город Воронеж |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А35-884/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Поротикова А.И.,
Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бартеневой Ю.В.,
при участии:
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.11.2011 по делу N А35-884/2011 (судья Матвеева О.А.) по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (ОГРН 1094632007073) к филиалу ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей (ОГРН 1024701893336) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (ТУ Росимущества в Курской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к филиалу открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей (ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров аренды земельных участков N 235, 236, 237, 238 от 06.09.2010, в части расчета размера арендной платы, предусмотренного абзацем 1 пункта 3.1. вышеуказанных договоров аренды и принять условия договоров в редакции ТУ Росимущества Курской области (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.11.2011 в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества Курской области отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, ТУ Росимущества в Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда от 10.11.2011, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание апелляционной инстанции 27.01.2012 стороны явку своих представителей не обеспечили. Ходатайств не заявлено, отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Курской области направило в адрес филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей проекты договоров аренды федеральных земельных участков N 235, 236, 237, 238 от 06.09.2010.
Согласно пункту 1.1. договора аренды N 235 земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 06.09.2010, ТУ Росимущества в Курской области (Арендатор) предает ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером 46:13:000000:84, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, местоположение: установлено относительно ориентира МО Ольшанский сельсовет "ВЛ 750 кВ Курской АЭС - ПС "Новобрянская", расположенного в границах участка, адрес ориентира: Курская область, Льговский район, для обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, общей площадью 10963 кв.м. Срок действия договора определен с 18.02.2008 по 17.02.2057.
В пункте 1.2. договора указано, что на Участке имеются объекты недвижимого имущества: электросетевой комплекс подстанции 750 кВ "Новобрянская" с линиями электропередач, свидетельство о государственной регистрации пава собственности 32-АГ N 466592 от 23.01.2003, регистрационный N 32-1/28-41/2002-506.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. договора размер арендной платы за Участок составляет:
- за период с 18.02.2008 по 03.08.2009 - 293 398 руб. 53 коп. в год;
- за период с 04.08.2009 по 17.02.2057 - 309 руб. 16 коп. в год.
Расчет арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы определены в Приложении N 1 к договору, который является неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 1.1. договора аренды N 236 земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 06.09.2010, ТУ Росимущества в Курской области (Арендатор) предает ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером 46:12:000000:37, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Курская область, Курчатовский район, для нужд энергетики, общей площадью 16580 кв.м. Срок действия договора определен с 26.02.2008 по 25.02.2057.
В пункте 1.2. договора указано, что на Участке имеются объекты недвижимого имущества: электросетевой комплекс подстанции 750 кВ "Новобрянская" с линиями электропередач, свидетельство о государственной регистрации пава собственности 32-АГ N 466592 от 23.01.2003, регистрационный N 32-1/28-41/2002-506.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. договора размер арендной платы за Участок составляет:
- за период с 26.02.2008 по 03.08.2009 - 257 875 руб. 89 коп. в год;
- за период с 04.08.2009 по 25.02.2057 - 480 руб. 82 коп. в год.
Расчет арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы определены в Приложении N 1 к договору, который является неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 1.1. договора аренды N 237 земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 06.09.2010, ТУ Росимущества в Курской области (Арендатор) предает ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером 46:05:000000:1, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Курская область, Дмитриевский район, участок ВЛ 750 кВ. Курской АЭС - ПС "Новобрянская", под объекты энергетики, общей площадью 37394 кв.м. Срок действия договора
определен с 07.03.2008 по 06.03.2057.
В пункте 1.2. договора указано, что на Участке имеются объекты недвижимого имущества: электросетевой комплекс подстанции 750 кВ "Новобрянская" с линиями электропередач, свидетельство о государственной регистрации пава собственности 32-АГ N 466592 от 23.01.2003, регистрационный N 32-1/28-41/2002-506.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. договора размер арендной платы за Участок составляет:
- за период с 07.03.2008 по 03.08.2009 - 527 737 руб. 00 коп. в год;
- за период с 04.08.2009 по 06.03.2057 - 746 руб. 01 коп. в год.
