Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 февраля 2008 г. N КА-А40/68-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "БеттаКом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Префектуры ЮВАО г. Москвы (далее - Префектура), выразившееся в непринятии решения о продаже заявителю земельного участка, а также бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - Департамент), выразившегося в нарушении установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ сроков направления проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 604 кв. м, находящегося под принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. 1, корп. 2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2007. оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007, заявление удовлетворено частично. Суды признал незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившееся в нарушении установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ сроков направления проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 604 кв. м, находящегося под принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. 1, корп. 2, и обязали в трехмесячный срок Департамент земельных ресурсов г. Москвы подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка. В удовлетворении остальной части требований судом отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что факт незаконного бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы является доказанным, поскольку в установленные ст. 36 Земельного кодекса РФ сроки ответчиком не был подготовлен и направлен заявителю проект договора купли-продажи земельного участка, занятого под принадлежащем Обществу на праве собственности зданием. При этом суды посчитали, что отсутствие соответствующего решение Префектуры не является препятствием для направления соответствующего проекта договор, а требования Общества к Префектуре ЮВАО г. Москвы не подлежат удовлетворению, так как Префектом не принималось решение о продаже заявителю спорного земельного участка.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судами статьи 36 Земельного кодекса РФ, п. 8 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество и Префектура, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились. В силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм права, в связи с чем подлежат отмене.
Как установлено судами, Общество является собственником здания площадью 1877,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. 1, корп. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АА N 890384 от 12.11.2002 и арендатором земельного участка, на котором расположено указанное здание на основании договора аренды земельного участка от 28.07.1998 N М-04-012-101.
На основании п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ Общество обратилось в Департамент о направлении документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, расположенный по адресу: ул. Шоссейная, д. 1, корп. 2.
Департаментом не был заключен соответствующий договор купли-продажи земельного участка, а Префектурой ЮВАО г. Москвы не было принято решение о продаже данного земельного участка.
Полагая, что в результате указанного бездействия нарушены нормы ст. 36 Земельного кодекса РФ, п.п. 8 и 9 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории Москвы в частную собственность", а также права и законные интересы Общество обратилось в суд за защитой своих прав.
Удовлетворяя заявленные требования Общества в части, суды исходили из того, что оспариваемое бездействие Департамента земельных ресурсов г. Москвы не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя как собственника здания, расположенного на спорном земельном участке.
Однако вывод судом о несоответствии бездействия закону является неправильным.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Правила передачи земельных участком на территории города Москвы определяются в соответствии с Порядком передачи земельных участком на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков, утвержденных Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории Москвы в частную собственность" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя принимается Правительством Москвы или префектами административных округов города Москвы в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними.
Пункт 8.2 Порядка определяет, что решение о возмездном предоставлении земельного участка заявителю является основанием для подготовки проекта договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка в соответствии с примерными формами, утвержденными Правительством Москвы, а пункт 8.3 устанавливает, что Департамент направляет заявителю проект договора купли-продажи для его подписания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду "пункт 9.1" и "пункт 9.2" Порядка передачи в собственность земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП
Суды установили, что соответствующие решение о предоставлении земельного участка Обществу не принималось, следовательно, выводы судов о том, что со стороны Департамента имеет место незаконное бездействие по ненаправлению проекта договора, не соответствуют вышеназванным нормативным актам, возлагающим на Департамент совершить определенные действия в установленном порядке.
Указание судов на то, что в соответствии с п. 8 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков и подписывать соответствующие акты приема-передачи земельных участков при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность, не лишает Департамент обязанности направлять соответствующие договоры в порядке, определенным данным постановление, как то установлено пунктом 9 постановления, в соответствии с которым Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением порядком осуществляется прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц; сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков; подготовка проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.
Поскольку судами верно установлены все обстоятельства по делу, что не оспаривается и сторонами, однако имеет место неправильно применение норм права, суд кассационной инстанции проверив законность и обоснованность судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, полагает возможным отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Обществу в данной части в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2007, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по делу N А40-22462/07-119-87 отменить в части признания незаконными действий Департамента земельных ресурсов и обязании направить договор купли-продажи земельного участка по адресу город Москва, Шоссейная, 1. В удовлетворении требований в данной части ООО "БеттаКом" отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2008 г. N КА-А40/68-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании