г. Москва |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А41-8338/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области: Новикова Н.А., по доверенности от 13.05.13г. N 03-Д;
от Министерства обороны Российской Федерации: Чечкина А.Г., по доверенности от 20.05.13г. N 212/2/201;
от Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Павловская Е.Д., по доверенности от 29.07.2013 N 141/1/7/9606;
от Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года по делу N А41-8338/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по иску Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1055006364390; ИНН 5032140200) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), третьи лица: Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к безвозмездной передаче недвижимого имущества и земельного участка в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к безвозмездной передаче недвижимого имущества и земельного участка в муниципальную собственность.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик представил в материалы дела письменные пояснения, в которых просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Истец и ответчик направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее соответственно.
ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей,.
Изучив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.02.2011 письмом N 205/1043 Министра обороны Российской Федерации обратился к Губернатору Московской области с просьбой направить предложения о сроках и готовности муниципальных образований принять высвобождаемые объекты жилого фонда и инженерные коммуникации Минобороны России, расположенные на территории Московской области. В перечне указанного имущества значились объекты недвижимости, расположенные на территории военного городка Кубинка-8.
Администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области письмом от 14.03.2012 N 174 обратилась к Руководителю Департамента имущественных отношений Минобороны России с заявлением о рассмотрении вопроса о безвозмездной передаче из федеральной в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества, расположенных на территории городского поселения Кубинка.
К безвозмездной передаче в муниципальную собственность, по мнению Администрации, подлежит следующее высвобожденное военное недвижимое имущество (жилые, нежилые здания и сооружения) и объекты инфраструктуры, находящиеся на территории военного городка Кубинка-8 Одинцовского района Московской области:
1) Жилой дом N 1 (5401) общей площадью 4489,70 кв. м.
2) Жилой дом N 2 (5402) общей площадью 4320,30 кв. м.
3) Жилой дом N 3 (5403) общей площадью 4246.80 кв. м.
4) Жилой дом N 4 (5404) общей площадью 8219.50 кв. м.
5) Жилой дом N 5 (5405) общей площадью 7427,70 кв. м.
6) Жилой дом N 6 (5406) общей площадью 1189,10 кв. м.
7) Жилой дом N 7 (5407) обшей площадью 6369,20 кв. м.
8) Жилой дом N 8 (5408) обшей площадью 5916,70 кв. м.
9) Жилой дом N 9 (5409) обшей площадью 6058,80 кв. м.
10) Жилой дом J6 10(5410) общей площадью 5928.70 кв. м.
11) Жилой дом N 11 (5411) общей площадью 2735,20 кв. м.
12) Жилой дом N 12 (5412) общей площадью 1988,20 кв. м.
13) Жилой дом N 13 (5413) общей площадью 6381,10 кв. м.
14) Жилой дом Ля 14 (5414) общей площадью 6306,20 кв. м.
15) Жилой дом N 15 (5415) общей площадью 3502,80 кв. м.
16) Жилой дом N 16(5416) общей площадью 3508,10 кв.м.
17) Здание котельная общей площадью 880 кв. м. объем здания 5986 куб. м
18) Здание тепловой пункт общей площадью 72 кв. м, объем здания 288 куб.м
19) Здание газо-распределительная станция общей площадью 46 кв. м. объем здания 224 куб. м
20) Здание поликлиники N 126 общей площадью 2884 кв. м, объем здания 10359 куб. м
21) Здание гостиницы-кафе общей площадью 1336 кв. м, объем здания 4469 куб. м
22) Здание общежития общей площадью 3087,50 кв. м, объем здания 11708 куб. м
23) Здание бани общей площадью 555 кв. м, обьем здания 2345 куб. м
24) Здание пожарного депо общей площадью 766 кв. м, объем здания 3382 куб. м
25) Склад ангар неотапливаемый обшей площадью 900 кв. м, объем здания 658 куб. м
26) Хозяйственное здание обшей площадью 403 кв. м. объем здания 1008 куб. м
27) Торговый центр обшей площадью 3206 кв. м, объем здания 10847 куб. м инвентарный номер 46:241:004:000079720:0001
28) Кафе-столовая обшей площадью 1485 кв. м, объем здания 5356 куб. м инвентарный номер 46:241:004:000079750:0001
29) Комбинат бытового обслуживания общей площадью 1689 кв. м, объем здания 4807 куб.м инвентарный номер 46:241:004:000079690:0001, а также земельный участок общей площадью 23 га, кадастровый номер 50:20:01001105:48.
Администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области 21.08.2012 письмом N 620 направило в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации перечень имущества военного городка Кубинка-8 Одинцовского муниципального района Московской области, подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского поселения Кубинка, без выделения денежной компенсации на восстановление фонда.
Администрацией городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области 17.09.2012 был получен ответ из Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11.07.2012 N 141/22209, в котором указано, что объекты военного городка Кубинка-8 не включены в перечень имущества Минобороны России, предполагаемого к безвозмездной передаче.
Поскольку уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации не было принято решение о безвозмездной передаче недвижимого имущества военного городка Кубинка-8 в муниципальную собственность городского поселения Кубинка, истец счел свои права и законные интересы нарушенными и обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Минобороны России (далее - ответчик) о понуждении передать указанные объекты недвижимости в муниципальную собственность.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Статья 3 указанного закона устанавливает порядок передачи военного имущества, предполагающий принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
В случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 настоящей статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Согласно представленному в материалы дела передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 26.08.2011, утвержденному Министром обороны 29.08.2011, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было передано высвобожденное военное недвижимое имущество (жилые, нежилые здания и сооружения) и объекты инфраструктуры, находящиеся в том числе на территории военного городка Кубинка-8 Одинцовского района Московской области: 1) Жилой дом N 1 (5401) общей площадью 4489,70 кв. м; 2) Жилой дом N 2 (5402) общей площадью 4320,30 кв. м, 3) Жилой дом N 3 (5403) общей площадью 4246.80 кв. м, 4) Жилой дом N 4 (5404) общей площадью 8219.50 кв. м, 5) Жилой дом N 5 (5405) общей площадью 7427,70 кв. м, 6) Жилой дом N 6 (5406) общей площадью 1189,10 кв. м, 7) Жилой дом N 7 (5407) обшей площадью 6369,20 кв. м, 8) Жилой дом N 8 (5408) обшей площадью 5916,70 кв. м, 9) Жилой дом N 9 (5409) обшей площадью 6058,80 кв. м, 10) Жилой дом J6 10(5410) общей площадью 5928.70 кв. м, 11) Жилой дом N 11 (5411) общей площадью 2735,20 кв. м, 12) Жилой дом N 12 (5412) общей площадью 1988,20 кв. м, 13) Жилой дом N 13 (5413) общей площадью 6381,10 кв. м, 14) Жилой дом N 14 (5414) общей площадью 6306,20 кв. м, 15) Жилой дом N 15 (5415) общей площадью 3502,80 кв. м, 16) Жилой дом N 16(5416) общей площадью 3508,10 кв.м, 17) Здание котельная общей площадью 880 кв. м. объем здания 5986 куб. м, 18) Здание тепловой пункт общей площадью 72 кв. м, объем здания 288 куб.м, 19) Здание газо-распределительная станция общей площадью 46 кв. м. объем здания 224 куб. м, 20) Здание поликлиники N 126 общей площадью 2884 кв. м, объем здания 10359 куб. м, 21) Здание гостиницы-кафе общей площадью 1336 кв. м, объем здания 4469 куб. м, 22) Здание общежития общей площадью 3087,50 кв. м, объем здания 11708 куб. м, 23) Здание бани общей площадью 555 кв. м, объем здания 2345 куб. м, 24) Здание пожарного депо общей площадью 766 кв. м, объем здания 3382 куб. м, 25) Склад ангар неотапливаемый обшей площадью 900 кв. м, объем здания 658 куб. м, 26) Хозяйственное здание обшей площадью 403 кв. м. объем здания 1008 куб. м, 27) Торговый центр обшей площадью 3206 кв. м, объем здания 10847 куб. м инвентарный номер 46:241:004:000079720:0001, 28) Кафе-столовая обшей площадью 1485 кв. м, объем здания 5356 куб. м инвентарный номер 46:241:004:000079750:0001, 29) Комбинат бытового обслуживания общей площадью 1689 кв. м, объем здания 4807 куб.м инвентарный номер 46:241:004:000079690:0001, а также земельный участок общей площадью 23 га, кадастровый номер 50:20:01001105:48.
