г. Саратов |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А12-8398/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сопрун Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод буровой техники" (400075, г.Волгоград, шоссе Авиаторов, 16, ИНН 3443048247, ОГРН 1023402969369)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2013 по делу N А12-8398/2012 (судья Даншина Н.В.)
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
обществу с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод буровой техники" (ИНН 3443048247, ОГРН 1023402969369)
о взыскании 3 828 128 руб. 25 коп.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод буровой техники" (далее - ООО "Волгоградский завод буровой техники", ответчик) о взыскании 3 828 128 руб. 25 коп., из которых: 3 687 603 руб. 08 коп. - задолженность по арендной плате за пользование земельным участком в период с 01.11.2010 по 31.10.2011, 140 525 руб. 17 коп. - пеня за просрочку внесения арендной платы за период с 11.11.2010 по 10.11.2011.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2012, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, взыскано с ООО "Волгоградский завод буровой техники" в пользу управления 409 848 руб. 76 коп. задолженности по арендной плате и 61 017 руб. 32 коп. пени на основании договора N 80 от 11.08.2003 аренды земельного участка. В удовлетворении остальной части иска отказано. Также с ответчика взыскана госпошлина в размере 5 183,37 руб. в доход федерального бюджета.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2013 N ВАС-1621/13 отказано в передаче дела NА12-8398/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2012, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2012.
03.04.2013 управление обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о пересмотре решения от 15.06.2012 по новым обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2013, вступившим в законную силу, удовлетворено заявление управления о пересмотре по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2012. Решение от 15.06.2012 отменено по новым обстоятельствам.
До принятия решения по новым обстоятельствам в связи с частичным погашением ответчиком задолженности истец уменьшил размер исковых требований до 2 989 394 руб. 70 коп., из которых: 2 867 905 руб. 13 коп. - задолженность по арендной плате за пользование земельным участком в период с 01.11.2010 по 31.10.2011, 121 489 руб. 57 коп. - пеня за просрочку внесения арендной платы за период с 11.11.2010 по 10.11.2011 (письменное заявление от 05.06.2013 приобщено к материалам дела).
Уменьшение размера исковых требований до 2 989 394 руб. 70 коп. принято арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2013 по делу N А12-8398/2012 с ООО "Волгоградский завод буровой техники" в пользу управления 2 867 905 рублей 13 копеек задолженности по арендной плате, 121 489 рублей 57 копеек пени за просрочку внесения арендных платежей, всего 2 989 394 рубля 70 копеек.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовые уведомления.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.08.2003 между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор N 80 аренды земельного участка, площадью 189744,8 кв.м, находящегося по адресу: г.Волгоград, Дзержинский район, ул.Авиаторов, 16, для производственной деятельности комплекса механо-сборочного производства.
Договор заключен на 49 лет, прошел государственную регистрацию.
В редакции протокола разногласий от 30.07.2003 к договору аренды годовой размер арендной платы составил 4 918 185 руб. 20 коп.
Согласно пункту 3.2. договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно равными долями в течение года, за текущий месяц - до 10-го числа текущего месяца.
В соответствии с пунктом 3.3 договора аренды размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с федеральными нормативными актами путем направления арендатору уведомления. Арендатор считается извещенным об изменении размера арендной платы с момента получения уведомления.
Дополнительным соглашением N 1 от 02.09.2009 изменено наименование арендодателя на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
В дополнительном соглашении N 2 от 03.11.2010 к договору аренды земельных участков управление установило годовой размер арендной платы в сумме 7 389 975 руб. 78 коп.
Расчет величины годовой арендной платы за использование земельного участка приведен в приложении к соглашению N 2.
Из приложения следует, что годовая величина арендной платы за земельный участок определена на основании отчета ЗАО "Отечество" от 15.10.2010 N О-1733 "Об определении рыночной стоимости земельных участков, расположенных в Дзержинском районе г. Волгограда, и рассчитана по методике, определенной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 01.11.2010 по 31.10.2011 исходя из дополнительного соглашения N 2 от 03.11.2010.
Кроме того, на основании пункта 5.2 договора аренды в редакции протокола разногласий от 30.07.2003 истец начислил истцу пеню.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с федеральными нормативными актами путем направления арендатору уведомления, поскольку это было предусмотрено договором аренды.
Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что размер арендной платы устанавливается договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата за находящиеся в публичной собственности земельные участки является регулируемой ценой.
Определение соответствующих условий арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Кодекса. Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 данного Кодекса, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09, от 06.12.2011 N 9069/11, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11.
Более того, в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Учитывая, что на момент заключения договора аренды земельного участка N80 от 11.08.2003 положения статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающие государственное регулирование размера арендной платы за публичные земли, вступили в действие, к отношениям сторон подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом.
Однако, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Т.е. новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта уполномоченного органа.
Кроме того, пунктом 3.3 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с федеральными нормативными актами путем направления арендатору уведомления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правомерным предъявление истцом требований о взыскании долга, расчет которого основан на условиях дополнительного соглашения N 2 к договору.
Заключая спорный договор, стороны предусмотрели ответственность арендатора в виде пени в размере 0,1 % от суммы невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки (пункт 5.2).
Исходя из этого, неустойка на сумму задолженности составила 121 489 рублей 57 копеек.
Представленный истцом расчет пени судами проверен и признан соответствующим условиям договора и действующему законодательству. Таким образом, требования о взыскании неустойки правомерно удовлетворены судом первой инстанции в сумме 68 214 рублей 14 копеек (т.1 л.д.6).
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2013 по делу N А12-8398/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8398/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области
Ответчик: ООО "Волгоградский завод буровой техники"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1602/13
30.09.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7039/13
13.06.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8398/12
26.04.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8398/12
08.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1621/13
28.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9148/12
03.09.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6692/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8398/12