г. Москва |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А41-8338/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области: Новикова Н.А. по доверенности N 11-д от 28.04.14;
от Министерства обороны Российской Федерации: Скопина П.В. по доверенности N 212/2/625 от 30.07.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2014 года по делу N А41-8338/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области к Министерству обороны Российской Федерации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
о понуждении к безвозмездной передаче недвижимого имущества и земельного участка в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении безвозмездно передать в муниципальную собственность городского поселения Кубинка следующих объектов высвобожденного недвижимого имущества военного городка Кубинка-8 Одинцовского района Московской области:
1) Жилой дом N 1 (5401) общей площадью 4 489,70 кв.м.
2) Жилой дом N 2 (5402) общей площадью 4 320,30 кв.м.
3) Жилой дом N 3 (5403) общей площадью 4 246,80 кв.м.
4) Жилой дом N 4 (5404) общей площадью 8 219,50 кв.м.
5) Жилой дом N 5 (5405) общей площадью 7 427,70 кв.м.
6) Жилой дом N 6 (5406) общей площадью 1 189,10 кв.м.
7) Жилой дом N 7 (5407) обшей площадью 6 369,20 кв.м.
8) Жилой дом N 8 (5408) обшей площадью 5 916,70 кв.м.
9) Жилой дом N 9 (5409) обшей площадью 6 058,80 кв.м.
10) Жилой дом J6 10(5410) общей площадью 5 928,70 кв.м.
11) Жилой дом N 11 (5411) общей площадью 2 735,20 кв.м.
12) Жилой дом N 12 (5412) общей площадью 1 988,20 кв.м.
13) Жилой дом N 13 (5413) общей площадью 6 381,10 кв.м.
14) Жилой дом Ля 14 (5414) общей площадью 6 306,20 кв.м.
15) Жилой дом N 15 (5415) общей площадью 3 502,80 кв.м.
16) Жилой дом N 16(5416) общей площадью 3 508,10 кв.м.
17) Здание котельная общей площадью 880 кв.м. объем здания 5 986 куб.м.
18) Здание тепловой пункт общей площадью 72 кв.м., объем здания 288 куб.м.
19) Здание газо-распределительная станция общей площадью 46 кв.м., объем здания 224 куб.м.
20) Здание поликлиники N 126 общей площадью 2 884 кв.м., объем здания 10 359 куб.м.
21) Здание гостиницы-кафе общей площадью 1 336 кв.м., объем здания 4 469 куб.м.
22) Здание общежития общей площадью 3 087,50 кв.м., объем здания 11 708 куб.м.
23) Здание бани общей площадью 555 кв.м., объем здания 2 345 куб.м.
24) Здание пожарного депо общей площадью 766 кв.м., объем здания 3 382 куб.м.
25) Склад ангар неотапливаемый обшей площадью 900 кв.м., объем здания 658 куб.м.
26) Хозяйственное здание обшей площадью 403 кв.м., объем здания 1 008 куб.м.
27) Торговый центр обшей площадью 3 206 кв.м., объем здания 10 847 куб.м. инвентарный номер 46:241:004:000079720:0001
28) Кафе-столовая обшей площадью 1 485 кв.м., объем здания 5 356 куб.м. инвентарный номер 46:241:004:000079750:0001
29) Комбинат бытового обслуживания общей площадью 1 689 кв.м., объем здания 4 807 куб.м. инвентарный номер 46:241:004:000079690:0001,
30) земельный участок общей площадью 23 га, кадастровый номер 50:20:01001105:48 (т. 1, л.д. 3-6).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" (ФГУ "Центральное ТУИО") Министерства обороны Российской Федерации (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2013 года, в удовлетворении требований было отказано (т. 2, л.д. 184-186, т. 3, л.д. 86-90).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 февраля 2014 года решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2013 года были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 3, л.д. 116-118).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2014 года в удовлетворении требований было отказано (т. 4, л.д. 49-53).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 4, л.д. 55-58).
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Министр обороны Российской Федерации 09.02.11 обратился к Губернатору Московской области с письмом N 205/1043 с просьбой направить предложения о сроках и готовности муниципальных образований принять высвобождаемые объекты жилого фонда и инженерные коммуникации Минобороны России, расположенные на территории Московской области. В перечне указанного имущества значились объекты недвижимости, расположенные на территории военного городка Кубинка-8 (т. 1, л.д. 15-24).
Администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области письмом N 174 от 14.03.12 обратилась к Руководителю Департамента имущественных отношений Минобороны России с заявлением о рассмотрении вопроса о безвозмездной передаче из федеральной в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества, расположенных на территории городского поселения Кубинка (т. 1, л.д. 11).
К безвозмездной передаче в муниципальную собственность, по мнению истца, подлежит следующее высвобожденное военное недвижимое имущество (жилые, нежилые здания и сооружения) и объекты инфраструктуры, находящиеся на территории военного городка Кубинка-8 Одинцовского района Московской области:
1) Жилой дом N 1 (5401) общей площадью 4 489,70 кв.м.
2) Жилой дом N 2 (5402) общей площадью 4 320,30 кв.м.
3) Жилой дом N 3 (5403) общей площадью 4 246,80 кв.м.
4) Жилой дом N 4 (5404) общей площадью 8 219,50 кв.м.
5) Жилой дом N 5 (5405) общей площадью 7 427,70 кв.м.
6) Жилой дом N 6 (5406) общей площадью 1 189,10 кв.м.
7) Жилой дом N 7 (5407) обшей площадью 6 369,20 кв.м.
8) Жилой дом N 8 (5408) обшей площадью 5 916,70 кв.м.
