г. Челябинск |
|
09 октября 2009 г. |
Дело N А07-39324/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Матвеевой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2009 по делу NА07-39324/2005 о продлении процедуры внешнего управления в отношении ГУП "Племптицесовхоз Знаменский" (судьи (судьи Хайдаров И.М., Михайлина О.Г., Шимкович А.Б.), при участии: от Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Башкортостан - Гимаева И.Ф. (доверенность N 5169 от 22.06.2009), внешнего управляющего Юсупова А.Ф. (паспорт), от государственного унитарного предприятия "Племптицесовхоз Знаменский" Галеева Т.Б. (доверенность N 190 от 12.07.2009), от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Газизова А.К. (доверенность N ОК-43/6878 от 28.05.2008), от администрации муниципального района Белебеевский район- Евдокимова Ю.Н. (доверенность N 01-1718 от 29.09.2009),
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Племптицесовхоз Знаменский" Республики Башкортостан (далее - ГУП "ППС Знаменский", предприятие, должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2007 в отношении должника введена процедура внешнего управления на срок 18 месяцев.
Определением арбитражного суда от 21.12.2007 внешним управляющим ГУП "ППС Знаменский" утвержден Кальметьев Айрат Маратович (далее - Кальметьев А.М.).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 Кальметьев А.М. отстранен от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, внешним управляющим ГУП "ППС Знаменский" утвержден Юсупов Альфрит Фоатович (далее - Юсупов А.Ф.), член некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации.
03.08.2009 внешний управляющий ГУП "ППС Знаменский" обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством о продлении срока внешнего управления на шесть месяцев.
До принятия определения внешним управляющим заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении ходатайства, в соответствии с которым Юсупов А.Ф. просил продлить процедуру внешнего управления ГУП "ППС Знаменский" на один год.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 26.08.2009 ходатайство внешнего управляющего Юсупова А.Ф. о продлении срока внешнего управления на один год удовлетворено.
В апелляционной жалобе Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Башкортостан (далее - Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган) просит определение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства внешнего управляющего.
В обоснование доводов апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм материального права. В соответствии с пунктом 2 статьи 108, пунктом 2 статьи 92 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) совокупный срок внешнего управления не может превышать два года. Собранием кредиторов ГУП "ППС Знаменский" принято решение об отклонении плана внешнего управления и об обращении в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Поскольку максимально возможный срок внешнего управления истек, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для продления срока внешнего управления.
В уточнении к апелляционной жалобе уполномоченный орган указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Возможность продления срока внешнего управления в зависимости от вида деятельности предприятия, его значимости действующим законодательством не предусмотрена. Срок внешнего управления может быть продлен только при принятии соответствующего решения собранием кредиторов. В соответствии с пунктом 3 статьи 178 Закона о банкротстве основанием для продления срока внешнего управления является действие чрезвычайных обстоятельств, которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния должника. В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о наличии спада в хозяйственной деятельности и ухудшении финансового состояния должника судом не исследован. Мотивы, по которым суд отклонил доводы уполномоченного органа, в нарушение части 6 статьи 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое определение не содержит.
В судебном заседании представитель Федеральной налоговой службы поддержал доводы апелляционной жалобы и уточнения к ней.
Представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и администрации муниципального района Белебеевский район пояснили, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят определение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения. Должник является сельскохозяйственной организацией, проведение процедуры банкротства должно осуществляться с учётом особенностей, предусмотренных параграфом 3 главы 9 Закона о банкротстве. Продление срока внешнего управления не зависит от решения собрания кредиторов и обусловлено наличием обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители конкурсных кредиторов не явились.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУП "ППС Знаменский" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2007 в отношении должника введена процедура внешнего управления на срок 18 месяцев.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2008 срок внешнего управления продлен до 09.08.2009.
03.08.2009 внешний управляющий ГУП "ППС Знаменский" обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством о продлении срока внешнего управления на один год.
Удовлетворяя ходатайство внешнего управляющего, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что должник является сельскохозяйственной организацией. Возможность продления срока внешнего управления сверх совокупного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 92 Закона о банкротстве, предусмотрена пунктом 3 статьи 178 Закона о банкротстве в случае чрезвычайных обстоятельств, повлекших спад и ухудшение финансового состояния должника. Засуха в летний период 2009 года причинила существенный ущерб посевам ГУП "ППС Знаменский", является чрезвычайным обстоятельством, основанием для продления срока внешнего управления. Сезонный характер сельскохозяйственного производства, неблагоприятные природно-климатические условия, а также значимость ГУП "ППС Знаменский" как сельскохозяйственного производителя и градообразующей организации являются основаниями для продления срока внешнего управления.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для продления срока внешнего управления являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 108 Закона о банкротстве установлено, что срок внешнего управления продлевается арбитражным судом в случае, если:
собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более чем максимальный срок внешнего управления;
собранием кредиторов по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего в связи с итогами внешнего управления принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, предусмотренный решением собрания кредиторов, но не более чем максимальный срок внешнего управления.
