г. Красноярск |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А33-3048/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Амельтикская угольная компания"): Демьянова И.А., представителя по доверенности от 10.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амельтикская угольная компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" июня 2013 года по делу N А33-3048/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Амельтикская угольная компания" (далее - ООО "Амельтикская угольная компания", общество, заявитель ИНН 2460085085, ОГРН 1072460004341) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 78), к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю (далее - управление, ответчик, ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709) о признании недействительными отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений в лицензию КРР N 01929 ТП, изложенного в письме от 21.11.2012 N 04-1/2498, и приказа от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01929 ТП".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 06.06.2013 не согласно, ссылается на то, что оспариваемые отказ в рассмотрении заявки на внесение изменений в лицензию КРР N 01929 ТП, изложенный в письме от 21.11.2012 N 04-1/2498, и приказ от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01929 ТП" не соответствуют требованиям законодательства.
Управление в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие управления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Амельтикская угольная компания" выдана лицензия серии КРР N 01912 ТП на право пользования недрами с целью поисков и оценки месторождений каменного угля на Амельтикской площадке на территории Богучанского района в 17 км севернее железнодорожной станции Карабула, в верхнем и среднем течении реки Кежма, Богучанский район, Красноярский край. Срок окончания действия лицензии 31.12.2012.
Письмом от 02.11.2012 N 24К общество направило в адрес Управления по недропользованию по Красноярскому краю заявку о внесении в лицензию изменений, касающихся сроков завершения геологического изучения лицензионного участка и представления подготовленного в установленном порядке на государственную экспертизу геологического отчета.
Письмом от 21.11.2012 N 04-1/2498 Управление по недропользованию по Красноярскому краю отказало в рассмотрении заявки о переносе контрольного срока завершения геологического изучения участка недр, предоставленного лицензией КРР N 01912 ТП.
В связи с окончанием срока действия лицензии КРР N 01912 ТП приказом Управления по недропользованию по Красноярскому краю от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01912 ТП" отделу лицензирования поручено исключить лицензию КРР N 01912 ТП в установленном порядке из государственного реестра лицензий и внести соответствующие изменения в автоматизированный банк данных; направить в адрес общества уведомление об обязательном проведении мероприятий, предусмотренных пунктами 8, 9 части 2 статьи 22, статей 26 и 27 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Полагая, что указанные письмо и приказ не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и охраняемые законом интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем оспариваются отказ управления в рассмотрении заявки общества от 02.11.2012 N 24К (входящий от 06.11.2012 N 3585, л.д. 77) на внесение изменений в лицензию КРР N 01929 ТП, изложенный в письме от 21.11.2012 N 04-1/2498 (л.д. 33), и приказ управления от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01929 ТП" (л.д. 35).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее - Положение от 17.06.2004 N 293), Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении по недропользованию по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 N 57 (далее - Положение от 19.01.2007 N 57), Управление по недропользованию по Красноярскому краю является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию. Пунктами 4.3.7 и 4.3.8 Положения от 19.01.2007 N 57 предусмотрено, что Управление по недропользованию по Красноярскому краю осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
На основании изложенного, оспариваемые отказ и приказ вынесены управлением в пределах предоставленных полномочий.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр в Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствие со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Статьей 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению внесения изменений в лицензии на пользование участками недр определяет Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 37,38 Административного регламента внесение изменений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами) при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений в лицензии на пользование участками недр являются заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений в лицензию на пользование недрами.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия серии КРР N 01912 ТП на право пользования недрами с целью поисков и оценки месторождений каменного угля на Амельтикской площадке на срок до 31.12.2012 (л.д. 57-59, далее - лицензия).
Между обществом и управлением подписано лицензионное соглашение, являющееся приложением N 2 к указанной лицензии (л.д. 61-67), в подпункте "г" пункта которого предусмотрено, что общество обязуется обеспечить не позднее 31.12.2012 завершение геологического изучения лицензионного участка и представление подготовленного в установленном порядке на государственную экспертизу геологического отчета с подсчетом запасов полезных ископаемых по категории С2 (на участке детализации по категории С1) и оценкой прогнозных ресурсов по категории Р1, при этом минимальный объем работ должен составлять: бурение - не менее 6000 пог.м".
06.11.2012 общество подало в Управление по недропользованию по Красноярскому краю заявку от 02.11.2012 N 24к о внесении изменений в подпункт "г" пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложения N 2 к лицензии) в части изменения установленного в данном пункте срока с 31.12.2012 на 31.12.2013 и минимального объема работ с 6000 пог.м на 13 000 пог.м. В качестве обоснования общество указало на то, что в ходе геологоразведочных работ при завершении буровых работ в 3 и начале 4 квартала 2012 года было установлено, что возможные запасы каменного угля в пределах лицензионного участка значительно превышают прогнозные ресурсы, установленные в лицензионном соглашении, что требует доизучения на участках детализации (л.д. 77).
Письмом от 21.11.2012 N 04-1/2498 управление, ссылаясь на пункты 41, 42 и 47 Административного регламента, отказало обществу в рассмотрении заявки о переносе контрольного срока завершения геологического изучения участка недр, предоставленного лицензией, в связи с пропуском заявителем шестимесячного срока на подачу такой заявки.