9) Жилой дом N 9 (5409) обшей площадью 6 058,80 кв.м.
10) Жилой дом J6 10(5410) общей площадью 5 928,70 кв.м.
11) Жилой дом N 11 (5411) общей площадью 2 735,20 кв.м.
12) Жилой дом N 12 (5412) общей площадью 1 988,20 кв.м.
13) Жилой дом N 13 (5413) общей площадью 6 381,10 кв.м.
14) Жилой дом Ля 14 (5414) общей площадью 6 306,20 кв.м.
15) Жилой дом N 15 (5415) общей площадью 3 502,80 кв.м.
16) Жилой дом N 16(5416) общей площадью 3 508,10 кв.м.
17) Здание котельная общей площадью 880 кв.м. объем здания 5 986 куб.м.
18) Здание тепловой пункт общей площадью 72 кв.м., объем здания 288 куб.м.
19) Здание газо-распределительная станция общей площадью 46 кв.м., объем здания 224 куб.м.
20) Здание поликлиники N 126 общей площадью 2 884 кв.м., объем здания 10 359 куб.м.
21) Здание гостиницы-кафе общей площадью 1 336 кв.м., объем здания 4 469 куб.м.
22) Здание общежития общей площадью 3 087,50 кв.м., объем здания 11 708 куб.м.
23) Здание бани общей площадью 555 кв.м., объем здания 2 345 куб.м.
24) Здание пожарного депо общей площадью 766 кв.м., объем здания 3 382 куб.м.
25) Склад ангар неотапливаемый обшей площадью 900 кв.м., объем здания 658 куб.м.
26) Хозяйственное здание обшей площадью 403 кв.м., объем здания 1 008 куб.м.
27) Торговый центр обшей площадью 3 206 кв.м., объем здания 10 847 куб.м. инвентарный номер 46:241:004:000079720:0001
28) Кафе-столовая обшей площадью 1 485 кв.м., объем здания 5 356 куб.м. инвентарный номер 46:241:004:000079750:0001
29) Комбинат бытового обслуживания общей площадью 1 689 кв.м., объем здания 4 807 куб.м. инвентарный номер 46:241:004:000079690:0001,
30) земельный участок общей площадью 23 га, кадастровый номер 50:20:01001105:48.
Также 21.08.12 администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области направила в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации письмо N 620 с перечнем имущества военного городка Кубинка-8 Одинцовского муниципального района Московской области, подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского поселения Кубинка, без выделения денежной компенсации на восстановление фонда (т. 1, л.д. 12).
Письмом N 141/22209 от 11.07.12 Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации сообщил администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, что объекты военного городка Кубинка-8 не включены в перечень имущества Минобороны России, предполагаемого к безвозмездной передаче.
Поскольку уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации не было принято решение о безвозмездной передаче недвижимого имущества военного городка Кубинка-8 в муниципальную собственность городского поселения Кубинка, истец счел свои права и законные интересы нарушенными и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что истцом был выбран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области указало, что Министерство обороны Российской Федерации обязано передать ей из федеральной в муниципальную собственность высвобожденное военное имущество.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 423-ФЗ от 08.12.11 "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Статья 3 указанного Закона устанавливает порядок передачи военного имущества, предполагающий принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
Пунктом 11 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:
федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность;
уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Постановления Правительства Российской Федерации N 374 от 13.06.06 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у Вооруженных Сил Российской Федерации или у организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность направляются соответственно в Министерство обороны Российской Федерации или в Управление делами Президента Российской Федерации уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.
Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.04, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пунктом 52 Положения о Минобороны России Министерство организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (п. 71 Положения); а также реализует высвобождаемые из наличия Вооруженных Сил вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 81 Положения).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.08 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, который должен принимать решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность городского поселения Кубинка в отношении объектов открытого военного городка Кубинка-8, является Министерство обороны Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 настоящей статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Как указывалось выше, администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области письмом N 174 от 14.03.12 обратилась к Руководителю Департамента имущественных отношений Минобороны России с заявлением о рассмотрении вопроса о безвозмездной передаче из федеральной в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества, расположенных на территории городского поселения Кубинка (т. 1, л.д. 11).
Письмом N 141/22209 от 11.07.12 Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации сообщил администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, что объекты военного городка Кубинка-8 не включены в перечень имущества Минобороны России, предполагаемого к безвозмездной передаче.
Таким образом, решение по вопросу о передаче спорного имущества из федеральной собственности истцу было принято с соблюдением установленного срока.
Сам по себе отказ Министерства обороны Российской Федерации от принятия положительного решения по вопросу передачи высвобождаемого военного имущества в муниципальную собственность администрацией городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области не обжаловался.
Заявленные требования имеют своей целью обязание Министерства обороны Российской Федерации передать спорное имущество в муниципальную собственность.
Между тем, из вышеназванных норм права следует, что непосредственно передача высвобождаемого военного имущества в муниципальную собственность возможна только после принятия соответствующего решения.
Поскольку Министерство обороны Российской Федерации решение о передаче спорного имущества в собственность городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области не принимало, оснований для возложения на него обязанности по передаче этого имущества не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области был выбран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права и неопровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2014 года по делу N А41-8338/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8338/2013
Истец: Администрация городского поселения Кубинка, Администрация городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района МО
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ
Третье лицо: Департамент имущественных отношениий Минобороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГ казенное учреждение " Центральное территориальное управление имущественных отношений " Министерство обороны РФ, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Миноборы РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9592/14
20.06.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8338/13
19.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17529/13
06.11.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6833/13
10.06.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8338/13