г. Чита |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А19-4550/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Даровских К.Н., Барковской О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2013 года по делу N А19-4550/2011 по заявлению конкурсного управляющего областного государственного унитарного предприятия "Окравтодор" Дроздова Александра Васильевича о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки в рамках дела о о несостоятельности (банкротстве) областного государственного унитарного предприятия "Окравтодор" (ОГРН 1028500598510, ИНН 8506006971, адрес: 669001, Иркутская область, пгт. Усть-Ордынский, ул. 50 лет Октября, 41) (суд первой инстанции: судья Черняева Э.Е.),
при участии в судебном заседании: от ФНС России: Карнауховой Н.Б. (доверенность от 28.01.2013 N 06-17/001525); от Министерства имущественных отношений Иркутской области: Нечаевой Т.В. (доверенность от 01.02.2013 N 894-11/1); от ОАО "Дорожная служба Иркутской области": Токарева Д.И. (доверенность от 06.09.2013 N 122/13), в отсутствие иных участвующих в деле лиц,
установил:
15 ноября 2012 года конкурсный управляющий ОГУП "Окравтодор" Дроздов А.В. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительной сделки, направленной на изъятие имущества из хозяйственного ведения ОГУП "Окравтодор", оформленной распоряжением министра Министерства имущественных отношений по Иркутской области от 26.04.2011 N 296/И "Об изъятии областного государственного имущества" и по принятию из хозяйственного ведения ОГУП "Окравтодор" имущества общей балансовой стоимостью 108610554 руб. 04 коп., и внесения соответствующих изменений в реестр государственной собственности Иркутской области, оформленной актом приема-передачи объектов государственной собственности Иркутской области от 26.04.2011, указанного в Приложении N1, и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Министерства имущественных отношений Иркутской области передать ОГУП "Окравтодор" по акту приема-передачи имущества общей балансовой стоимостью 108610554 руб. 04 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2012 года требования удовлетворены. Признана недействительной сделка, направленная на изъятие имущества, указанного в Приложении N 1, из хозяйственного ведения ОГУП "Окравтодор", в виде распоряжения министра Министерства имущественных отношений Иркутской области от 26.04.2011 N 296/И "Об изъятии областного государственного имущества" и по принятию из хозяйственного ведения ОГУП "Окравтодор" имущества общей балансовой стоимостью 108 610 554 руб. 04 коп., внесения соответствующих изменений в реестр государственной собственности Иркутской области, оформленная актом приёма-передачи объектов государственной собственности Иркутской области от 26.04.2011. Применены последствия недействительности сделки в виде обязания Министерства имущественных отношений Иркутской области в течение трех дней передать ОГУП "Окравтодор" имущество, указанное в Приложении N 1, по акту приёма-передачи общей балансовой стоимостью 108 610 554 руб. 04 коп.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2013 года определение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2013 года определение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2012 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2013 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2013 года в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о признании недействительной сделки отказано. Во обоснование судом указано, что конкурсным управляющим не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о принадлежности должнику спорного движимого и недвижимого государственного имущества на праве хозяйственного ведения и позволяли определить его состав, стоимость, момент его передачи, а также о наличии государственной регистрации за ОГУП "Окравтодор" права хозяйственного ведения на спорные объекты. Представленные копии свидетельств о государственной регистрации, а также учетные карточки, акты инвентаризации, паспорта транспортных средств не подтверждают факт передачи имущества в хозяйственное ведение ОГУП "Окравтодор".
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области, не согласившись с определением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указано, что имущество, вошедшее в уставный капитал ОГУП "Окравтодор", ранее принадлежало объединившимся ГУДЭП, что подтверждается актом инвентаризации зданий, сооружений находящихся на балансе Эхирит-Булагатского ГУДЭП. С учетом положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2001 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права хозяйственного ведения на имущество не обязательна, следовательно, ОГУП "Окравтодор" как правопреемник всех прав имеет право не регистрировать право хозяйственного ведения. Действующим законодательством собственнику не предоставлено право изымать у образованного собственником унитарного предприятия имущество, переданное на праве хозяйственного ведения. Сделки по изъятию имущества, используемого должником в целях осуществления уставной деятельности, из хозяйственного ведения предприятия лишили должника возможности вести хозяйственную деятельность, погасить кредиторскую задолженность и привели к банкротству должника. Судом не учтено, что руководителем ОГУП "Окравтодор" были проведены мероприятия по постановке на учет части движимого имущества в органах ГИБДД, Гостехнадзора и регистрации за ОГУП "Окравтодор", о чем свидетельствуют представленные в материалы дела карточки учета транспортных средств и сведения из Гостехнадзора. Изъятие имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения, противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", нарушает права кредиторов должника и фактически привело к невозможности удовлетворения требований кредиторов.
Представитель ФНС России в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу, просила определение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представители Министерства имущественных отношений Иркутской области и ОАО "Дорожная служба Иркутской области" просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, определение оставить в силе.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании постановления главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.01.2002 N 16-п "О совершенствовании управления дорожной отраслью округа" государственные унитарные дорожно-эксплуатационные предприятия (ГУДЭП) реорганизованы путем слияния в окружное государственное унитарное предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Указанным постановлением Комитету по управлению имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа предлагалось определить состав окружного имущества и решить вопрос об его закреплении на праве хозяйственного ведения за окружным дорожным предприятием.
Окружное дорожное предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 26.02.2002 N 95 "О регистрации "Окравтодор".
