г. Москва |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А41-41717/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от администрации Серпуховского муниципального района Московской области: Мурашов С.Е. по доверенности N 2-401/исх. от 09.01.13;
от муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство": Кочетков С.В. - директор в соответствии с постановлением Главы города Протвино N 123 от 30.03.01; Пимениди К.С. по доверенности N 1094/1-13 от 03.07.13; Андрианов Н.А. по доверенности N 1093/1-13 от 03.07.13; Тюнникова Ю.А. по доверенности N 1154/1-13 от 15.07.13;
от администрации сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу: Павлюк И.Ю. по доверенности N 85 от 26.11.12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2013 года по делу N А41-41717/12, принятое судьей Богатыревой Г.А., по иску администрации Серпуховского муниципального района Московской области к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области и Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, о возмещении вреда. причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Серпуховского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" г. Протвино (МУП "ЖКХ") об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных под полигоном ТБО "Протвино" на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0010112:4, расположенном в районе д. Романовка, Серпуховского района, Московской области, и провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 140 от 23.02.91 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Приказа Минприроды России N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.95 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (т. 1, л.д. 2-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2012 года было возбуждено производство по делу N А41-41716/12 по названному иску, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 1).
Администрация Серпуховского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к МУП "ЖКХ" об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных под полигоном ТБО "Протвино" на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0010112:5, расположенном в районе д. Романовка, Серпуховского района, Московской области, и провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 140 от 23.02.91 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Приказа Минприроды России N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.95 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (т. 2, л.д. 2-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2012 года было возбуждено производство по делу N А41-41717/12 по названному иску, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области (т. 2, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2012 года производство по делам N А41-14716/12 и N А41-14717/12 было объединено в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу был присвоен номер А41-41717/12 (т. 2, л.д. 39).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по ЦФО) (т. 2, л.д. 48).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, администрация Серпуховского муниципального района Московской области уточнила заявленные требования, просила взыскать с МУП "ЖКХ" размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, выраженного в не проведении восстановления нарушенных земель - рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0010112:4 и 50:32:0010112:5, расположенных в районе д. Романовка, Серпуховского района, Московской области в сумме 94 532 190 рублей (т. 2, л.д. 49).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2013 года с МУП "ЖКХ" в пользу администрации Серпуховского муниципального района Московской области было взыскано 94 532 190 рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, выраженного в непроведении восстановления нарушенных земель - рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0010112:4 и 50:32:0010112:5, расположенных в районе д. Романовка, Серпуховского района, Московской области (т. 2, л.д. 94-96).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МУП "ЖКХ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом первой инстанции норм процессуального права (т. 3, л.д. 7-8).
В судебном заседании апелляционного суда представители МУП "ЖКХ" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение Арбитражного суда Московской области отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители администрации Серпуховского муниципального района и Департамента Росприроднадзора по ЦФО возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.05.05 между администрацией Серпуховского района Московской области (Арендодатель) и МУП "ЖКХ" (Арендатор) на основании постановления Главы Серпуховского района Московской области от 16.05.05 N 811 был заключен договор аренды земельного участка N 480, в соответствии с которым Арендодатель обязался предоставить за плату во временное владение и пользование сроком до 15.04.06 Арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:0005, общей площадью 25 226 кв.м. в границах, указанных на плане (Приложение N 1 к данному договору), а также на местности с учетом действующих строительных, санитарных природоохранных, противопожарных норм с учетом заключений соответствующих служб и расположенный в районе д. Романовка, под подлежащий рекультивации полигон ТБО (т. 2, л.д. 19-20).
В силу пункта 4.2.6. договора Арендатор обязался не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик арендуемого земельного участка, экологической обстановки местности.
24.04.06 между администрацией Серпуховского района (Арендодатель) и МУП "ЖКХ" (Арендатор) было подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка N 480 от 16.05.05, согласно которому срок действия аренды продлен до 14.04.11 (т. 2, л.д. 27).
Согласно выписке из ЕГРП N 32/012/2012-55 от 17.05.12 земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:0005, общей площадью 25 226 кв.м. обременен арендой в пользу МУП "ЖКХ" сроком с 16.05.05 по 14.04.11 (т. 2, л.д. 12).
