г. Москва |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А40-40663/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "16" сентября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола помощником судьи Д.А. Солодовником,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве и Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.06.2013 по делу N А40-40663/13, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Метео-П" (ОГРН 1027739354389, 111024. г. Москва, ул. 2-я Энтузиастов, д. 5) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (ОГРН, 1047720031347, 111141, г. Москва, Зеленый пр-т, д. 7А) и Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве (125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, Д.12А)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шризик А.И. по дов. от 31.01.2012; Морозова А.С. по дов. от 20.05.2013; Бортникова А.С. по дов. от 20.05.2013; Скоробогатов А.О. по дов. 05.09.2013
от ИФНС России N 20 по г. Москве - Фимушкина Е.Р. по дов. N 06-18/00047 от
09.01.2013; Куликов Д.В. по дов. N 06-18/19214 от 17.06.2013; Воробьев Д.С. по дов. N 06-18/19247 от 17.06.2013
от УФНС России по г. Москве - Байкова Е.Н. по дов. от 26.08.2013
УСТАНОВИЛ:
Решением от 24.06.2013 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Метео-П" требования в полном объеме. Признаны незаконными решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве от 12.12.2012 г. N 855/19-19 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", решение Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве от 04.03.2013 г. N 21-19/021276, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Метео-П" в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 67 080 780 руб., уменьшить сумму НДС, исчисленную к возмещению из бюджета на 764 182 руб., уплатить пени в сумме 17 290 006,06 руб., уплатить штраф в размере 13 416 156 руб. в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налоговому кодексу Российской Федерации. Инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве и Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве не согласились с решением суда первой инстанции и подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Метео-П" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель налоговых органов поддержали доводы апелляционных жалоб. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Метео-П" (далее - Заявитель, Общество) по результатам которой составлен Акт выездной налоговой проверки от 28.09.2012 г. N670/19-19 и вынесено решение "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 12.12.2012 г. N 855/19-19. В соответствии с указанным решением Инспекции Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) в виде штрафа в размере 13 416 156 руб., доначислен НДС за 4 кв. 2009 г., 3 кв. и 4 кв. 2010 г. на общую сумму 67 080 780 руб., а также начислены пени по состоянию на 12.12.2012 г. в размере 17 290 006,06 руб. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Заявителя Управлением Федеральной налоговой службы России по г. Москве (далее - Управление) вынесено Решение от 04.03.2013 N 21-19/021276@, которым упомянутое решение Инспекции было оставлено изменения, апелляционная жалоба Заявителя - без удовлетворения Основанием для вынесения Инспекцией оспариваемого решения послужили следующие вывод о том, что Заявителем в 4 кв.2009 г., 3 кв. 2010 г. и 4 кв.2010 г. необоснованно применена льгота по НДС, установленная подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ). Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что между Обществом и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России) (Государственный заказчик), заключены Государственные контракты от 11.06.2009 г. N 33/ПР-Д и от 23.04.2010 г. N 80Э/ПР-Д В соответствии с положениями государственного контракта от 11.06.2009 г. N 33/ПР-Д: Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), именуемое в дальнейшем "Государственный заказчик" и ООО "Метео-П", именуемое в дальнейшем "Поставщик" заключили контракт о нижеследующем.
Предмет Контракта является поставка компьютерного и сетевого оборудование с лицензионным программным обеспечением для создания единой информационной базы по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, и программно-технические средства защиты этой базы, далее по тексту Контракта именуемое "Товар", в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и техническими характеристиками (Приложение N 2 к Контракту) для нужд федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства и учреждения, находящегося в ведение Российской академии медицинских наук, а также государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, именуемых далее по тексту "грузополучатели", в соответствии с планом распределения (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно раздела 2: Цена Контракта составляет 600 000 000 рублей. В соответствии с п.2.2 Контракта стоимость оборудования составила 343 879 275 руб.42 коп. (включая НДС). Товар (неисключительные лицензии на использование программного обеспечения) на сумму 256 120 724 рубля 58 копеек НДС не облагается (п.п.26 п.2 ст. 149 НК РФ, Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" от 19.07.2007 г.N 195-ФЗ). Таким образом, итоговая цена контракта состоит из двух ценовых составляющих указанных в Контракте, а именно 343 879 275.72 руб. (стоимость оборудования) + 256 120 724,58 руб. (стоимость программного обеспечения) = 600 000 000 руб. (итоговая цена Контракта). При этом, как следует из условий Контракта, цена Контракта включает в себя стоимость Товара, в том числе транспортировку до места эксплуатации и поставку Товара на условиях поставки DDP ("Инкотермс -2000") с разгрузкой с транспортного средства и установкой на конечное место эксплуатации Товара у грузополучателей, упаковку и маркировку международного стандарта, страховку, таможенные пошлины и сборы, шеф-монтаж, ввод в эксплуатацию (в том числе встройку телекоммуникационного оборудования и каналов связи), стоимость неисключительных лицензий на использование, установку и внедрение лицензионного программного обеспечения и программно-технических средств защиты информационной базы и инструктаж медицинского и технического персонала грузополучателей, а также все налоги, взымаемые с поставщика в связи с выполнением настоящего Контракта, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и оплачиваемые Поставщиком.