Расчет арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы определены в Приложении N 1 к договору, который является неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 1.1. договора аренды N 238 земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 06.09.2010, ТУ Росимущества в Курской области (Арендатор) предает ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером 46:09:000000:4, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Курская область, Конышевский район, под объекты энергетики, общей площадью 48792 кв.м. Срок действия договора определен с 18.01.2008 по 17.01.2057.
В пункте 1.2. договора указано, что на Участке имеются объекты недвижимого имущества: электросетевой комплекс подстанции 750 кВ "Новобрянская" с линиями электропередач, свидетельство о государственной регистрации пава собственности 32-АГ N 466592 от 23.01.2003, регистрационный N 32-1/28-41/2002-506.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. договора размер арендной платы за Участок составляет:
- за период с 18.01.2008 по 03.08.2009 - 663 643 руб. 23 коп. в год;
- за период с 04.08.2009 ар 17.01.2057 - 1 317 руб. 38 коп. в год.
Расчет арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы определены в Приложении N 1 к договору, который является неотъемлемой частью договора.
Рассмотрев проекты договоров N 235, N 236, N 237, N 238 от 06.09.2010, ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей, не согласившись с пунктом 3.1. указанных договоров, направило в адрес ТУ Росимущества в Курской области письмо (исх. N М1/П2/0/1649 от 12.10.2010), в котором указало, что произведенные расчеты арендной платы исходя из рыночной стоимости земельных участков согласовать не представляется возможным, поскольку необходимо, чтобы расчеты производились в соответствии с действующим законодательством (статья 65 Земельного кодекса РФ, пункт 2 статьи 3 Закона N 137 - ФЗ) и не превышали 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с отсутствием достигнутого соглашения о размере арендной платы, ТУ Росимущества в Курской области обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N212-ФЗ, вступившего в действие с 30.10.2007) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
По смыслу правовой нормы пункта 2 статьи 3 Федерального закон N 137-ФЗ установленное ограничение размера арендной платы распространяется на все земельные участки, предназначенные для обеспечения эксплуатации объектов энергетики (статья 89 Земельного кодекса РФ).
Как усматривается из условий проектов договоров аренды N 235, N 236, N 237, N 238 от 06.09.2010, предметом аренды являются земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и используемые для нужд энергетики. Таким образом, принадлежащий истцу электросетевой комплекс со всеми составными частями предназначен для транспортировки электрической энергии, размещенный на спорных земельных участках, применительно к пункту 2 статьи 3 Федерального Закона N 137-ФЗ относиться к линии электропередачи.
Согласно Постановлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25.06.2003 N 49-э/1 ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом особого характера спорных объектов, установление размера арендной платы в пределах не выше двух процентов кадастровой стоимости земельного участка, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Указанная правовая позиция сформирована Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 12404/09 и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В связи с тем, что с иском об изменении условий договора в предложенной редакции обращалась обязанная сторона, судебная коллегия полагает то обстоятельство, что суд не изложил в резолютивной части решения условия договора, которые соответствуют закону, не повлияло на правильность выводов.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя жалобы о необходимости применения статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной стоимости в Российской Федерации" на период до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" при определении размера арендной платы за пользование спорными земельными участками, отклоняются судебной коллегией, поскольку противоречат нормам действующего законодательства.
Иных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального права судом первой инстанции не допущено. Нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции не нарушены.
При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены решения Арбитражного суда Курской области от 10.11.2011 не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.11.2011 по делу N А35-884/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-884/2011
Истец: ТУ ФАУГИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Курской области, ТУФА по управлению государственым имуществом в Курской области
Ответчик: ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "ФСК ЕЭС" Черноземное предприятие магистральных электрических сетей, Филиал ОАО "ФСК ЕЭС"- Черноземное предприятие магистральных электрических сетей