г. Красноярск |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А33-19349/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Петровской О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерк А.В.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Скрибиной А.В. по доверенности от 28.06.2012,
общества с ограниченной ответственностью "Бастион-Канск" - Сюэ-Вый-Чин В.В. по доверенности от 24.04.2013 (т.2, л.д. 157),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бастион-Канск"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" сентября 2013 года по делу N А33-19349/2012, принятое судьей Петракевич Л.О.,
установил:
Первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Красноярской железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), обществу с ограниченной ответственностью "Бастион-Канск" (ИНН 2450019510, ОГРН 1042401192910) о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 10, 11, 12 приложения N 1 к договору от 29.12.2011 N Д-3909 ДИ - НЮ.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 14.08.2013 судом удовлетворено ходатайство Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о вступлении в дело в качестве истца.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" сентября 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Бастион-Канск" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что к числу объектов, охрану которых осуществляют только государственные структуры, могут быть отнесены объекты, обладающие одновременно двумя условиями: объект является государственной собственностью, объект находится в сфере ведения соответствующего федерального органа исполнительной власти, имеющего право на создание ведомственной охраны; отсутствие одного из условий не дает право ведомственной охране претендовать на обязательную охрану данного объекта; спорные объекты не входят в перечень объектов, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей истцов.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Бастион-Канск" осуществляет охранную деятельность на основании лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности от 23.05.2009 N 3555, выданной Главным управлением внутренних дел по Красноярскому краю сроком до 23.05.2014.
Согласно указанной лицензии ООО "Бастион-Канск" разрешается осуществление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
По итогам закрытого конкурса между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Бастион-Канск" (исполнитель) заключен договор об оказании услуг по охране объектов Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД" от 29.12.2011 N Д3909ДИ/НЮ, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательство оказать заказчику следующие услуги охраны: охрану объектов и имущества этих объектов с использованием систем охранной или пожарно-охранной сигнализации или (и) средств тревожной сигнализации посредством принятия соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов охраны, а заказчик обязался принять данные услуги охраны и оплатить их (пункты 1.1, 1.2 договора).
Перечень объектов охраны установлен сторонами в приложении N 1 к договору, согласно которому к объектам охраны отнесены, в том числе, Уярская дистанция электроснабжения (ЭЧ-4), тяговая подстанция ЭЧЭ-12, территория (пункт 10 приложения N 1 к договору); Уярская дистанция электроснабжения (ЭЧ-4), тяговая подстанция на ст. Камала (пункт 11 приложения N 1 к договору); Иланская дистанция электроснабжения (ЭЧ-5), тяговая подстанция на ст. Иланская, территория (пункт 12 приложения N 1 к договору).
Полагая, что пункты 10, 11 и 12 приложения N 1 к договору от 29.12.2011 N Д3909ДИ/НЮ не соответствуют требованиям пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы о частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, в качестве материально-правового по настоящему делу заявлено требование о признании пунктов 10, 11, 12 приложения N 1 к договору от 29.12.2011 N Д-3909 ДИ - НЮ недействительными в силу ничтожности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что объекты, подлежащие охране в соответствии со спорными пунктами договора, относятся к объектам, охрана которых относится к исключительному ведению государственной охранной структуры.
Оценив фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ответчиками заключен договор об оказании услуг по охране объектов Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД" от 29.12.2011 N Д-3909 ДИ-НЮ.
Согласно приложению N 1 к договору в перечень объектов, подлежащих охране входят, в том числе: Уярская дистанция электроснабжения (ЭЧ-4), тяговая подстанция ЭЧЭ-12, территория (пункт 10 приложения N 1 к договору); Уярская дистанция электроснабжения (ЭЧ-4), тяговая подстанция на ст. Камала (пункт 11 приложения N 1 к договору); Иланская дистанция электроснабжения (ЭЧ-5), тяговая подстанция на ст. Иланская, территория (пункт 12 приложения N 1 к договору).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности) охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы о частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - постановление Правительства N 587) к числу таких объектов отнесены, в том числе, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" железнодорожным транспортом общего пользования признается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Аналогичное понятие "инфраструктура железнодорожного транспорта" приведено в статье 2 Устава железнодорожного транспорта.
В разделе 2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, установлено, что устройства технологического электроснабжения - устройства, обеспечивающие электроснабжение железнодорожных потребителей, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности (тяговые и трансформаторные подстанции, пункты питания, контактная сеть, линии электропередачи, обеспечивающие электроснабжение тяги поездов, технологическую электросвязь, объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного транспорта); контактные сети - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что контактные сети и тяговые подстанции, как устройства технологического электроснабжения, являются частью инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, является обоснованным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что спорные объекты не входят в перечень объектов, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Поскольку объекты, указанные в пунктах 10, 11, 12 приложения N 1 к договору от 29.12.2011 N Д-3909 ДИ - НЮ, относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, охрана указанных объектов в силу положений Закона об охранной деятельности и постановления Правительства N 587, относится к исключительной компетенции государственных охранных структур.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункты 10, 11, 12 приложения N 1 к договору от 29.12.2011 N Д-3909 ДИ - НЮ недействительными, как несоответствующие нормам действующего законодательства.
Доводы ответчика о том, что к числу объектов, охрану которых осуществляют только государственные структуры, могут быть отнесены объекты, обладающие одновременно двумя условиями: объект является государственной собственностью, объект находится в сфере ведения соответствующего федерального органа исполнительной власти, имеющего право на создание ведомственной охраны; отсутствие одного из условий не дает право ведомственной охране претендовать на обязательную охрану данного объекта, основаны на неверном толковании вышеприведенных норм права.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" сентября 2013 года по делу N А33-19349/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19349/2012
Истец: Первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора
Ответчик: ОАО РЖД, ОАО Российские железныедороги в лице филиала КЖД, ООО Бастион - Канск
Третье лицо: Министерство внутренних дел Российской Федерации, ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агенство железнодолрожного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-766/14
14.01.2014 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6545/13
07.11.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5627/13
06.09.2013 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-19349/12