г. Воронеж |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А64-11157/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Мокроусовой Л.М., |
Судей |
Поротикова А.И., |
|
Андреещевой Н.Л., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от ОАО "Завод подшипников скольжения": Чеботарева А.А., представителя по доверенности N 5 от 15.01.2013;
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно-изыскательский институт земельно - кадастровых съемок имени П.Р. Поповича": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Завод подшипников скольжения" (ОГРН 1026801361333, ИНН 6833001095) к 1) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, 2) Федеральной кадастровой палате в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
третье лицо Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно-изыскательский институт земельно - кадастровых съемок имени П.Р. Поповича",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Завод подшипников скольжения" (далее - ОАО "Завод подшипников скольжения", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ФГУП, основанному на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно- изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и Федеральной кадастровой палате в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении, кадастровой стоимости земельных участков: площадью 11 347 кв.м., с кадастровым номером 68:29:0313012:2, расположенного по адресу: г. Тамбов, Успенская пл., 1"А"; площадью 2165 кв.м., с кадастровым номером 68:29:0313012:3, расположенного по адресу: г. Тамбов, Успенская пл., 1 "Б"; площадью 38 307 кв.м., с кадастровым номером 68:29:0313010:14, расположенного по адресу: г. Тамбов, Успенская пл., 1 "В", по состоянию на 01.01.2009.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.02.2012 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральная кадастровая палата в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области и исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУ "Кадастровая палата" по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2012 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Тамбовской области, в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила указанное решение отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 производство по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2012 по делу N А64-11157/2011 прекращено в связи с подачей жалобы лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.12.2012 определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А64-11157/2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2012 по делу N А64-11157/2011 по существу.
Определением от 14.02.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А64-11157/2011 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Тамбовской области.
По ходатайству представителя ОАО "Завод подшипников скольжения", к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Тамбовской области.
Рассмотрение дела в предварительном судебном заседании откладывалось.
В предварительном судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.04.2013 представитель ОАО "Завод подшипников скольжения" отказался от требований к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно-изыскательский институт земельно - кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", просил привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, проведение которой просил поручить НП "Тамбовское РКО" (392000, г. Тамбов, ул. Советская, 118, оф. 239).
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "ФинГрупп" (392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 70), эксперт - Короваева Светлана Павловна.
Производство по настоящему делу приостанавливалось до разрешения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора аналогичного спора по делу N ВАС-10761/11 (N А11-5098/2010) и размещения в информационной базе полного текста соответствующего судебного акта.
Согласно позиции, отраженной в судебном акте по данному делу, судебной коллегией суда апелляционной инстанции была назначена судебная экспертиза производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Тамбов-Альянс" (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, 66), эксперту - Полтораченко Петру Петровичу. Судом поставлен перед экспертом вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007.
23.10.2013 по средством сервиса "Мой Арбитр" от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области поступили пояснения, из которых следует, что Управление ознакомлено с поступившим в материалы дела экспертным заключением, результаты экспертизы не оспаривает, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
От Администрации Тамбовской области поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможность обеспечения явки ее представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 24.10.2013 представитель ОАО "Завод подшипников скольжения" поддержал уточненные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:2, площадью 11347 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, 1 "А", равной рыночной стоимости, составляющей 7 293 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:3, площадью 2165 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, I "Б", равной рыночной стоимости, составляющей 1 611 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313010:14, площадью 38307 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, 1 "В", равной рыночной стоимости, составляющей 26 537 000 рублей; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области внести изменения сведений в государственный кадастр недвижимости и указать в нем кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков равную их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1.01.2007.
Судебной коллегией суда апелляционной инстанции, в порядке ст.ст.158, 159, 184, 266 Арбитражного апелляционного суда РФ, рассмотрено ходатайство Администрации Тамбовской области об отложении судебного разбирательства и в его удовлетворении отказано в виду отсутствия в ходатайстве уважительных причин неявки представителя.
Невозможность явки одного представителя, не лишает Администрацию права направить в судебное заседание иного представителя данной организации. Обстоятельств, подтверждающих невозможность явки в судебное заседание иного представителя, не приведено.
В связи с изложенным, в удовлетворении ходатайства Администрации Тамбовской области об отложении судебного разбирательства отказано.