Оплата по Контракту производится Государственным Заказчиком в порядке предусмотренном п.п.3.1.1, 3.1.2, согласно которым 80% цены Контракта, что составляет 480 000 000 руб. 00 коп. оплачивается за Товар, поставленный на склад грузополучателей, частями по факту поставки товара грузополучателям в течение 10-ти банковских дней с даты получения от поставщика счета на оплату при условии предоставления Государственному Заказчику оригиналов документов, указанных в п.п. 4.6,11.2,11.3 Контракта, 20% цены Контракта, что составляет 120 000 000 руб.00 коп., оплачивается частями по мере ввода в эксплуатацию Товара, полученного грузополучателями. В течение 10-ти банковских дней с даты получения от поставщика счета на оплату при условии предоставления Государственному Заказчику оригиналов документов, указанных в п. 12.2 Контракта.
В подтверждение заявленной льготы по НДС Заявителем представлены следующие первичные документы, а именно товарные накладные по форме ТОРГ 12 и Акты приема-передачи. В соответствии с указанными Актами приема-передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения, подписанных в рамках Лицензионных договоров по Контракту 2009 общая стоимость переданных неисключительных прав составляет 256 120 724,58 руб. Это подтверждается следующими Актами и товарными накладными (форма N ТОРГ-12):
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 27.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 27.10.2009 г. N АрхЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 19.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 19.10.2009 г. N БрнЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 11.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от П. 10.2009 г. N ВлдкЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 26.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 26.10.2009 г. N ВлзЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N ИжскЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от15.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 15.10.2009 г. N КзнЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 23.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 23.10.2009 г. N КемЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 23.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 23.10.2009 г. N КирЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от23.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 23.10.2009 г. N КирЗЛ/33-09 - сумма 5 586 074,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 15.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 15.10.2009 г. N КрскЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 26.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 26.10.2009 г. N ЛрмвЛ/33-09 - сумма 5 586 074,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 27.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 27.10.2009 г. N МгдЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N МскЛ/33-09 - сумма 5 586 074,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 21.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 21.10.2009 г. N МрмЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 13.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 13.10.2009 г. N НвскЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N ОрелЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 21.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 21.10.2009 г. N ОренЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N ПрвкЛ/33-09 -сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N ПрмЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 30.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N ПтрЛ/33-09 - 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N ПскЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 30.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 30.10.2009 г. N РзнЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N СарнЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 07.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 07.10.2009 г. N СмлкЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N СктрЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.10.2009 г. N УфаЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 19.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 19.10.2009 г. N ХбркЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 26.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 26.10.2009 г. N ЦКЛ/33-09 - сумма 8 334 614,58 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 28.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 28.10.2009 г. N ЮСхЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 30.10.2009 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 30.10.2009 г. N ЯктЛ/33-09 - сумма 8 885 688,00 руб.;
Общая сумма по указанным Актам приема-передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения и товарным накладным (форма N ТОРГ-12) составляет 256 120 724,58 руб.