Указанное военное имущество предполагалось к безвозмездной передаче Минобороны России в муниципальную собственность, что подтверждается письмом от 09.02.2011 N 205/1043 и прилагаемым перечнем имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.03.2012 Глава городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Департамент имущественных отношений Минобороны России как уполномоченный орган по реализации полномочий Министерства обороны РФ по управлению имуществом Вооруженных Сил РФ с заявлением о безвозмездной передаче указанного военного имущества в муниципальную собственность.
Письмом от 11.07.2012 N 141/22209 Министерство обороны Российской Федерации сообщило, что ведется работа по безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского поселения Кубинка имущества Вооруженных сил Российской Федерации, расположенного на территории военных городков Кубинка-1, Кубинка-2, Кубинка-10.
Следовательно, правовые основания для безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, расположенного на территории военного городка Кубинка-8 отсутствуют.
Кроме того, в настоящее время на территории городского поселения Кубинка расположено восемь военных городков, и только в отношении имущества военных городков б/н и N 247 принято решение о высвобождении и использовании не в интересах Вооруженных сил.
Таким образом, истребуемые объекты недвижимости не отвечают требованиям имущества, подлежащего к безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом N 423-ФЗ.
Апелляционный суд отклоняет довод довод истца о том, что испрашиваемое имущество подлежит передаче в муниципальную собственность, так как военный городок Кубинка-8 является открытым и высвобожденным в связи с отсутствием дислокации воинских соединений и отсутствием объектов, необходимых для реализации полномочий Минобороны России, поскольку основанием для высвобождения и передачи военного имущества в муниципальную собственность является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации. По истребуемому имуществу такого решения принято не было.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты лицом своих нарушенных или оспариваемых прав определены в ст. 12 ГК РФ, согласно которой в тех случаях, когда для защиты того или иного права закон предусматривает определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным, может воспользоваться только предусмотренным законом способом.
Вместе с тем, избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено. Ненадлежащий способ судебной защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно положениям ч. 2 статьи 8 Федерального закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
По смыслу указанной правовой нормы во взаимосвязи с положениями статьи 12 ГК РФ, исковые требования о передаче недвижимого имущество в собственность муниципального образования могут быть удовлетворены только после принятия решения о передаче недвижимого имущества в порядке, установленном ст. 3 Федерального закона N 423-ФЗ.
Вместе с тем, в настоящем споре Министерством обороны Российской Федерации вышеуказанное решение принято не было, данное бездействие уполномоченного органа в установленном порядке истцом не обжаловано, в связи с чем основания для удовлетворения требований в том виде, как они сформулированы в исковом заявлении - о понуждении безвозмездно передать в муниципальную собственность недвижимое имущество, не подлежат удовлетворению, поскольку у Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области не возникло право требования передачи недвижимого имущества.
Кроме того, ответчиком в суд апелляционной инстанции представлено письмо Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 06.09.2013 N 141/26155 в соответствии с которым спорное имущество планируется использовать в интересах Вооруженных сил РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года по делу N А41-8338/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8338/2013
Истец: Администрация городского поселения Кубинка, Администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района МО
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ
Третье лицо: Департамент имущественных отношениий Минобороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГ казенное учреждение " Центральное территориальное управление имущественных отношений " Министерство обороны РФ, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Миноборы РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9592/14
20.06.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8338/13
19.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17529/13
06.11.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6833/13
10.06.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8338/13