г. Вологда |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А05-6282/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 августа 2013 года по делу N А05-6282/2013 (судья Шишова Л.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (ОГРН 1082902001401; далее ОАО "ПО "Севмаш"; Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; далее - Управление) от 26.02.2013 N 12/3/1-12 в части срока его исполнения (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обосновании своей позиции ссылается на то, что в ходе проведения надзорных мероприятий в январе - феврале 2011 года установлено, что локальная система оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов Общества не создана, тогда как создание указанных систем должно быть завершено до 2010 года.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 14.01.2013 N 12 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по вопросу устранения нарушений, указанных в ранее выданных предписаниях от 08.12.2011 N 75/3/1-5, от 14.11.2012 N 58/3/1-15, срок исполнения которых истек.
В ходе проверки выявлены факты невыполнения вышеназванных предписаний об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Результаты проверки отражены в акте от 26.02.2013 N 12/3/1-12.
Обществу выдано предписание от 26.02.2013 N 12/3/1-12 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пункте 2 которого указано, что ОАО "ПО "Севмаш" не создана локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях в районах размещения потенциально опасных объектов с учетом Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов (далее - ПОО) локальных систем оповещения - химических и радиационных опасных объектов.
Обществу в соответствии с пунктом 2 указанного предписания надлежало в срок до 01.08.2013 создать и содержать в готовности локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях в районах размещения потенциально опасных объектов с учетом Методических рекомендаций по созданию в районах размещения ПОО локальных систем оповещения - химических и радиационных опасных объектов.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 26.03.2013 N 76.01/100, в котором просило перенести срок выполнения пункта 2 предписания от 26.02.2013 N 12/3/1-12 с 01.08.2013 на 14.05.2014, обосновав это сроками выполнения подрядных работ по созданию локальной системы оповещения.
В письме от 10.04.2013 N 113-2-4-6 Управление указало, что согласование новых сроков исполнения предписания возможно только при проведении плановой проверки в августе 2013 года.
Общество, не согласившись с предписанием от 26.02.2013 N 12/3/1-12 в части установления срока его исполнения по пункту 2 предписания, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
На основании статьи 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в пункте 2 которого указано, что государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Согласно статье 1 Закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу пункта "г" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Приложение N 1 к Закону N 116-ФЗ содержит перечень опасных производственных объектов.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105 утверждены Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее - Требования N 105), которые предназначаются для применения, в частности, организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения (пункт 3 Требований N 105).
Из положений пункта 1 Требований N 105 следует, что потенциально опасными объектами являются объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Общество относится к категории опасного производственного объекта.
Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обязанность создания и поддержки в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях возложена на организации Законом N 68-ФЗ.
Пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (далее - Постановление N 178) предусмотрено, что в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.
Пунктом 2 Постановления N 178 установлены зоны действия локальных систем оповещения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 178 финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, осуществляется за счет собственных средств этих объектов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р (далее - Распоряжение N 1544-р) установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением N 178.
В целях реализации Распоряжения N 1544-р приказами МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90 и Минкультуры РФ N 376 утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение о системах оповещения населения).
Положение о системах оповещения населения определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.
Согласно пункту 3 Положения о системах оповещения населения, система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
В силу пункта 4 Положения о системах оповещения населения системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
На основании пункта 11 Положения о системах оповещения населения основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Пунктом 1 Положения о системах оповещения населения предусмотрено, что установление и эксплуатация систем оповещения является обязательным для организаций и предприятий независимо от форм собственности.
Таким образом, предусмотренные действующим законодательством установление и эксплуатация систем оповещения являются обязательными для заявителя, что Обществом не оспаривается.
В то же время заявитель ссылается на то, что требования пункта 2 спорного предписания в установленный в нем срок фактически не реальны к исполнению.
Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения утверждены МЧС России 24.12.2002 (далее - Методические рекомендации),
Раздел 4 Методических рекомендаций регулирует организацию и основные этапы создания локальных систем оповещения.
Пунктом 4.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что мероприятия по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения проводятся под руководством руководителей этих объектов, являющихся по должности начальниками гражданской обороны (НГО), с участием органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации или города (городского района), а также соответствующих служб оповещения и связи гражданской обороны.
На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта штаб гражданской обороны объекта разрабатывает, согласовывает с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и представляет на утверждение план мероприятий по созданию локальной системы оповещения (пункт 4.3 Методических рекомендаций).
При этом из пункта 4.4 Методических рекомендаций следует, что в плане мероприятий по созданию локальной системы оповещения весь период работ целесообразно разделить на три этапа: подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения; проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ; приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4 - 8 месяцев.
Пунктом 4.5 Методических рекомендаций установлено, что на первом этапе: разрабатывается техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения; определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ; проводятся проектные работы; осуществляется приемка и утверждение проекта.
