г. Саратов |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А12-12313/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053456052220, ИНН 3432000525, адрес местонахождения: Волгоградская область, Фроловский район, п. Дудаченский)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2013 года по делу N А12-12313/2013 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053456052220, ИНН 3432000525, адрес местонахождения: Волгоградская область, Фроловский район, п. Дудаченский)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах (ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098, адрес местонахождения: Волгоградская область, г. Фролово, ул. Карла Маркса, 25),
о признании недействительным предписания,
заинтересованное лицо: Администрация Фроловского муниципального района Волгоградской области (адрес местонахождения: Волгоградская область, г. Фролово, ул. Фроловская, 1)
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации - не явился, извещена,
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах - не явился, извещен,
Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области (далее - заявитель, Администрация) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах (далее - административный орган, ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах) от 19.04.2013 N 21 о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции, дератизации на территориях и в помещениях, на которых имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Фроловского муниципального района Волгоградской области.
Решением от 18 июля 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении требований Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области отказал в полном объеме.
Администрация Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация Фроловского муниципального района Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Администрация Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98860 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98861 9 о вручении корреспонденции). Отдел заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Администрация Фроловского муниципального района Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98862 6 о вручении корреспонденции). Явку в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22 августа 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2012 году в г. Фролово зарегистрировано 3 случая заболевания Лихорадкой Западного Нила и 1 случай во Фроловском районе.
Таким образом, на территории Фроловского района сформировался очаг заболевания Лихорадкой Западного Нила.
В целях предотвращения угрозы возникновения и распространения Лихорадки Западного Нила на территории Фроловского района, в целях предупреждения причинения вреда здоровью людей, в рамках мероприятий, предусмотренных МУ 3.1.3.2600-10 Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области выдано предписание от 19.04.2013 N 21.
Согласно пункту 1 указанного предписания Администрации предписано организовать дезинсекционные обработки водоемов и прилегающих к ним территорий в пять этапов: с 20 по 30 мая 2013 года, с 28.06.2013 по 08.07.2013, с 22.07.2013 по 01.08.2013, с 5 по 15 августа 2013 года с 19 по 29 августа 2013 года.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и не нарушает прав Администрации в сфере ее экономической и иной хозяйственной деятельности.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 (ред. от 13.07.2012) утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно указанному Постановлению вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, относятся к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 N 5487-1 закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вышеуказанная статья изложена в новой редакции, согласно которой субъективный состав по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения из числа государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан расширен органами местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается также путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 323-ФЗ, профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ранее выявления таких заболеваний.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Федерального закона N 52-ФЗ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Таким образом, при выдаче такого рода предписаний достаточно наличие фактических оснований необходимости внесения таких предписаний органу местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктами 8, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно статье 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
В статье 29 Федерального закона N 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона.
Согласно статье 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется Санитарно-эпидемиологическим правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (приложение N 1). Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Лихорадка Западного Нила входит в перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории (СП 3.4.2318-08).
Лихорадка Западного Нила (далее - ЛЗН) это зоонозная, природно-очаговая, арбовирусная инфекция с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, протекающая у человека в виде острого лихорадочного заболевания с симптомами общей интоксикации, головными болями, миалгией, артралгией, сыпью, в тяжелых случаях с развитием серозного менингита и менингоэнцефалита.
Возбудителем является вирус Западного Нила (семейство Flaviviridae, род Flavivirus, комплекс японского энцефалита). Переносчиками, осуществляющими передачу вируса позвоночным, являются орнитофильные комары родов Culex и Aedes, Anopheles, принадлежащие к различным видам, родам, семействам и отрядам, особенно водно-околоводного комплекса, а также домашние. (МУ 3.4.2552-09.3.4. "Санитарная охрана территории. Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Методические указания").
