г. Самара |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А55-10597/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" в лице Богатовского филиала - Якимовой Е.В. (доверенность от 16.08.2013 N 6/114),
представитель Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - не явился; Администрация извещена надлежащим образом
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился; управление извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 октября 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 августа 2013 года по делу N А55-10597/2013 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" в лице Богатовского филиала, Самарская область, с. Богатое,
к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, Самарская область, г. Нефтегорск,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа от 24 апреля 2013 года N 1724 в передаче в федеральную собственность нежилого помещения, в заключении договора безвозмездного пользования нежилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления МВД РФ по Самарской области", в лице Богатовского филиала (далее - вневедомственная охрана, Богатовский МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением:
- о признании отказа Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - администрация) от передачи в федеральную собственность нежилого помещения (гаража), расположенного по ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., занимаемого Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, изложенного в письме главы муниципального района Нефтегорский Самарской области от 24.04.2013 N 1724 несоответствующим закону и обязании рассмотреть вопрос о передаче нежилого помещения (гаража), расположенного по ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., используемого Богатовским МОВО -ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, в федеральную собственность в установленном законом порядке.
- о признании отказа Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением (гаражом), расположенным по ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., занимаемым Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, изложенный в письме главы муниципального района Нефтегорский Самарской области от 24.04.2013 N 1724 несоответствующим закону и обязании заключить договор безвозмездного пользования нежилым помещением (гаражом), расположенным по ул. Спортивная, массив N3, гараж N174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., используемым Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области (л.д. 2-5, 65).
Определением суда от 14.08.2013, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (л.д. 64).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 по делу N А55-10597/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от передачи в федеральную собственность нежилого помещения (гаража), расположенного по ул. Спортивная, массив N3, гараж N174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., занимаемого Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, изложенный в письме главы муниципального района Нефтегорский Самарской области от 24.04.2013 N1724.
Обязал Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения вопроса о передаче нежилого помещения (гаража), расположенного по ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., используемого Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, в федеральную собственность в установленном законом порядке.
Суд признал незаконным отказ Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением (гаражом), расположенным по ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., занимаемым Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, изложенный в письме главы муниципального района Нефтегорский Самарской области от 24.04.2013 N 1724.
Обязал Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением (гаражом), расположенным по ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области, площадью 23 кв.м., используемым Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области (л.д.75-78).
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.83-86).
Вневедомственная охрана апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей администрации и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель вневедомственной охраны отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя вневедомственной охраны, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.03.2013 ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области в лице Богатовского МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области обратилось к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области с заявлением о рассмотрении вопроса о передаче в федеральную собственность муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности Богатовского МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, а именно: нежилого помещения (гаража), площадью 23 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174, а также о заключении договора безвозмездного пользования на вышеназванное имущество (письмо от 15.03.2013 N 168) (л.д.6).
29.04.2013 получен ответ главы муниципального района Нефтегорский Самарской области об отказе в передаче нежилого помещения (гаража), общей площадью 23,0 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 в федеральную собственность, так как вышеуказанное нежилое помещение планируется использовать для муниципальных нужд.
Кроме того, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области просит заключить договор аренды вышеназванного нежилого помещения (гаража) либо вернуть его по акту приема-передачи, в противном случае она обратиться в суд с исковым заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения, тем самым отказывая в заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, используемым Богатовским МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, расположенным по адресу: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174 (л.д.7)
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель полагает, что отказывая в заключении договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в пользовании Богатовского МОВО - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области и предлагая заключить договор аренды на данное нежилое помещение (гараж), Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области тем самым препятствует ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области в пользовании данным имуществом.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Из материалов дела видно, что на основании решения Исполнительного комитета Нефтегорского районного Совета депутатов трудящихся Куйбышевской области от 30.06.1975 N 168, акта приема-передачи от 23.07.1975 гараж N174 массива N3 по ул. Спортивной г. Нефтегорска в 1975 году в связи с производственной необходимостью был передан ОВО при Нефтегорском РОВД (в настоящее время - ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области) на правах безвозмездного пользования. На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 данный гараж был отнесен к муниципальной собственности (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Нефтегорского района и г. Нефтегорска от 10.02.2005 N42).