В рамках выполнения условий Государственного Контракта были выполнены дополнительные работы (оказаны услуги) являющиеся НДС облагаемыми операциями с привлечением субподрядчиков, наименование которых приведено в оспариваемом решении Инспекции и апелляционной жалобе налогового органа. Как установлено налоговым органом Заявитель относил в своем учете НДС по выставленным субподрядчиками счетам-фактурам используя метод пропорции как на НДС облагаемые операции, так и на НДС необлагаемые операции. При этом дополнительные работы, выполненные субподрядчиками предусмотрены Государственным Контрактом и оплата указанных работ включена в общую стоимость цены Контракта. Учитывая то, что общая стоимость Контракта состоит из суммарной стоимости оборудования указанной в Контракте и стоимости Товара (программного обеспечения), но включает в себя оплату дополнительных работ (оказанных услуг), которые предусмотрены условиями Контракта. Таким образом, в цену стоимости, указанной в Контракте (600 000 000 руб.) заложена стоимость дополнительных работ, являющихся НДС облагаемыми операциями. При этом согласно учету Заявителя по указанным операциям НДС распределялся в пропорции как на стоимость оборудования (НДС облагаемые операции) так и на стоимость программного обеспечения (НДС необлагаемые операции). В представленных в период проверки лицензионных договорах заключенных Заявителем с конечными потребителями не указан размер вознаграждения по вышеуказанным лицензионным договорам. Напротив, согласно положениям упомянутых лицензионных договоров размер вознаграждения определяется положениями самих Государственных Контрактов. При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы Инспекции о том, что в стоимость лицензионного программного обеспечения входит НДС по счетам-фактурам, выставленным субподрядчиками, выполнявшими дополнительные работы, предусмотренные Контрактом.
В соответствии с государственным контрактом от 23.04.2010 г. N 80Э/ПР-Д: Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), именуемое в дальнейшем "Государственный заказчик" и ООО "Метео-П", именуемое в дальнейшем "Поставщик" заключили контракт о нижеследующем.
Предметом Контракта является поставка компьютерного и сетевого оборудование с лицензионным программным обеспечением для создания единой информационной базы по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, и программно-технические средства защиты этой базы, далее по тексту Контракта именуемое "Товар", в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и техническими характеристиками (Приложение N 2 к Контракту) для нужд федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства и учреждения, находящегося в ведение Российской академии медицинских наук, а также государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, именуемых далее по тексту "грузополучатели", в соответствии с планом распределения (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно раздела 2: Цена Контракта составляет 500 000 000 рублей. в том числе НДС - 18%, что составляет 57 844 719 рублей 18 копеек. Товар (неисключительные лицензии на использование программного обеспечения) на сумму 120 795 729 рублей 82 копейки НДС не облагается (п.п.26 п.2 ст. 149 НК РФ, Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" от 19.07.2007 г.N 195-ФЗ). Таким образом, итоговая цена контракта состоит из двух ценовых составляющих указанных в Контракте, а именно (стоимость оборудования) + ( стоимость программного обеспечения) = ( итоговая цена Контракта). При этом как следует из условий Контракта, цена Контракта включает в себя стоимость Товара, в том числе транспортировку до места эксплуатации и поставку Товара на условиях поставки DDP ("Инкотермс -2000") с разгрузкой с транспортного средства и установкой на конечное место эксплуатации Товара у грузополучателей, упаковку и маркировку международного стандарта, страховку, таможенные пошлины и сборы, шеф-монтаж, ввод в эксплуатацию (в том числе встройку телекоммуникационного оборудования и каналов связи), стоимость неисключительных лицензий на использование, установку и внедрение лицензионного программного обеспечения и программно-технических средств защиты информационной базы и инструктаж медицинского и технического персонала грузополучателей, а также все налоги, взимаемые с поставщика в связи с выполнением настоящего Контракта, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и оплачиваемые Поставщиком.
Оплата по Контракту производится Государственным Заказчиком в порядке предусмотренном п.п.3.1.1, 3.1.2, согласно которым 70% цены Контракта, что составляет 350 000 000 руб. 00 коп. оплачивается за Товар, поставленный на склад грузополучателей, частями по факту поставки товара грузополучателям в течение 10-ти банковских дней с даты получения от поставщика счета на оплату при условии предоставления Государственному Заказчику оригиналов документов, указанных в п.п. 4.6,11.2 Контракта, 30% цены Контракта, что составляет 150 000 000 руб., оплачивается частями по мере ввода в эксплуатацию Товара, полученного грузополучателями. В течение 10-ти банковских дней с даты получения от поставщика счета на оплату при условии предоставления Государственному Заказчику оригиналов документов, указанных в п. 12.2 Контракта.