Основными переносчиками вируса ЛЗН людям являются комар различных видов, а резервуаром инфекции в природных очагах служат главным образом птицы. Лихорадкой Западного Нила поражается сельское население, живущее по берегам рек и озер, в поймах, дельтах рек, где имеется большое количество диких водоплавающих птиц и комаров, а также городские жители, посещающие дачные участки и базы отдыха, охотники, рыболовы. Заражение может происходить в домах с затопленными подвалами, где и происходит размножение комаров.
Согласно пункту 7.5.1 Методических указаний "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации. Методические указания. МУ 3.1.3.2600-10", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека 19.04.2010, при регистрации на территории 5 и более случаев ЛЗН и ухудшении ситуации по сравнению с исходной, эпидемиологическая обстановка расценивается как чрезвычайная и проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий, предусмотренных в этих случаях.
Таким образом, данное предписание выдано в пределах полномочий отдела и не противоречит статьям 14, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
При выдаче такого рода предписаний достаточно наличие фактических оснований необходимости внесения таких предписаний органу местного самоуправления.
В 2012 году в городе Фролово зарегистрировано 3 случая заболевания Лихорадкой Западного Нила и 1 случай во Фроловском районе.
Таким образом, на территории Фроловского района сформировался очаг заболевания Лихорадкой Западного Нила.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Данным предписанием на Администрацию в рамках ее полномочий возложена обязанность организации и контроля за осуществлением профилактических мер.
Финансирование профилактических и противоэпидемических мероприятий проводится за счет областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, ведомств, учреждений, предприятий. Ежегодно определяются и корректируются потребность в материально-техническом и финансовом обеспечении для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о том, что водоемы не являются его собственностью, и не выделялись средства на осуществление профилактических мер по предотвращению угрозы возникновения и распространения Лихорадки Западного Нила, поскольку вопросы собственности водных объектов и финансирования профилактических мер по предупреждению ЛЗН не могут быть поставлены в зависимость от исполнения публично-правовых обязанностей, требованиям публичного права.
При этом из текста оспариваемого предписание следует, что Администрация обязана организовать дезинсекционные обработки водоемов, что не тождественно проведению таких обработок силами самой Администрации.
Действительно, пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) относит осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий к расходным обязательствам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Однако определение законом источника бюджетного финансирования таких мероприятий не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по осуществлению мер профилактики распространения опасных инфекционных заболеваний, в том числе и за счет собственных средств, как это предусмотрено абзацем 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Фактически понесенные муниципальным образованием расходы на проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе и связанные с исполнением предписания уполномоченного государственного органа, могут быть возмещены впоследствии за счет средств соответствующего бюджета.
Как указывает сам заявитель в апелляционной жалобе, Постановлением Правительства Волгоградской области от 27.05.2013 N 258-п "О неотложных мерах по предупреждению случаев заболевания лихорадкой Западного Нила на территории Волгоградской области в 2013 году" в целях предупреждения случаев массовых заболеваний лихорадкой Западного Нила на территориях природных очагов Волгоградской области Правительство Волгоградской области предусмотрено выделение из резервного фонда Правительства Волгоградской области на проведение дезинсекционных профилактических работ, барьерных обработок территории мест общего пользования, в том числе на приобретение дезинсекционных препаратов по обработке водоемов, прилегающих территорий к водоемам, бюджету Фроловского муниципального района в размере 154,2 тыс. рублей.
Учитывая изложенное, Администрация должна обеспечить проведение полного объема дезинсекционных профилактических мероприятий, направленных на снижение численности переносчиков вируса лихорадки Западного Нила.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.03.2013 по делу N А12-11516/2012, от 19.03.2013 по делу N А12-11515/2012.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что 23.04.2012 в адрес Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области выдавалось аналогичное предписание о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации на территориях и в помещениях, на которых имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний за N 60. 18.09.2012 (вх. N 1951) в адрес Территориального отдела Главой Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области были предоставлены документы, подтверждающие выполнение предписания (от 14.09.2012 исх. N 234).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2013 года по делу N А12-12313/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12313/2013
Истец: Администрация Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах
Третье лицо: Администрация Фроловского муниципального района Волгоградской области