Представители Администрации Тамбовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно-изыскательский институт земельно - кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области" не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Заслушав мнение представителей истца, изучив материалы дела, судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено и следует из материалов дела, ОАО "Завод подшипников скольжения" принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
1) площадью 11 347 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0313012:2, расположенного по адресу: г. Тамбов, Успенская пл., 1 "А";
2) площадью 2 165 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0313012:3, расположенного по адресу: г. Тамбов, Успенская пл., 1 "Б";
3) площадью 38 307 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0313010:14,
расположенного по адресу: г. Тамбов, Успенская пл., 1 "В", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 68-АА 949064 от 29.04.2009, 68 АА 800318 от 21.05.2008 и 68 АА 805562 от 06.06.2008 (т. 1, л.д. 132, 133, 134).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 05.04.2011 N 6829/202/11-2524, N 6829/202/11-2531, N 6829/202/11-2504, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:2 составляет 49493004,1900 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:3 - 9443232,0500 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313010:14 - 172751162,5500 руб. (т. 1, л.д. 13, 17, 21).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу, значительно превышает их рыночную стоимость, что ведет к увеличению земельного налога, ОАО "Завод подшипников скольжения" обратилось в Арбитражный суд с настоящим иском, представив отчеты об оценке рыночной стоимости данных земельных участков.
В соответствии с отчетами N 53-Н-11 от 03.11.2011, N 54-Н-11 от 03.11.2011 и N 55-Н-11 от 03.11.2011 об определении рыночной стоимости, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:2 составляет 18445683,20 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:3 - 3519424 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313010:14 - 64707418,26 руб. (т. 1, л.д. 25-50, 51- 77, 78- 104).
В обоснование исковых требований истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:2 должна составлять 18445683,20 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:3 - 3519424 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313010:14 - 64707418,26 руб., в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает заявленные требования (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений) соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, соответственно, подлежащими удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Исходя из рекомендаций, изложенных в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно имеющегося в материалах дела отчетам об определении рыночной стоимости спорных земельных участков N 53-Н-11 от 03.11.2011, N 54-Н-11 от 03.11.2011 и N 55-Н-11 от 03.11.2011, кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость.
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ) (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, судом в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определением от 22.05.2013 назначена судебная экспертиза соответствия отчетов об оценке N N 53-Н-1 1, 54-H-ll, 55-Н-11 законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федеральною органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. В случае несоответствия отчетов рыночной стоимости земельных участков NN 53-Н-11, 54-H-ll, 55-Н-11 от 03.11.2011 требованиям действующего законодательства, экспертам необходимо было установить рыночную стоимость спорных земельных участков в целях определения их кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009.
Однако, согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
В силу пункта 1 Постановления Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены по состоянию на 1.01.2007.
Согласно выводам судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:2, площадью 11347 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, 1 "А", составляет 7 293 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:3, площадью 2165 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, I "Б", составляет 1 611 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313010:14, площадью 38307 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, 1 "В", составляет 26 537 000 рублей.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Оснований для признания результатов вышеназванной экспертизы не верными у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исходя из правовой позиции, указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая изложенное, исполнение решения компетентными органами является обязательным в силу закона, вне зависимости от наличия указаний на конкретное действие в резолютивной части решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 105, 110, 167-170, п. 6.? ст. 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2012 по делу N А64-11157/2011 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:2, площадью 11347 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, 1 "А", равной рыночной стоимости, составляющей 7 293 000 рублей;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313012:3, площадью 2165 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, I "Б", равной рыночной стоимости, составляющей 1 611 000 рублей;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313010:14, площадью 38307 кв.м., расположенного в городе Тамбове по площади Успенской, 1 "В", равной рыночной стоимости, составляющей 26 537 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-11157/2011
Истец: ОАО "Завод подшипников скольжения"
Ответчик: Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П. Р. Поповича ", Управление Росреестра по Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиии по Тамбовской области, Федеральная кадастровая палата в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тамбовской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГ регистрации,кадастра и картографии" по Тамбовской обл.
Третье лицо: Администрация Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4602/12
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4854/12
18.10.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4602/12
03.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-11157/11