г. Самара |
|
26 ноября 2013 г. |
Дело N А55-31364/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы Министерства строительства Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика ЗАО "Электрон-авто" - представитель Курникова М.А. по доверенности от 22.11.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 помещения суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2013 года по делу NА55-31364/2012 судьей Разумовым Ю.М.,
по иску Министерства строительства Самарской области (ИНН: 6315800869, ОГРН: 1056315900134), г. Самара,
к закрытому акционерному обществу "Электрон-авто" (ИНН: 6319060982, ОГРН: 1026301696266), г. Самара,
о взыскании 6 619 949 руб. 10 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Электрон-Авто" о взыскании 6 619 949 руб. 10 коп., в том числе: 3 093 332 руб. 37 коп. задолженности по арендной плате за период с 29.11.2009 по 31.12.2011 по договору аренды земельного участка N 020373з от 24.03.2005, 3 526 616 руб. 73 коп. пени за период с 29.11.2009 по 31.12.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2013 года по делу N А55-31364/2012 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2013 г. решение суда от 16 января 2013 года по делу N А55-31364/2012 отменено, по делу принят новый судебный акт.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.09.2013 г. постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 г. дело N А55-31364/2012 принято на новое рассмотрение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ЗАО "Электрон-авто" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 24.03.2005 года между Комитетом по управлению имуществом города Самары и Закрытым акционерным обществом "Электрон-Авто" был заключен договор аренды земельного участка N 020373з, в соответствии с которым Комитет являлся арендодателем, а ответчик арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:01 12 002:0003 площадью 1189,60 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, улица Тухачевского под строительство многоэтажного паркинга с гаражами, станции технического обслуживания автомобилей, офисных помещений, магазина и автомобильной мойки замкнутого цикла.
По акту приема-передачи от 24.03.2005 г., который является приложением N 4 к договору, ответчику передан в аренду указанный земельный участок.
Указанный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области -06.05.2005.
С 01.07.2006 Комитет утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей. Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с 01.07.2006 г. наделено полномочиями по предоставлению земельных участков в городском округе Самара для целей строительства. Соответственно в настоящее время министерство как новый представитель государства в силу закона вправе осуществлять от имени государства все действия как по заключению новых, так и по исполнению ранее заключенных договоров аренды.
Как указал истец, ответчик обязательства по договору исполнял ненадлежащим образом, в связи чем за ним образовалась задолженность по арендной плате в сумме 3 093 332 руб. 37 коп. за период с 29.11.2009 по 31.12.2011.
В соответствии с пунктом 4.3 вышеуказанного договора, предусматривающим согласованное сторонами условие об одностороннем пересмотре арендодателем величины арендной платы в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
Однако, как указывает истец, ответчик обязанность по внесению арендной платы, размер которой был изменены в порядке п.4.3. договора, не исполнил, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд, начислив также пени в соответствии с п. 7.3. договора в размере 3 526 616 руб. 73 коп.
Суд первой инстанции отказывая в иске не учел следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2011 г. N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что земельный участок предоставлялся обществу для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Железнодорожный р-н, ул. Тухаческого, площадью 1189,60кв.м. с кадастровым номером 63:01:0112002:3, согласно Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 составляет 13011773,00 руб.
При таких обстоятельствах, в отношении вышеуказанного земельного участка, после превышения срока строительства на три года размер арендной платы правомерно исчислять в соответствии с пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу Российской Федерации.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, суд апелляционной инстанции считает обоснованным применение в расчете арендной платы повышающего коэффициента 5% от кадастровой стоимости земельного участка по истечении трех лет с момента государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что по прошествии трех лет расчет арендной платы подлежит начислению с применением коэффициента 5%, что составляет задолженность по арендной плате за период с 29.11.2009 г. по 31.12.2011 г. в сумме 1355395 руб.=(13011773 руб. 00 коп.:100х5:12х25).
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 7.2 договора установлено, что за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Расчет неустойки, определенный таким образом за период с 29.11.2009 г. по 31.12.2011 г. подлежит взысканию в размере 233 890 руб. 35 коп.
Учитывая изложенные обстоятельства, решение суда первой инстанции на основании части 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо отменить и принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить частично, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 1 355 395 руб. и пени в сумме 233 890 руб. 35 коп., в остальной части в иске отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2013 года по делу N А55-31364/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Электрон-авто" (ИНН: 6319060982, ОГРН: 1026301696266), г. Самара, в пользу Министерства строительства Самарской области (ИНН: 6315800869, ОГРН: 1056315900134), г. Самара, задолженность по арендной плате в сумме 1 355 395 руб. и пени в сумме 233 890 руб. 35 коп.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Электрон-авто" (ИНН: 6319060982, ОГРН: 1026301696266), г. Самара, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 13 468 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31364/2012
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: ЗАО "Электрон-авто"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2847/13
26.11.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17389/13
06.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6583/13
25.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2682/13
16.01.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31364/12