В подтверждение заявленной льготы по НДС Заявителем представлены следующие первичные документы, а именно товарные накладные по форме ТОРГ 12 и Акты приема-передачи. В соответствии с указанными Актами приема-передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения, подписанных в рамках Лицензионных договоров по Контракту 2010 г. общая стоимость переданных неисключительных прав составляет 120 795 729 руб. 82 коп. Данный вывод подтверждается следующими Актами и товарными накладными (форма N ТОРГ-12):
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 07.09.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 07.09.2010 г. N БрбдЛ/80-10 - сумма 4 104 178,00 руб.;
- Акт приема-передачи ней исключительных прав на использование программного оборудования от 16.09.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 16.09.2010 г. N БлгЛ/80-10 - сумма 5 255 731,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 19.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 19.08.2010 г. N БрянЛ/80-10 - сумма 5 255 741,00 руб.
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 30.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 30.08.2010 г. N БратЛ/80-10 -сумма 4 812 826,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 06.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 06.08.2010 г. N ВлдЛ/80-10 - сумма 5 255 731,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 05.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 05.08.2010 г. N ВлгддЛ/80-10-сумма 5 698 636,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 24.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 24.08.2010 г. N ГрЛц/80-10 - сумма 4 104 178,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 09.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 09.08.2010 г. N ИвЛ/80-10 - сумма 5 255 731,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 07.09.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 07.09.2010 г. N КрснЛ/80-10 - сумма 2 722 189,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 17.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 17.08.2010 г. N КрскЛ/80-10-сумма 5 255 731,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 09.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 09.08.2010 г. N МкпЛ/80-Ю-сумма 4 104 178,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 17.08.2010 г. и товарная накладная (формаN ТОРГ-12) от 17.08.2010 г. N НзрЛ/80-10 - сумма 4 104 178,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 11.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 11.08.2010 г. N НлчЛ Ц/80-10- сумма 4 104 178,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 09.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 09.08.2010 г. N ННлц/80-10 - сумма 5 698 636,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 11.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 11.08.2010 г. N ОмскЛ/80-10 -сумма 6 050 403,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 10.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 10.08.2010 г. N СтавЛ/80-10 - сумма 5 698 636,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.09.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.09.2010 г. N ТамбЛ/80-10 - сумма 4 812 826,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 05.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 05.08.2010 г. N ТвЛ/80-10 - сумма 4 812 826,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 23.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 23.08.2010 г. N ТомсЛ/80-10 - сумма 5 255 731,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 06.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 06.08.2010 г. N ТснЛ/80-10 - сумма 5 255 731,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 11.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 11.08.2010 г. N ТюмЛ/80-10- сумма 5 698 636,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 09.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 09.08.2010 г. N ЧелЛ/80-10 -сумма 5 698 636,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 11.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 11.08.2010 г. N ЭлЛ/80-Ю-сумма 4 812 826, 00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 20.08.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 20.08.2010 г. N рдкбЛ/80-Ю-сумма 2 722 189,00 руб.;
- Акт приема-передачи неисключительных прав на использование программного оборудования от 29.10.2010 г. и товарная накладная (форма N ТОРГ-12) от 29.10.2010 г. N ЦКлц/80-Ю-сумма 4 245 457,82 руб.;
Общая сумма по указанным Актам приема-передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения и товарным накладным (форма N ТОРГ-12) составляет 120 795 729,82 руб. При этом в рамках выполнения условий Государственного Контракта были выполнены дополнительные работы (оказаны услуги) являющиеся НДС облагаемыми операциями с привлечением субподрядчиков, наименование которых приведено в оспариваемом решении Инспекции и апелляционной жалобе налогового органа.