09.12.05 между администрацией Серпуховского района (Арендодатель) и МУП "ЖКХ" (Арендатор) на основании постановления Главы Серпуховского района Московской области N 2798 от 09.12.05 был заключен договор аренды земельного участка N 591, в соответствии с которым Арендодатель обязался предоставить за плату во временное владение и пользование сроком до 08.11.06 Арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:0004, общей площадью 28 526 кв.м. в границах, указанных на плане (Приложение N 1 к данному договору), а также на местности с учетом действующих строительных, санитарных природоохранных, противопожарных норм с учетом заключений соответствующих служб и расположенный в районе д. Романовка, под подлежащий рекультивации полигон ТБО (т. 1, л.д. 19-20).
В силу пункта 4.2.6. договора Арендатор обязался не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик арендуемого земельного участка, экологической обстановки местности.
08.12.06 между администрацией Серпуховского района (Арендодатель) и МУП "ЖКХ" (Арендатор) было подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка N 591 от 09.12.05, согласно которому срок действия аренды продлен до 07.11.11 (т. 1, л.д. 25).
Согласно выписке из ЕГРП N 32/012/2012-54 от 17.05.12 земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:0004, общей площадью 28 526 кв.м. обременен арендой в пользу МУП "ЖКХ" сроком с 09.12.05 по 07.11.11 (т. 1, л.д. 12).
В июне-августе 2007 года ЗАО "Фирма Геополис" был разработан проект рекультивации полигона ТБО "Протвино" в Серпуховском районе (т. 1, л.д. 29-94).
На данный проект 26.06.08 было получено положительное заключение ГУП МО "Мособлэкспертиза" N 50-1-5-0360-08 (т. 1, л.д. 95-116).
Согласно проекту и заключению ГУП МО "Мособлэкспертиза" рекультивации подлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0010112:4, 50:32:0010112:5 как единое землепользование.
В соответствии с пунктом 9.1 заключения ГУП МО "Мособлэкспертиза" рекультивация полигона начинается по завершению загрузки полигона до проектных отметок.
Из положений долгосрочной целевой программы Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Московской области N 144/5 от 07.02.12, следует, что по состоянию на 2012 год полигон ТБО "Протвино" Серпуховского муниципального района был полностью заполнен, в связи с чем прием отходов на полигон был запрещен.
По сообщению Серпуховской городской прокуратуры N 1208ж-12 от 18.12.12 у МУП "ЖКХ" отсутствуют нормативы образования отходов и лимиты на размещение ТБО на полигоне "Протвино". Вместе с тем, по информации, представленной ответчиком в прокуратуру с 2008 по октябрь 2012 года проектные отметки достигнуты.
В ноябре 2012 года в адрес МУП "ЖКХ" было вынесено представление Серпуховской городской прокуратуры, в котором было выставлено требование прекратить деятельность по эксплуатации полигона.
Таким образом, по состоянию на ноябрь 2012 года МУП "ЖКХ" продолжало сбрасывать ТБО на полигон "Противино".
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация Серпуховского муниципального района Московской области указала, что непроведение МУП "ЖКХ" мероприятий по рекультивации земель полигона ТБО нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также экономические интересы муниципального образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что они документально подтверждены и обоснованы.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что МУП "ЖКХ" в соответствии с договорами аренды N 480 от 16.05.05 и N 591 от 09.12.05, заключенными с администрацией Серпуховского района Московской области, является арендатором земельных участков с кадастровым номером 50:32:0010112:0005, общей площадью 25 226 кв.м. и с кадастровым номером 50:32:0010112:0004, общей площадью 28 526 кв.м., расположенных в районе д. Романовка, Серпуховского района, Московской области, с разрешенным использованием - под подлежащий рекультивации полигон ТБО.
По условиям вышеназванных договоров МУП "ЖКХ" обязалось не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик арендуемых земельных участков, экологической обстановки местности, а также возвратить земельные участки в состоянии, пригодном для дальнейшего целевого использования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 27.06.98 "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации плодородия почв и их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Понятие рекультивация содержится в пункте 2 приложения N 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 от 22.12.95, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.95, согласно которому рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Пунктом 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы установлено, что земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, подлежат рекультивации.
