г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А56-15025/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Г.В. Борисовой, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: В.А. Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.Н. Липченко (доверенность от 27.06.2013 N 89/2013)
от ответчика (должника): представителя Е.Ю. Глазкова (доверенность от 07.06.2013 N 2031/01-12)
от 3-го лица: представителя А.А. Шахматова (доверенность от 05.06.2013 N 05-608/13-0)
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А56-15025/2013
по иску (заявлению) ООО "ЭнСиСи Недвижимость"
к Администрации Муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
третье лицо: Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнСиСи Недвижимость" (адрес: 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д.114-116, лит.А) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (адрес: 188662, Ленинградская область, Всеволожский район, п.Мурино, ул.Оборонная, д.32-А) (далее - Администрация) о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 27.12.2012 N 2200/01-12, и обязании выдать разрешение на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями, корпус 6 (6 этап строительства) на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, земли САОЗТ "Ручьи", кадастровый номер 47:07:07220001:315.
Решением суда от 04.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
На решение суда подана апелляционная жалоба Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл.Ломоносова, д.1, под.4) (далее - Комитет), в которой он просил решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ЭнСиСи Недвижимость". Комитет указал, что одним из оснований для отмены обжалуемого решения суда является рассмотрение дела без привлечения к участию в нем Комитета, так как Комитет осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Комитет полагает, что оспариваемое решение суда затрагивает его права как органа, уполномоченного осуществлять контроль органов местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство.
Администрацией также подана апелляционная жалоба на решение суда от 04.06.2013 по настоящему делу, в которой она просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению Администрации, отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства является законным, поскольку Обществом не было приложено к заявлению положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, проектная документация имеет отклонение от обязательных требований, на момент отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствовал утвержденный градостроительный план земельного участка.
Определением суда апелляционной инстанции от 15.07.2013 обе жалобы приняты к производству, их рассмотрение назначено на 05.09.2013.
В судебном заседании 05.09.2013 апелляционным судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
При рассмотрении дела в судебном заседании 26.09.2013 по правилам суда первой инстанции представитель Общества поддержал заявленные требования, представители Администрации и Комитета возражали против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзывах на него. В обоснование заявленных возражений представители ссылались, в том числе на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15013/2013, которым Обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Администрации N 394 от 25.12.2012 "Об отмене постановления N21 от 01.02.2012 (об утверждении градостроительный план NRU 47504307-21 спорного земельного участка) и N357 от 23.11.2012" и его отмене.
Обществом также были заявлены ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения судом кассационной инстанции кассационной жалобы по делу N А56-15013/2013, а также о привлечении к участию в дело в качестве третьего лица ООО "Негосударственная экспертиза проектов строительства".
Данные ходатайства апелляционным судом отклонены в связи с отсутствием правовых оснований для их удовлетворения. Решение по делу N А56-15013/2013 вступило в законную силу на основании постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2013 года (резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года), основания для привлечения экспертного учреждения к участию в дело в качестве третьего лица, предусмотренный статьей 51 АПК РФ, отсутствуют.
Выслушав стороны и изучив материалы деда, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат отклонению как необоснованные по праву.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Администрацию с заявлением (исх.N 1125/2012 от 19.12.2012, вх.N 753/01-15 от 20.12.2012) о выдаче разрешения на строительство шестого этапа строительства многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями, корпус 6 (6 этап строительства) на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, земли САОЗТ "Ручьи", кадастровый номер 47:07:07220001:315 (л.д.11-12).
Администрацией в адрес заявителя было направлено решение от 22.12.2012 N 2200/01-12 об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), а именно: отсутствием в представленном комплекте положительного заключения экспертизы проектной документации (л.д.13-14).
Не согласившись с решением об отказе, Общество обратилось с заявлением об оспаривании решения в судебном порядке.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 51 ГрК РФ для осуществления строительства требуется административный акт - разрешение на строительство.
Исходя из положений статьи 8, частей 4 и 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства на территории поселения застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
Частью 7 статьи 51 Кодекса определен перечень документов, прилагаемых застройщиком при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство, в том числе:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 124 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Указанный перечень документов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В силу части 10 статьи 51 ГРК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7, 9 статьи 51 ГРК РФ.
