г. Ессентуки |
|
18 ноября 2013 г. |
N А15-2422/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Дагестан
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2012 по делу N А15-2422/2012 (под председательством судьи Магомедова Т.А.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, Москва г., Басманная Нов. ул., 2)
к Республике Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан (ИНН 0562043732, ОГРН 1020502523535, 367013, Дагестан Респ., Махачкала г., Гамидова проспект, 14),
третье лицо: Правительство Республики Дагестан, г. Махачкала,
о взыскании 160 340 рублей,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском о взыскании 160 340 рублей убытков с Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан (далее - Министерство), связанных с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Дагестан.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2012 исковые требования удовлетворены. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается несение обществом расходов вследствие предоставления льгот по оплате проезда обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, имеющим право на меры социальной поддержки. В результате этого истец недополучил часть выручки и понес убытки, которые подлежат взысканию за счет средств республиканского бюджета.
Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин РД) обжаловало решение суда от 24.12.2012 в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением от 22.03.2013 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями, влекущими безусловную отмену судебного акта, перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ). Апелляционный суд также указал, что переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Постановлением апелляционного суда от 13.06.2013 решение от 24.12.2012 отменено. С Республики Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан за счет средств казны Республики Дагестан в пользу общества взыскано 160 340 рублей убытков и 5810 рублей судебных расходов. Суд пришел к выводу о доказанности истцом фактов перевозки граждан по льготным тарифам в соответствии с региональным законодательством, а также размера убытков.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2013 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, поскольку рассмотрено в незаконном составе суда.
В связи с отменой судом кассационной инстанции постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает жалобу Министерства финансов Республики Дагестан в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 02.10.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2012 по настоящему делу следует оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Правительством Республики Дагестан (заказчик) и обществом (перевозчик) заключен договор оказания услуг по льготному проезду обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан в 2010 году, предметом которого является оказание услуг, связанных с предоставлением 50-процентной скидки стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения гражданам, меры социальной поддержки которых предусмотрены постановлением N 239, в сроки действия сезонных тарифов с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно (том 1, л.д. 10-13).
Заказчик обязался возместить расходы, понесенные перевозчиком при реализации права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за фактически выполненные перевозки из средств, предусмотренных заказчику на эти цели в республиканском бюджете на 2010 год (пункт 1.2 договора). Действие договора распространяется на отношения сторон, возникшие до вступления его в силу с 01.01.2010 (пункт 1.4).
В разделе 3 договора стороны согласовали, что перевозчик ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику отчет о фактически предоставленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта, акт сверки о фактически предоставленных льготах. Заказчик обязуется до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 3.1 договора, производит оплату счета за фактически выполненные объемы перевозок в пределах утвержденных в бюджете ассигнований на эти цели на момент предъявления счета.
Общество в 2010 году осуществляло железнодорожным транспортом перевозки льготной категории граждан (обучающихся) по льготным проездным билетам. В подтверждение этого истец в материалы дела представил: счета - фактуры от 31.01.2010, 28.02.2010, 31.03.2010, 30.04.2010, 31.05.2010, 30.06.2010, 30.09.2010, 31.10.2010, 30.11.2010, 31.12.2010 на выполненные пригородные пассажирские перевозки на общую сумму 800 446 рублей, а также сводные ведомости учета продажи билетов пригородного сообщения и учета месячной выручки по билетопечатающим машинам КЖ и КД по ст. 3 Махачкала, Дербент (том 1, л.д. 14-37).
Правительство Республики Дагестан в полном объеме не возместило обществу расходов вследствие предоставления льгот по оплате проезда обучающимся. Полагая, что в результате неисполненного обязательства на сумму 160 340 рублей обществу причинены убытки, последнее предъявило в суд настоящий иск.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше семи лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Кроме того, названным постановлением утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Правительством Республики Дагестан 06.07.2010 принято постановление N 239 "Об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан" (далее - постановление N 239), которым утвержден Порядок компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4 - 6 Порядка организация железнодорожного транспорта, осуществляющая пригородные железнодорожные перевозки, ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Республики Дагестан отчеты о фактически произведенных перевозках обучающихся. Возмещение потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, осуществляющей пригородные железнодорожные перевозки, производится Министерством финансов Республики Дагестан на договорной основе ежемесячно за фактически произведенные перевозки обучающихся. Министерство финансов Республики Дагестан ежемесячно, в течение 3 дней со дня поступления субсидий из федерального бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан перечисляет их на счет организации железнодорожного транспорта на основании выставленных ею счетов-фактур и с учетом фактических расходов, связанных с предоставлением льгот обучающимся.
Таким образом, право на льготный проезд обучающихся на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Дагестана установлено законодательством субъекта - Республики Дагестан.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (плательщик) и Правительство Республики Дагестан (получатель) 04.08.2010 заключили соглашение о предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, согласно пункту 2.1.3 которого уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии установлен в размере 95 процентов расходного обязательства (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2010) (том 2, л.д. 17-24).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Факт причинения убытков и их размер подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Материалами дела установлено, что расходы ОАО "РЖД" связаны с предоставлением 50-процентной скидки от действующего тарифа по оплате проезда обучающимся транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения, находящихся на территории Республики Дагестан в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно.
Из материалов дела следует, что недофинансирование потерь ОАО "РЖД" возникло в связи с недостаточностью выделенных денежных средств, поскольку суммы, предусмотренные в бюджете Республики Дагестан на 2010 год и предназначенные для финансирования льгот по проезду железнодорожным транспортом, не обеспечили полную компенсацию потерь в доходах от оказания услуг по перевозке льготным категориям граждан, что свидетельствует о вине Республики Дагестан, на которую соответствующая обязанность возложена в силу закона.
Довод Минфина РД о невыполнении Российской Федерацией обязательства по софинансированию льгот - 95 процентов от суммы компенсации и возложении спорной обязанности на Российскую Федерацию апелляционным судом не принимается.
Действительно в пункте 6 Правил N 1208 установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии в размере 95 процентов расходного обязательства.
При этом право на льготный проезд устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Величина стоимости проезда для льготной категории граждан определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Таким образом, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации, что соответствует установленному статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов и принципу самостоятельности бюджетов, установленному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, вопреки доводам заявителя предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Республики Дагестан к Российской Федерации, поскольку это было бы нарушением принципа самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов, а также подлежащих исполнению за счет двух и более бюджетов.
ОАО "РЖД" в обоснование факта несения убытков и их размера представлены сводные ведомости, акты сверок, счета-фактуры. Таким образом, размер убытков подтвержден истцом надлежащими доказательствами. Оснований полагать, что названные документы содержат недостоверные данные, а истцом фактически перевозка льготников не осуществлялась, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Исходя из статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки в пользу ОАО "РЖД" в заявленном размере с Республики Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан за счет средств казны Республики Дагестан.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным по делу, так и не основанные на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2012 по делу N А15-2422/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2422/2012
Истец: ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской железной дороги" филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Министерство финансов РД, Министерство финансов Республики Дагестан, Правительство РД, Правительство Республики Дагестан, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российкой Федерации
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-414/13
13.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5221/13
13.06.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-414/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2422/12