Исходя из указанных норм права, а также целевого назначения арендованных участков и условий договором аренды, МУП "ЖКХ" приняло на себя обязательства по рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0010112:0004 и 50:32:0010112:0005 после прекращения их использования.
В соответствии с разработанным ЗАО "Фирма Геополис" в 2007 году проектом рекультивации полигона ТБО "Протвино" в Серпуховском районе, получившим 26.06.08 положительное заключение ГУП МО "Мособлэкспертиза" N 50-1-5-0360-08, земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0010112:4, 50:32:0010112:5 подлежат рекультивации как единое землепользование, рекультивация полигона начинается по завершению загрузки полигона до проектных отметок, которые составляют 183 м.
Из положений долгосрочной целевой программы Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Московской области N 144/5 от 07.02.12, а также сообщения Серпуховской городской прокуратуры N 1208ж-12 от 18.12.12 следует, что к 2012 году полигон ТБО "Протвино" Серпуховского муниципального района был полностью заполнен, в связи с чем МУП "ЖКХ" было обязано прекратить деятельность по эксплуатации полигона.
Таким образом, после достижения в 2012 году проектных отметок МУП "ЖКХ" в соответствии с принятыми на себя обязательствами должно было начать рекультивацию спорных земельных участков.
Пунктом 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы установлено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Проектом рекультивации полигона ТБО "Протвино" в Серпуховском районе предусмотрено, что проведение рекультивационных работ разбивается на два этапа:
- технический, включающий в себя работы по формированию окончательной формы свалочного тела, устройству многофункционального финального перекрытия, проведению работ по системе дегазации свалочного тела;
- биологический, который включает в себя создание травяного газона на поверхности свалочного тела и осуществляется в течение двух лет по окончании формирования финального перекрытия.
Хотя проектом рекультивации полигона ТБО "Протвино" в Серпуховском районе точные сроки проведения рекультивационных работ не определены, по смыслу его положений, а также норм действующего законодательства восстановительные работы должны быть начаты сразу после окончания использования земельных участков для складирования ТБО, то есть по достижению проектных отметок, с целью недопущения ухудшения окружающей среды.
Между тем, из материалов дела не следует, что МУП "ЖКХ" были начаты работы по рекультивации арендованных земельных участков.
Согласно пункту 7 приложения N 1 к приказу Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 160 от 25.05.94 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" невыполнением обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, признается несвоевременное или некачественное выполнение арендатором обязанностей по восстановлению земель, предусмотренных договором аренды земельного участка и утвержденной проектной документацией (по рекультивации, агролесомелиорации, реабилитации загрязненных территорий и др.).
В соответствии с пунктом 30 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Минприроды России и Роскомзема от 22.12.95 N 525/67 возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего, или органов Минприроды России и Роскомзема.
Статьей 77 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное правление в области охраны окружающей среды.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21 от 18.10.12 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда. Необходимо учитывать, что Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.
В пункте 37 названного Постановления указано, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Судом первой инстанции установлено, что эксплуатация полигона ТБО на арендованных земельных участках осуществляется МУП "ЖКХ" с 2007 года в соответствии с проектом рекультивации полигона ТБО "Протвино", разработанного ЗАО "Геополис".
Таким образом, документом подтверждающим размер нанесенного вреда, в результате не проведения рекультивации является проект рекультивации полигона ТБО, получивший положительное заключение государственного экспертного учреждения.
Пунктом 16.1. заключения ГУП МО "Мособлэкспертиза" установлено, что стоимость строительства (рекультивации) полигона ТБО в базисном уровне цен на 01.01.00 составляет 11 627 290 рублей, в том числе: строительно-монтажные работы 10 711 300 рублей, прочие затраты 915 990 рублей, всего с НДС 13 720 200 рублей (т. 1, л.д. 115-116).
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации N 23167- АП/08 от 03.09.12, устанавливающим индексы изменения сметной стоимости работ, к прочим объектам на территории Московской области в III квартале 2012 года (на момент подачи настоящего иска в арбитражный суд) применяется индекс пересчета 6, 89.
Таким образом по состоянию на III квартал 2012 года стоимость рекультивации полигона ТБО "Протвино" составляет 94 532 190 рублей, в том числе: строительно-монтажные работы 73 800 857 рублей (10 711 300 рублей х 6,89), прочие затраты 6 311 171 рублей (915 990 рублей х 6,89), кроме того НДС 18% 14 420 149 рублей (2 092 910 рублей х 6,89).