Согласно 4.13 статьи 51 ГРК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как видно из материалов дела, Обществом в Администрацию в комплекте документов было представлено положительное заключение негосударственной экспертизы N 2-1-1-0424-12, выполненное ООО "Негосударственная экспертиза проектов строительства" (л.д.17-47).
В сопроводительном письме к решению об отказе в выдаче разрешения на строительство от 27.12.2012 N 2200/01-12 ответчик мотивировал отказ в выдаче разрешения на строительство тем, что положительное заключение экспертизы проектной организации N 2-1-1-0424-12 от 26.11.2012 не соответствует законодательству о градостроительной деятельности, так как данное заключение подписано 5-ю экспертами, аттестованными по узким, а не по обобщенным направлениям (л.д.15-16).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции, действовавшей в спорный период) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с названной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу пункта 4.3 части 4 статьи 49 ГрК РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 названного Кодекса.
Частью 1 статьи 50 ГрК РФ предусмотрено, что негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
ООО "Негосударственная экспертиза проектов строительства", выдавшее положительное заключение государственной экспертизы N 2-1-1-0424-12 от 26.11.2012, аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, что подтверждается Свидетельством об аккредитации N РОСС RU.001.610053 со сроком действия с 19.10.2012 по 25.12.2014.
Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлены приказом Росстроя от 02.07.2007 N 188. Согласно данным требованиям объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат представлению для проведения экспертизы.
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию установлены частью 12 статьи 48 ГрК РФ и Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно пункту 36 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперт) и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы или уполномоченным им лицом.
Эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении тех разделов (подразделов разделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению (направлениям) деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах).
При сравнении разделов экспертного заключения с квалификацией подписавших его экспертов (объемно-планировочные и архитектурные решения; организация государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с правом утверждения заключения государственной экспертизы; теплогазаснабжение, водоснабжение, водоотведение, вентиляция, кондиционирование; системы автоматизации, связи и сигнализации; санитарно-эпидемиологическая безопасность - л.д.91-94) Администрация пришла к правомерному выводу о том, что экспертами подготовлено заключение по направлениям деятельности, в отношении которых у экспертов отсутствует квалификация. К данным разделам, в частности относятся система элетроснабжения; перечень мероприятий по охране окружающей среды; мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах заключение негосударственной экспертизы правомерно признано Администрацией несоответствующим статьям 49 и 50 ГрК РФ и не принято в качестве документа, предусмотренного статьей 51 ГрК РФ в качестве документа, необходимого для выдачи разрешения на строительство.
Апелляционный суд так же принимает во внимание, что восстановлением нарушенных прав и законных интересов Общества в соответствии с частями 4,5 статьи 201 АПК РФ будет являться обязание Администрации выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства.
При рассмотрении дела апелляционным судом установлено, что у Общества отсутствует градостроительный план земельного участка, на котором планировалось осуществление строительства, поскольку постановление Администрации N 394 от 25.12.2012 отменено постановление N21 от 01.02.2012 об утверждении градостроительного плана NRU 47504307-21 спорного земельного участка (л.д.130).
Данное постановление было оспорено Обществом в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решением суда от 24.06.2013 по делу N А56-15013/2013 в удовлетворении заявления отказано, данный судебный акт оставлен без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2013. Таким образом, у Общества отсутствует градостроительный план земельного участка, наличие которого является обязательным для получения разрешения на строительство в силу статьи 51 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ на заявителя возлагается государственная пошлина, оплаченная при обращении с заявлением в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июня 2013 года по делу N А56-15025/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ЭнСиСи Недвижимость" о признании незаконными действий Администрации Муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившихся в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 27.12.2012 N 2200/01-12 и обязании выдать разрешение на строительство отказать.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15025/2013
Истец: ООО "ЭнСиСи Недвижимость"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Муринского сельского поселения" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Третье лицо: Комитет государственного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10770/13
04.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15173/13
04.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-15025/13