г. Ессентуки |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А63-8602/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Казаковой Г.В.,
судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибулатовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации города Пятигорска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 по делу N А63-8602/2012 (судья Говорун А.А.)
по иску заместителя прокурора по Ставропольскому краю Щербакова В.А., г. Ставрополь
к администрации города Пятигорска, г. Пятигорск, ОГРН 1022601931901,
закрытому акционерному обществу "Производственная фирма "Автостар", г. Пятигорск, ОГРН 1022601613363,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю, г. Ставрополь
о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой и применений последствии недействительности ничтожной сделки,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ставропольского края Щербаков В.А. (далее - прокурор, истец) обратился в интересах муниципального образования город Пятигорск в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации города Пятигорска (далее - администрация) и закрытому акционерному обществу "Производственная фирма "Автостар" (далее - общество) со следующими требованиями:
- признать договор купли-продажи земельного участка площадью 13 195 кв. м, с кадастровым номером 26:33:120203:243, расположенного по адресу: г. Пятигорск, Промышленная северная зона, Лермонтовский разъезд, заключенный 28.09.2009 между администрацией и обществом, недействительной (ничтожной) сделкой;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение - обязать общество возвратить муниципальному образованию земельный участок площадью 13 195 кв. м, с кадастровым номером 26:33:120203:243, расположенного по адресу: г. Пятигорск, Промышленная северная зона, Лермонтовский разъезд; обязать администрацию возвратить обществу полученные за земельный участок денежные средства в сумме 209 015,40 рублей.
Определением от 09.04.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра по СК), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по СК).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 по делу N А63-8602/2012 исковые требования удовлетворены. Договор купли-продажи земельного участка признан недействительным (ничтожным). В порядке применения последствий недействительности (ничтожной) сделки признано отсутствующим право собственности общества на земельный участок площадью 13195 кв. м, кадастровый номер 26:33:12 02 03:243, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, Промышленная Северная зона, Лермонтовский разъезд. Муниципальному образованию - администрацию города Пятигорска предписано возвратить обществу полученные в счет оплаты за земельный участок с кадастровым номером 26:30:010229:20 денежные средства в сумме 209015 руб. 40 коп. Судебный акт мотивирован тем, что договор купли-продажи является ничтожной сделкой, поскольку земельный участок, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничен в обороте и не подлежит приватизации, так как расположен в особо охраняемой природной территории (в третьей зоне округа санитарной охраны города-курорта Пятигорска). Установив наличие между администрацией и обществом арендных правоотношений в отношении спорного земельного участка, а также наличие на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего обществу на праве собственности, суд пришел к выводу о невозможности применения последствий недействительности (ничтожной) сделки путем проведения полной реституции.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением от 28.09.2012, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. Заявитель считает, что спорный земельный участок не отнесен к зоне горно-санитарной охраны и не относится к особо охраняемой территории. По мнению заявителя, земли, расположенные в 2 и 3 зонах округа горно-санитарной охраны не включаются в особо охраняемые природные территории, в связи с чем спорный земельный участок не исключен из оборота.
Определением суда от 03.12.2012 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное разбирательство назначено на 21.01.2013.
Определением от 28.01.2013 судебное разбирательство отложено на 18.02.2013.
В судебное заседание 18.02.2013 представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суд не известили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 по делу N А63-8602/2012 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Пятигорска от 08.09.2009 N 4749 обществу предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 13 195 кв. м, с кадастровым номером 26:33:120203:243, расположенный по адресу: г. Пятигорск, Промышленная северная зона, Лермонтовский разъезд (т.1, л.д. 10).
28 сентября 2009 года между администрацией и обществом заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, согласно которому участок передан последнему в собственность по цене выкупа 209 015,40 рублей (т.1, л.д. 11-12).
Переход права собственности к обществу на земельный участок зарегистрирован в ЕГРП 02.11.2009, регистрационный номер 26-26-33/041/2009-519, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.10.2011 N 28/021/2011-064 (т.1, л.д. 13).
Прокурор, полагая, что оспариваемый договор купли-продажи земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным, в соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом.
Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 закона N 33-ФЗ и пункт 2 статьи 3 Закона N 26-ФЗ).
В соответствии со статьями 95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае. Данные предложения согласованы с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошли города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае. Установлено, что особо охраняемый эколого - курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
В пункте 3 статьи 3 Закона N 26-ФЗ закреплено, что порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 статьи 3 Закона N 26-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 17.01.2006 N 14, в котором признало курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, установленные постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300. Утверждены положения о курортах федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Согласно Положению о курорте федерального значения Пятигорск общая площадь курорта составляет 9674 гектара и включает в себя зоны различного функционального назначения (пункт 3).
Таким образом, земельные участки, расположенные на территории курорта Пятигорска (в границах округов санитарной (горно-санитарной) защиты курорта) в силу закона являются землями особо охраняемых природных территорий.
Суд первой инстанции исследовал представленные в дело доказательства (картографические материалы, описание границ округа санитарной охраны, сведения из уполномоченных органов) установил, что спорный земельный участок полностью входит в границы округов санитарной охраны курорта Пятигорска.
ОАО "Кавминкурортресурсы" (организация - разработчик документа "Проект округа и зон санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод "КМВ") письмом от 15.02.2012 N 183 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:120203:243 находится на территории третьей зоны округа санитарной охраны курорта Пятигорска. Более точное определение местоположения участка (по имеющимся в распоряжении общества материалам) не представляется возможным (т. 1, л. д. 26-27).
Доказанность факта отнесения спорного участка к числу земель особо охраняемых природных территорий (земель курортов) означает невозможность предоставления его в собственность общества в связи с отнесением его к земельным участкам, ограниченным в обороте (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации).
Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:120203:243, расположенный на территории курорта Пятигорска (в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны), относится к землям особо охраняемых природных территорий. Следовательно, отчуждение спорного участка в частную собственность противоречит закону (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Кодекса, пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации, статья 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), а поэтому договор купли-продажи земельного участка площадью 13 195 кв.м, заключенный между администрацией и обществом 28.09.2009, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной) сделкой.
Выводы суда первой инстанции в указанной части соответствуют правовым позициям, сформулированным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.06.2009 N 1882/09.
В силу пункта 2 статьи 167 Кодекса при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Материалы дела подтверждают, что общество платежным поручением от 25.09.2009 N 665 перечислило в муниципальную казну в счет выкупной стоимости земельного участка 209 015 рублей 40 копеек (т. 1, л. д. 17).
Поэтому в порядке применения реституции суд обязал администрацию возвратить обществу денежные средства, уплаченные по ничтожному договору купли-продажи.
Применяя последствия недействительности ничтожной сделки в виде признания отсутствующим права собственности общества на земельный участок, суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями, изложенными в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и исходил из того, что на спорном участке расположены приобретенные обществом объекты недвижимости, что исключает возможность истребования земельного участка из владения общества.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы администрации г. Пятигорска, правомерно указал о том, что принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приватизацию.
Границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462.
В соответствии со статьей 2 Закона N 33-ФЗ курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий, а согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Закона N 26-ФЗ внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Как следует из представленных документов земельный участок с кадастровым номером 26:33:120203:243 полностью входит в третью зону округа санитарной (горно-санитарной) охраны (зона ограничений), поэтому доводы администрации о том, что поскольку границы округа горно-санитарной охраны не вынесены на местность и не зарегистрированы в государственном земельном кадастре, то спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный и не соответствующий представленным доказательствам.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все материалы дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка, с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен.
Другие доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила суду доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по изложенным выше основаниям и отклоняются за необоснованностью.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесены на общество и взысканы с него в доход Федерального бюджета.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 по делу N А63-8602/2012 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 по делу N А63-8602/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8602/2012
Истец: Прокуратура Ставропольского края
Ответчик: Администрация г. Пятигорска, Администрация города Пятигорска, ЗАО "Производственная фирма "АВТОСТАР", ЗАО ПФ "Автостар"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставрополькому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по сК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15947/13
30.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15947/13
08.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3360/13
25.02.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3612/12
26.11.2012 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3612/12
12.09.2012 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8602/12