г. Чита |
|
1 ноября 2013 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 ноября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 августа 2013 года по делу N А78-5673/2013 по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ИНН 7536057403, ОГРН 1047550034509) к арбитражному управляющему Седину Андрею Александровичу (ИНН 304753433800173, ОГРН 753600470798) о привлечении к административной ответственности,
(суд первой инстанции судья Литвинцев А. Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Карпова Н. О. - представитель по доверенности от 04.04.2013 г., Щербакова С. В. - представитель по доверенности от 04.03.2013 г.;
от лица, привлекаемого к ответственности: Седин А. А. - арбитражный управляющий,
установил:
Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Седина Андрея Александровича (далее лицо, привлекаемое к административной ответственности, арбитражный управляющий) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 26 августа 2013 года в удовлетворении требований Управления отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении административным органом норм процессуального права при привлечении арбитражного управляющего к ответственности, выразившихся в неизвещении Седина А. А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции при принятии решения неправильно применены нормы материального права, поскольку, материалами дела в полном объеме подтверждается факт извещения Седина А. А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные Управлением требования удовлетворить.
Арбитражный управляющий в отзыве на апелляционную жалобы указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к ответственности, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04.07.2012 г. по делу N А78-2014/2012 ООО ЧОП "Легион" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 3 месяца, конкурсным управляющим утвержден Седин А. А.
3 июля 2013 года должностным лицом Управления в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении N 00217513 по факту ненадлежащего исполнения Сединым А. А. обязанностей арбитражного управляющего, предусмотренных п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 133, п. 3 ст. 1438 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает правильной позицию суда первой инстанции о нарушении Управлением норм процессуального права при привлечении арбитражного управляющего к ответственности, выразившихся в неизвещении Седина А. А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Таким образом, при рассмотрении данной категории дел арбитражный суд, в числе прочего, проверяет соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, действующее законодательство содержит императивное требование о том, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только при условии соблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
На основании части 2 статьи 26.2 и части 1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является доказательством по делу об административном правонарушении.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2011 года N 71) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Кроме того, судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП Российской Федерации (пункт 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении N 00217513 от 03.07.2013 г. составлен административным органом в отсутствие арбитражного управляющего Седина А. А.
При этом лицо, привлекаемое к ответственности, утверждает о неполучении им какого-либо извещения (уведомления, определения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как установлено судом первой инстанции и по существу не отрицается административным органом, определение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 03.07.2013 г. в 11 часов, было направлено Управлением на абонентский ящик N 469 в г. Чите, что подтверждается выпиской с сайта почты России www.russianpost.ru., идентификатор 67200262018613.
Вместе с тем, в соответствии с выпиской из ЕГРИП, предприниматель Седин А. А. проживает по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, д.132, кв.13.
Каких либо доказательств, свидетельствующих о направлении определения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту жительства Седина А. А. и вручения указанного определения арбитражному управляющему, административным органом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Материалами дела подтверждается, что административный орган направлял извещения о возбуждении дела об административном правонарушении и месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении ИП Седина А. А. по адресу: 672012, г.Чита, а/я 469, не являющемуся адресом места жительства арбитражного управляющего Седина А. А., что подтверждается почтовыми реестрами от 30.05.2013 г. и от 03.06.2013 (т. 1 л.д. 46-48, 78-81).
Между тем, согласно протоколу об административном правонарушении N 00217513 от 03.07.2013 г. Седин А. А. является индивидуальным предпринимателем. В связи с чем, должен был извещаться по адресу места жительства, указанному в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, протокол об административном правонарушении N 00217513 от 03.07.2013 г. составлен Управлением в отсутствие Седина А. А., при отсутствии доказательств надлежащего извещения арбитражного управляющего о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, суд апелляционной инстанции вынужден признать, что заявителем не доказан факт извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В результате арбитражный управляющий Седин А. А. был лишен прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права на квалифицированную юридическую защиту.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2004 года N 12133/03 и от 3 августа 2004 года N 5960/04 указано, что установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о нарушении административным органом норм процессуального права при привлечении арбитражного управляющего Седина А. А. к административной ответственности, в связи с чем, законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований о привлечении Седина А. А. к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными ссылки административного органа на справку начальника 12 ОПС, как на доказательства вручения Седину А. А. извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Поскольку, из указанного документа не следует, кому лично было вручено заказное письмо от 03.06.2013 г. N 67201262018613, поступившее на абонентский ящик N 469. Каких либо доказательств, свидетельствующих о получении вышеуказанного почтового отправления именно Сединым А. А., - не представлено.
Следовательно, доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Таким образом, при рассмотрении данного дела суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы суда по данному делу соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей 5000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных Управлением требований отказано, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 4.1 статьи 206 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 августа 2013 года по делу N А78-5673/2013, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 августа 2013 года по делу N А78-5673/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5673/2013
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Ответчик: Седин Андрей Александрович
Третье лицо: Седин А. А.
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3616/14
20.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3616/14
13.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6602/13
06.02.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4526/13
01.11.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4526/13
26.08.2013 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-5673/13