При этом, ссылка суда первой инстанции на нарушение заявителем условий выданной ему лицензии является необоснованной, поскольку данное обстоятельство не указано в качестве основания для вынесения управлением оспариваемого отказа.
В соответствии с пунктом 41 Административного регламента основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений является представление документов с нарушением требований пункта 39, 42 настоящего Административного регламента.
Согласно пункту 42 Административного регламента в случае необходимости продления срока пользования участком недр заявка на внесение изменений и дополнений по вопросу продления указанного срока должна быть подана в территориальный орган Роснедр не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии.
Пунктами 46 и 47 Административного регламента установлено, что в течение 5 рабочих дней со дня поступления зарегистрированных заявочных материалов должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, рассматривает поступившие заявочные материалы на предмет их соответствия требованиям, установленным пунктами 39, 42 настоящего Административного регламента. В случае, если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются несоответствующими установленным требованиям, то должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю подписанное руководителем территориального органа Роснедр уведомление об отказе в приеме заявочных материалов с указанием причин отказа.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2012 N АКПИ12-1108 признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 41 Административного регламента в части, предусматривающей в качестве основания для отказа в рассмотрении заявки пользователя недр по вопросу продления срока пользования участком недр представление документов позднее шести месяцев до дня окончания срока действия лицензии на пользование недрами; абзац первый пункта 42 Административного регламента полностью.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 N АПЛ12-706 решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2012 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2). Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание (часть 3).
Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 14.06.2007 N 1629/07, по смыслу данной правовой нормы, указанное правило применяется и в случае, если нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, признается судом недействующим с определенного им момента.
В рассматриваемом случае требования пункта 42 Административного регламента о том, что заявка на продление срока действия лицензий должна быть подана в территориальный орган Роснедр не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии, не соответствуют части 3 статьи 10 Закона о недрах, в которой реализация пользователем недр права на продление срока пользования участком недр не поставлена законодателем в зависимость от подачи заявления о продлении данного срока не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии.
Таким образом, предписания Административного регламента в нарушение положений Закона о недрах ограничивают возможность подачи пользователем недр заявки по вопросу продления срока пользования участком недр периодом времени - не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии - и позволяют Роснедрам и его территориальным органам при несоблюдении данного срока отказывать в рассмотрении заявки.
При этом никакой процедуры по восстановлению или продлению пропущенного срока на подачу заявки о продлении срока действия лицензии Административный регламент не содержит, в связи с чем фактически установлен пресекательный срок, по окончании которого пользователь недр не может обращаться в лицензирующий орган. Тем самым, неправомерно ограничивается гарантированное частью третьей статьи 10 Закона о недрах право пользователя недр на продление срока пользования участком недр.
Учитывая, что оспариваемый отказ управления основан на недействующем нормативном правовом акте, противоречит статье 10, части 7 статьи 22 Закона о недрах и нарушает права и законные интересы общества на рассмотрение его заявки от 02.11.2012 N 24К, то в целях защиты и восстановления нарушенных прав заявителя такой отказ подлежит признанию недействительным судом.
Оспариваемый приказ управления от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01912 ТП" вынесен ответчиком в связи с окончанием срока действия лицензии КРР N 01912 ТП. Вместе с тем, учитывая вышеизложенные обстоятельства о незаконности отказа управления по рассмотрению заявки общества на продление срока выданной ему лицензии с 31.12.2012 на 31.12.2013, и фактическое нерассмотрение данной заявки общества, приказ управления от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01912 ТП" является преждевременным, не соответствует статье 10, части 7 статьи 22 Закона о недрах и нарушает права и законные интересы общества на продление срока выданной ему лицензии на право пользования недрами.
При таких обстоятельствах отказ в рассмотрении заявки на внесение изменений в лицензию КРР N 01929 ТП, изложенный в письме Управления по недропользованию по Красноярскому краю от 21.11.2012 N 04-1/2498, а также приказ Управления по недропользованию по Красноярскому краю от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01929 ТП" следует признать недействительными.
На основании пункта 3 частей 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества следует обязать Управление по недропользованию по Красноярскому краю принять и рассмотреть заявку общества с ограниченной ответственностью "Амельтикская угольная компания" от 02.11.2012 N 24к.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 5000 рублей, в том числе 4000 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с управления в пользу общества.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от " 06" июня 2013 года по делу N А33-3048/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными отказ в рассмотрении заявки на внесение изменений в лицензию КРР N 01929 ТП, изложенный в письме Управления по недропользованию по Красноярскому краю от 21.11.2012 N 04-1/2498, а также приказ Управления по недропользованию по Красноярскому краю от 17.01.2013 N 10 "О снятии с учета лицензии КРР N 01929 ТП".
Обязать Управление по недропользованию по Красноярскому краю принять и рассмотреть заявку общества с ограниченной ответственностью "Амельтикская угольная компания" от 02.11.2012 N 24к.
Взыскать с Управления по недропользованию по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Амельтикская угольная компания" 5000 рублей судебных расходов.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3048/2013
Истец: ООО "Амельтийская угольная компания", ООО "Амельтикская угольная компания"
Ответчик: Управление по недропользованию по Красноярскому краю