Из решения Арбитражного суда Московской области следует, что в ходе судебного разбирательства Департаментом Росприроднадзора по ЦФО вышеуказанный расчет суммы вреда, причиненного окружающей среде, выраженного в непроведении восстановления нарушенных земель - рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0010112:4, 50:32:001012:5, расположенных в районе д. Романовка, Серпуховского района, Московской области, в размере 94 532 190 рублей, был исследован, признан законным и обоснованным.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МУП "ЖКХ" не представлено доказательств проведения работ по биологической и технологической рекультивации Полигона ТБО "Протвино", а также восстановлению плодородия почв и своевременному возвращению арендованных земельных участков в оборот представлено не было, непроведение рекультивационных работ причиняет вред окружающей среде, а также препятствует дальнейшему использованию участков, что нарушает права администрации Серпуховского района на распоряжение ими, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При этом апелляционный суд учитывает, что согласно Распоряжению Минэкономики Московской области от 28.11.2008 N 60-РМ (пункт 44.2), Распоряжения Минэкономики Московской области от 30.11.2009 N 107-РМ (пункт 39.2), Распоряжения Минэкономики Московской области от 30.09.2010 N 56-РМ (пункт 34.1) МУП "ЖКХ" г. Протвино утверждены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2009, 2010 и 2011 годы соответственно (т. 2. л.д. 52-61).
Согласно представленным оценкам тарифов и калькуляции тарифа, составленным МУП "ЖКХ" г. Протвино и согласованным с Главой города Протвино, в тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО включены затраты на рекультивацию полигона: пункт 2.8 (на 2009 год), пункт 12 (на 2010 год), пункт 2.8 (на 2012 год).
Таким образом, МУП "ЖКХ" имеет достаточно средств для проведения рекультивации спорных земельных участков.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что рекультивационные работы начаты подлежит отклонению, поскольку представленные протоколы лабораторных испытаний свидетельствуют о контроле состояния окружающей среды вокруг полигона, а не о проведении восстановительных работ в соответствии с проектом рекультивации полигона ТБО "Протвино" или наличии объективных препятствий для проведения таких работ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на рассмотрение дела в отсутствие сведений о его надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании Арбитражного суда Московской области от 09 апреля 2013 года при оглашении резолютивной части обжалуемого решения представитель МУП "ЖКХ" не присутствовал (т. 2, л.д. 92).
Вместе с тем, в судебном заседании 15.01.13 от ответчика участвовал представитель по доверенности Абульханова Т.З. (т. 2, л.д. 75).
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Поскольку из материалов дела следует, что МУП "ЖКХ" знало о начавшемся судебном разбирательстве, о чем свидетельствуют представление доказательств по делу и направление своих представителей в судебное заседание, учитывая своевременное опубликование в сети Интернет и направление судом первой инстанции почтой сторонам судебных актов по делу, апелляционный суд признает извещение МУП "ЖКХ" надлежащим.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на несвоевременное изготовление решения в полном объеме признается апелляционным судом правомерной, однако, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку несоблюдение судом первой инстанции пятидневного срока на изготовление судебного акта в полном объеме не привело к принятию неправильного решения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21 от 18.10.12 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 45 и 46 ГПК РФ, ст. 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Поскольку настоящий спор возник из арендных отношений между администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и МУП "ЖКХ" в связи с неисполнением последним условий аренды в виде рекультивации арендованных земельных участков, с учетом того, что такие действия ответчика ухудшают окружающую среду и нарушают нормы природоохранного законодательства, подача настоящего иска в суд администрацией Серпуховского муниципального района Московской области с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21 от 18.10.12, правомерна.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2013 года по делу N А41-41717/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41717/2012
Истец: Администрация Серпуховского муниципального района Московской области, Администрация Серпуховского района
Ответчик: МУП "ЖКХ" г. Протвино
Третье лицо: Администрация с. п. "Дашковское", Администрация Серпуховского муниципального района Московской области, Департамент Росприроднадзора по ЦФО
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11316/13
02.10.2013 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11316/13
22.07.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5042/13
19.04.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-41717/12