На основании постановления главы муниципального района Нефтегорский Самарской области от 03.04.2009 N 475, а также договора безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом от 03.04.2009 N 5 нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального района Нефтегорский, общей площадью 23,0 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174, передано в безвозмездное временное пользование Отделению вневедомственной охраны при ОВД по муниципальному району Нефтегорский Самарской области (в настоящее время - ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области).
На основании дополнительного соглашения к договору безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом от 03.04.2009 N 5 срок действия договора был продлен до 12.04.2010.
Таким образом, срок действия договора безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом от 03.04.2009 N 5 истек 12.04.2010.
В соответствии с ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование, другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находится:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих РФ, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно Устава ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, утвержденного Приказом МВД России от 05.05.2012 N 471 "ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе".
Таким образом, ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области является федеральным органом государственной власти.
Следовательно, нежилое помещение (гараж) используется федеральным органом государственной власти для осуществления своих полномочий и подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в процессе разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 10 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона "О полиции" имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области, отказывая в заключении договора безвозмездного пользования и предлагая заключить договор аренды вышеуказанного нежилого помещения (гаража), нарушает ч. 10 ст. 54 Федерального закона "О полиции", а также права и законные интересы ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области. Кроме того, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области предлагая заключить договор аренды вышеуказанного нежилого помещения (гаража), тем самым опровергает свое намерение использовать указанное нежилое помещение (гараж) для муниципальных нужд, подтверждая свое намерение использовать данное нежилое помещение (гараж) в коммерческих целях путем передачи в аренду.
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 07.02.2012 N 234-0-Р конституционно-правовое истолкование положений части 10 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ является непосредственно обязывающим как для законодательных, так и для всех правоприменительных органов и, стало быть, должно служить основой для разрешения арбитражными судами дел, связанных с перераспределением собственности между Российской Федерации и муниципальными образованиями.
При этом арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-0-П правовое регулирование отношений по безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти аналогично регулированию порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, волеизъявление субъекта РФ (органа местного самоуправления) на передачу имущества в федеральную собственность продиктовано прежде всего необходимостью соблюдения процедуры согласования действия соответствующих органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в процессе разграничения имущества, чтобы исключить возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность в одностороннем порядке. Однако, это не означает, что орган местного самоуправления вправе игнорировать публичный порядок разграничения государственной собственности, установленный федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации однозначно высказался о неправомерности односторонних решений исполнительных органов государственной власти о передаче муниципального имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в федеральную собственность, но не исключил возможности разрешения вопросов по перераспределению имущества в судебном порядке.
Разграничение собственности по уровням государственной и муниципальной власти - обеспечение каждого уровня власти тем имуществом, которое необходимо для осуществления функций, отнесенных к компетенции соответствующего уровня власти.
Основанием отнесения имущества к определенному уровню собственности служит назначение имущества.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 по делу N А12-15980/2009.
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 07.12.2006 N 542-0, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения.
Согласно п.п. "а" п.2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в федеральную собственность является необходимым документом для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39 "Полномочия главы муниципального района" Устава муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области 24.12.2009 года N 466, глава муниципального района в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Уставом и решениями Собрания представителей муниципального района, принимает решения о распоряжении имуществом, находящимся в собственности муниципального района (об отчуждении имущества, передаче в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление и об ином распоряжении).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 28.02.2012 N 456 нежилое помещение (гараж), расположенный по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, массив N 3, гараж N 174, площадью 23,0 кв.м. является собственностью муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Возникшие в силу закона, до введения государственной регистрации, права на недвижимое имущество являются действительными на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорное имущество на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации находилось во владении и пользовании структурного подразделения органа внутренних дел и используется им до настоящего времени, а также, учитывая, что в силу пункта 2 раздела II приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорные объекты могли находиться исключительно в федеральной собственности, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 августа 2013 года по делу N А55-10597/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10597/2013
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления МВД РФ по Самарской области" в лице Богатовского филиала
Ответчик: Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8096/16
01.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16937/15
08.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3304/13
28.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17374/13
23.08.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10597/13