Техническое задание на создание локальной системы оповещения является основным документом, определяющим требования к системе и порядок ее создания, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию (пункт 4.6 Методических рекомендаций).
Согласованное с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) техническое задание утверждается руководителем потенциально опасного объекта, проектной организацией и оформляется в виде приложения к договору на выполнение проектных работ (пункт 4.8 Методических рекомендаций).
На втором этапе: определяются генеральный подрядчик (определяется на конкурсной основе) и субподрядчики на выполнение работ по созданию локальной системы оповещения; заключаются договоры на закупку оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ; осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка; проводятся строительно-монтажные и пусконаладочные работы; генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности локальной системы оповещения к приему в эксплуатацию (пункт 4.14 Методических рекомендаций).
Генеральный подрядчик после завершения строительно-монтажных работ в соответствии с договором подряда представляет заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности локальной системы оповещения к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии (пункт 4.20 Методических рекомендаций).
До приема локальной системы оповещения в эксплуатацию генподрядчик при участии заказчика: организует выполнение пусконаладочных работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования, а также их контрольную проверку (опробование), в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных; совместно с заказчиком готовит справки о соответствии локальной системы оповещения и смонтированного оборудования утвержденному проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы; разрабатывает и согласовывает с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и службой оповещения и связи гражданской обороны программу и методику приемосдаточных испытаний и представляет их заказчику на утверждение (пункт 4.21 Методических рекомендаций).
На третьем этапе: осуществляется приемка системы в эксплуатацию; разрабатывается и представляется на утверждение приказ о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию (пункт 4.22 Методических рекомендаций).
Согласно пункту 4.37 Методических рекомендаций копии приказа руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию, акта приемки и паспорт локальной системы оповещения направляются в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).
На основании вышеприведенных норм, локальная система оповещения должна создаваться на потенциально опасном объекте не в произвольном порядке, а путем проведения конкретно определенного в законодательстве ряда мероприятий, при четком руководстве органа управления по делам гражданской обороны, в том числе, проведения с последним соответствующих процедур.
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения пункта 4.4 Методических рекомендаций, в котором определены примерные сроки выполнения отдельных этапов работ по созданию локальной системы оповещения, а именно, 4-8 месяцев для первого этапа работ, 8-12 месяцев для второго этапа работ и 4-8 месяцев для третьего этапа работ.
Соответственно общая продолжительность соответствующих мероприятий составит от 16 до 28 месяцев.
Материалами дела подтверждается, что Обществом выполнен первый этап работ - разработан проект по созданию локальной системы оповещения. Техническое задание по реконструкции локальной системы оповещения согласовано с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и утверждено руководителем Общества.
В целях выполнения второго этапа работ по созданию локальной системы оповещения Обществом с закрытым акционерным обществом Научно-производственным объединением "Сенсор" (далее - ЗАО НПО "Сенсор") 14.08.2012 заключен договор N К-07-08/12/63/23755 подряда на выполнение строительно-монтажных, ремонтных работ (без аванса), согласно условиям которого Общество поручает ЗАО НПО "Сенсор" выполнить собственными силами работы по созданию локальной системы оповещения ОАО ПО "Севмаш" в соответствии с проектом и условиями договора.
Согласно пункту 4.2 названного договора подрядчик (ЗАО НПО "Сенсор") обязался выполнить работы в течение 28 месяцев с даты заключения договора, то есть в срок до 14.12.2014.
Обществом в материалы дела представлены доказательства завершения 1 этапа работ по договору от 14.08.2012 N К-07-08/12/63/23755, а также совершения соответствующих действий по выполнению следующего этапа работ, что подателем жалобы не оспаривается.
В пункте 81 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 359, указано, что в случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностное лицо надзорного органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения.
Из пункта 82 указанного регламента следует, что сроки устранения выявленных нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются должностным лицом надзорного органа с учетом характера нарушений, организационных, технических, материальных факторов, влияющих на их устранение.
В данном случае Управлением не доказана объективная возможность исполнить Обществом второй пункт спорного предписания в предусмотренный этим пунктом срок, то есть до 01.08.2013.
Тот факт, что согласно действующему законодательству локальная система оповещения должна была быть создана Обществом до 2010 года, не свидетельствует о законности предписания в части установления срока.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "ПО "Севмаш" уклоняется или затягивает процесс создания локальной системы оповещения, Управление на указанные обстоятельства не ссылается.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
При этом меры по устранению выявленных нарушений, указанные в предписании, а также сроки, должны быть реальными и исполнимыми.
Доводов и обоснований в подтверждение исполнимости пункта 2 оспариваемого предписания к определенному в нем сроку ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности выполнения требования пункта 2 спорного предписания в установленный в нем срок, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 августа 2013 года по делу N А05-6282/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6282/2013
Истец: ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"
Ответчик: ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области