На собрании кредиторов, состоявшемся 29.05.2009 - 22.06.2009 принято решение об отклонении плана внешнего управления.
В силу пункта 1 статьи 177 Закона о банкротстве под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год (пункт 3 статьи 178 Закона о банкротстве).
Таким образом, действующим законодательством в отношении отдельных категорий юридических лиц предусмотрены специальные случаи продления внешнего управления. При наличии обстоятельств, предусмотренных абзацем 2 пункта 3 статьи 178 Закона о банкротстве, срок внешнего управления в отношении сельскохозяйственной организации может быть продлен независимо от решения собрания кредиторов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период внешнего управления должника имели спад и ухудшение финансового состояния должника ввиду неблагоприятных природно-климатических условий. В результате засухи погибли посевы зернобобовых культур и многолетних трав ГУП "ППС Знаменский", должнику причинен материальный ущерб на сумму более 9 000 000 руб., что подтверждается актом обследования объектов растениеводства N 4 от 01.07.2009 (т.27, л.д.114).
В силу изложенного, вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для продления срока внешнего управления является верным. Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у суда правовых оснований для продления срока внешнего управления основан на неверном толковании норм материального права.
Доказательствами чрезвычайных обстоятельств, повлекших спад и ухудшение финансового состояния должника, являются: распоряжение Правительства Республики Башкортостан N 778-р от 27.07.2009 (т.27, л.д.84), акт обследования объектов растениеводства N 4 от 01.07.2009 (т.27, л.д.114).
Ссылка уполномоченного органа на недоказанность довода внешнего управляющего, должника, собственника имущества должника о наличии чрезвычайных обстоятельств, повлекших спад и ухудшение финансового состояния должника, не основана на материалах дела.
Довод Федеральной налоговой службы о том, что собранием кредиторов ГУП "ППС Знаменский" 05.08.2009 принято решение об отклонении плана внешнего управления и об обращении в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, правомерно не принят во внимание арбитражным судом первой инстанции. С ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в арбитражный суд первой инстанции кредиторы не обращались.
При названных обстоятельствах определение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Определение о продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
В пункте 3 статьи 61 Закона о банкротстве указано, что иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ, и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня их вынесения. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции в течение четырнадцати дней принимает постановление, которое является окончательным (пункт 3 статьи 61 Закона о банкротстве). В таком же порядке в силу прямого указания Закона обжалуется определение о продлении срока внешнего управления (пункт 2 статьи 93 Закона).
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2009 по делу N А07-39324/2005 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
С.А.Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-39324/2005
Истец: Федеральная налоговая служба РФ в лице УФНС РФ по Республике Башкортостан
Ответчик: ГУП "ППС Знаменский", ВУ Юсупов А.Ф., ВУ Кальметьев А.М., временный управляющий ГУП ППС "Знаменский" Муфазалов Г.Г.
Третье лицо: ФНС России, ФГУ "Госсеменная инспекция по РБ", УФРС по РБ, открытое акционерное общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", открытое акционерное общество "Башкирнефтепродукт", общество с ограниченной ответственностью "Башкиргаз", ОАО "НУНПЗ", ОАО "Белебеевский завод "Автонормаль", НП СРО АУ ЦФО, НП СРО АУ при ТПП РФ, НП СО АУ Северная столица, НП "Приволжская СРО АУ", МУП "Белебеевские тепловые сети" муниципального района Белебеевский район, МИФНС России N 11 по РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, ГУСП МТС "Башкирская", ГУСП МТС "Башкирская", ГУП "Белебеевские тепловые сети", Внешний управляющий Лукьянов Д.В., БСХТ, Белебеевский элеватор, Белебеевский филиал ОАО "БНП"
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/09
17.03.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1707/17
31.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
05.05.2015 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
05.11.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11866/14
19.09.2014 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11202/14
23.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12920/13
17.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10568/13
30.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2690/13
22.03.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/09
01.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-994/13
25.12.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
17.12.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11999/12
05.09.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
16.01.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
17.10.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
13.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10360/11
26.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/2009
17.08.2011 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/09
02.06.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4605/11
27.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4412/11
29.03.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1941/11
17.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/09-С4
01.03.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2094/11
24.02.2011 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/09
15.02.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39324/05
28.01.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-740/11
28.01.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-738/11
28.01.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-741/11
09.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6270/2007
09.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8489/09
09.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8491/09
18.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6270/2007
18.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2048/09
23.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/09
20.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6270/2007
20.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2048/09
12.03.2009 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/09
09.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6270/2007
09.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8741/08
15.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6270/2007
15.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8741/08
15.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6270/2007
15.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8020/08
07.11.2007 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7643/07