В соответствии со ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Таким образом, факт распределения Заявителем НДС по дополнительным работам, выполняемым субподрядчиками в рамках Госконтрактов, подтверждает, что стоимость дополнительных работ включена как в стоимость оборудования (подлежит налогообложению), так и в стоимость программного обеспечения (не подлежит налогообложению), реализуемого в рамках Госконтрактов от 11.06.2009 г. N 33/ПР-Д и от 23.04.2010 г. N 80Э/ПР-Д. Следовательно, довод налогоплательщика о том, что стоимость дополнительных работ (услуг) не включена в стоимость лицензий, а их стоимость входит в оставшуюся часть контракта (формирующую стоимость оборудования), которая подлежит налогообложению НДС, не соответствует фактическим обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом операции, не облагаемые налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 НК РФ. В частности, п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость передачи исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передачи прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
На основании статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Лицензионный договор заключается в письменной форме, если иное не предусмотрено ГК РФ. Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при передаче прав, в том числе, на использование программного обеспечения применяется при наличии лицензионного договора. Передача прав от Заявителя на использование программного обеспечения осуществлялась путем заключения лицензионных договоров с конечными получателями (пользователями) указанными в Государственных Контрактах как "грузополучатели" товара. При этом в заключенных лицензионных договорах стоимость вознаграждения не указана, имеется только отсылка к условиям заключенных Государственных Контрактов. При этом цена Контракта согласно пункту 2 Контракта состоит из стоимости оборудования и стоимость программного обеспечения.
Кроме того, из пункта 2.3 Контракта следует, что цена Контракта включает в себя стоимость Товара (оборудования и программного обеспечения), в том числе транспортировку до места эксплуатации и поставку Товара на условиях поставки DDP с разгрузкой с транспортного средства и установкой на конечное место эксплуатации Товара у Грузополучателей, упаковку и маркировку международного стандарта, страховку, таможенные пошлины и сборы, шеф-монтаж, ввод в эксплуатацию (в том числе, встройку телекоммуникационного оборудования и каналов связи), стоимость неисключительной лицензии на использование, установку и внедрение лицензионного программного обеспечения и программно-технических средств защиты информационной базы и инструктаж медицинского и технического персонала грузополучателей, а также все налоги, взимаемые с Поставщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, и оплачиваемые поставщиком. То есть в цену Контракта включены дополнительные услуги, которые в рамках применения статьи 146 НК РФ подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, т.е. по налоговой ставке 18 процентов. Следовательно, Заявитель неправомерно применил льготу по НДС за 4 кв. 2009 г., 3 кв. 2010 г., 4 кв. 2010 г. Поскольку при проведении выездной налоговой проверки деятельности Заявителя Инспекцией выявлены обстоятельства и факты, которые свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава налогового правонарушения, налоговый орган обоснованно привлек Общество к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции следует отменить. Отказать ООО "Метео-П" в удовлетворении требования о признании незаконными, не соответствующими Налогового кодекса РФ решения ИФНС России N 20 по г. Москве N 855/19-19 от 12.12.2012 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; решения УФНС России по г. Москве N 21-19/021276 от 04.03.2013, вынесенные в отношении ООО "МЕТЕО-П", в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 67 080 780 руб., уменьшить сумму НДС, исчисленную к возмещению из бюджета на 764 182 руб., уплатить пени в сумме 17 290 006 руб. 06 коп., уплатить штраф в размере 13 416 156 руб. в соответствии с п. 1 ст. 122НКРФ.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.06.2013 по делу N А40-40663/13 отменить.
Отказать ООО "Метео-П" (ОГРН 1027739354389) в удовлетворении требования о признании незаконными, не соответствующими Налогового кодекса РФ решения ИФНС России N 20 по г. Москве N 855/19-19 от 12.12.2012 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; решения УФНС России по г. Москве N 21-19/021276 от 04.03.2013, вынесенные в отношении ООО "МЕТЕО-П", в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 67 080 780 руб., уменьшить сумму НДС, исчисленную к возмещению из бюджета на 764 182 руб., уплатить пени в сумме 17 290 006 руб. 06 коп., уплатить штраф в размере 13 416 156 руб. в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ.
Взыскать с ООО "Метео-П" (ОГРН 1027739354389) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40663/2013
Истец: ООО "Метео-П"
Ответчик: ИФНС РоссииN 20 по г. Москве, Управление Федеральной налоговой службы России по городу Москве, УфНС России по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-57/14
29.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-57/14
27.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-57/14
14.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-57/14
29.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15218/13
16.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26311/13
24.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-40663/13