В связи с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.12.2006 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" и переименованием окружного дорожного предприятия в ОГУП "Окравтодор" была согласована с Департаментом градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области и утверждена 13.03.2008 Агентством имущественных отношений Иркутской области новая редакция Устава ОГУП "Окравтодор".
Согласно Уставу ОГУП "Окравтодор", предприятие создано в целях удовлетворения потребностей пользователей автомобильных дорог общего пользования и получения прибыли.
В пунктах 1.8, 4.1, 4.6 Устава ОГУП "Окравтодор указано, что имущество предприятия является собственностью Иркутской области, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения; движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены настоящим Уставом; сделки, совершенные предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
30.03.2011 генеральный директор ОГУП "Окравтодор" Букин А.П. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с письмом N 257, в котором изложил просьбу об изъятии из хозяйственного ведения предприятия имущества с приложением перечня имущества, мотивировав тем, что ОГУП "Окравтодор" не имеет средств для его содержания по причине того, что не выиграло торги по обслуживанию и ремонту дорог общего пользования.
На основании письма N 257 от 30.03.2011 Министерство издало распоряжение от 26.04.2011 N 296/И "Об изъятии областного государственного имущества", удовлетворив просьбу должника.
На основании акта приема-передачи объектов государственной собственности Иркутской области от 26.04.2011, ОГУП "Окравтодор" в лице генерального директора Букина А.П. передало, а Министерство имущественных отношений Иркутской области в лице министра Карасева М.Н. приняло имущество согласно перечню, содержащемуся в приложениях N 1, 2, 3, 4).
Конкурсный управляющий, полагая, что оспариваемая сделка привела к изъятию из хозяйственного ведения предприятия имущества, подлежавшего направлению на формирование конкурсной массы для удовлетворения требований кредиторов, не соответствует статьям 61.1, 61.2 и 61.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия может находиться, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежать такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 2, 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникает, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает государственную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимые вещи в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из содержания вышеприведенных норм законодательства следует, что право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает у государственного предприятия с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации этого права.
Постановление главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.01.2002 N 16-п " О совершенствовании управления дорожной отраслью округа" свидетельствует о волеизъявлении собственника о закреплении за должником имущества на праве хозяйственного ведения, при этом не содержит перечня либо наименования имущества, которое возможно бы было отнести к спорному. Указанный документ предлагает Комитету по управлению имуществом округа определить в будущем состав окружного имущества и принять меры к его закреплению за окружным дорожным предприятием.
Документы, которые бы свидетельствовали об исполнении Комитетом по управлению имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа поручения, содержащегося в постановлении главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.01.2002 N 16-п " О совершенствовании управления дорожной отраслью округа", не представлены.
Конкурсный управляющий также не представил доказательства передачи предприятию спорного движимого имущества и государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорного недвижимого имущества.
Представленные копии свидетельств о государственной регистрации права свидетельствуют о праве собственности Иркутской области на часть спорного недвижимого имущества, а учетные карточки и акты инвентаризации, свидетельствуют о проведенной инвентаризации объектов, находящихся в федеральной собственности. Паспорта транспортных средств сами по себе также не могут подтверждать факт передачи имущества в хозяйственное ведение ОГУП " Окравтодор", поскольку в силу закона необходимо представить документы, подтверждающие факт передачи предприятию спорного движимого имущества. В имеющихся в материалах дела реестрах техники стоящей на учете, выборках по запросу, сформированных органами ГИБДД, паспортах транспортных средств отсутствуют сведения о дате передачи техники, то есть об основании для государственной регистрации технических средств.
В отсутствие доказательств, которые бы свидетельствовали о принадлежности спорного имущества должнику на праве хозяйственного ведения и позволяли определить его состав, стоимость, момент его передачи, а также о наличии государственной регистрации за ОГУП " Окравтодор" права хозяйственного ведения на спорные объекты, которые позволили бы определить момент возникновения названного права, его состав и стоимость на момент передачи, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, статьей 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Определение Арбитражного суда Иркутской области от 10.07.2013, принятое по делу N А19-4550/2011, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4550/2011
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 февраля 2016 г. N Ф02-7100/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: Областное государственное унитарное предприятие "Окравтодор"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N16 по Иркутской области, Нефедьев Руслан Яковлевич, ОАО "Ростелеком" в лице юрисконсультанта ООСР Управления правового обеспечения Иркутского филиала ОАО "Ростелеком" Бартуева И. В., ОАО междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" Усть-Ордынский центр коммуникаций, ООО "Иркутская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ОАО "Дорожная служба Иркутской области", Галандин Сергей Анатольевич, ГУ ИРО ФСС РФ, Дроздов Александр Васильевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N16 по Иркутской области, МИ ФНС России N 17 по Иркутской области, НП "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", ОПФ РФ (гос. учреждение) по Иркутской области, ТФО медицинского страхования граждан по Иркутской области, УФНС России по Иркутской области, УФРС по ИО, УФССП по Иркутской Области
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4550/11
20.09.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3899/18
18.06.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
29.02.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7100/15
26.01.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4550/11
17.12.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
17.12.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4550/11
15.10.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
09.04.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
18.12.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
29.10.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4830/14
15.10.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4578/14
15.08.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
29.07.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
04.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-418/14
25.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6437/13
18.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6522/13
09.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6338/13
29.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6146/13
24.09.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1727/13
14.03.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
13.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3019/12
18.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1467/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4550/11