007 года и 636,19 рублей за 1Гкал на 2008 года.
Предъявляемая населению ОАО "УК Левобережного района" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года.
В период с ноября 2008 года по декабрь 2008 года МУП "МИВЦ", руководствуясь Постановлениями Главы городского округа город Воронеж от 07.02.2007 года N 63 "О плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению" осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды, исходя из тарифов на тепловую энергию по ставке 608,19 за 1 Гкал с человека.
Доказательств признания постановления Постановлениями Главы городского округа город Воронеж от 07.02.2007 года N 63 "О плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению" не соответствующим действующему законодательству, суду не представлено.
19.12.2008 года решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со для его принятия.
В своем решении суд указал, что согласно п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 6.6 указанного закона органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию 9за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 года постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим.
Таким образом, в 2008 году МУП "МИВЦ", руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18, постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 636,19 рублей и за 1Гкал.
27.01.2009 года решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 года и постановление Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18 были опубликованы в газете "Берег".
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещению убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Воронежа от 19.12.2008 года, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО "ТГК N4" убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Довод муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж о необходимости применения при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, судебная коллегия отклоняет.
Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.
Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
Доказательств исполнения обязательств по полному возмещению межтарифной разницы, заявитель жалобы суду не представил. Контррасчет задолженности отсутствует в материалах дела.
Возражения ответчика о несоблюдении порядка предоставления субсидий на возмещение межтарифной разницы, утвержденного Постановлением главы городского округа город Воронеж N 1225 от 23.09.2008 года, отклоняются судебной коллегией как не влияющие на обязанность ответчика по возмещению межтарифной разницы.
Кроме того, Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета городского округа город Воронеж на возмещение межтарифной разницы ресурсоснабжающим организациям за поставленный коммунальные ресурсы, утвержденное Постановлением Главы городского округа город Воронеж N 1225 от 23.09.2008 года, Постановлением Главы городского округа город Воронеж N 160 от 19.03.2009 года, признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.110, 112, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2009 года по делу N А14-2751/2009/112/14 в части взыскания с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Федерального казначейского управления администрации городского округа город Воронеж 8 097 031, 20 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2751/2009
Истец: Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, ОАО "Квадра - Генерирующая компания", ОАО "Квадра-Генерирующая компания", ОАО "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала - "Воронежская региональная генерация", ОАО "ТГК N4" (2)
Ответчик: МО ГО г. Воронеж в лице департамента финансово-бюджетной политики Администрации городского округа г. Воронеж, МО ГО г. Воронеж ФКУ Администрации МО ГО г. Воронеж, ОАО "УК Левобережного района", ОАО "Управляющая компания Левобережного района"
Третье лицо: МУП "МИВЦ", МУП "МИВЦ" ГО г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-370/10
12.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7447/09
30.03.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7447/09
30.11.2009 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7447/09