г. Воронеж |
|
21 ноября 2013 г. |
Дело N А64-4191/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Суховой И.Б., |
Судей |
Мокроусовой Л.М., |
|
Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Божко Е.А.,
при участии:
от ЗАО "Парус": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление закрытого акционерного общества "Парус" (ОГРН 1026801363346, ИНН 6833015299) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320, ИНН 6829009944), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, при участии в деле третьего лица - Администрации Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Парус" (далее по тексту - ЗАО "Парус", истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 68:29:0302001:16, площадью 6287 кв.м., расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 1-б, равной его рыночной стоимости и составляющей 5 664 587 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Тамбовской области (Приказ Минэкономразвития N 473 от 13.09.2011 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам РФ", Приказ N128 от 25.10.2011 "Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам РФ").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Тамбовской области, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в которой просила указанное решение отменить.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 апелляционная жалоба Администрации Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2012 по делу N А64-4191/2012 принята к производству суда.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции.
Определением суда апелляционной инстанции от 30.05.2013 предварительное судебное заседание завершено, судебное заседание назначено на 20.06.2013.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 рассмотрение дела откладывалось.
Во избежание нарушения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, определением суда апелляционной инстанции от 1.08.2013 производство по настоящему делу было приостановлено до разрешения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора аналогичного спора по делу N ВАС-10761/11 (N А11-5098/2010) и размещения в информационной базе полного текста соответствующего судебного акта.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 производство по делу возобновлено.
Рассмотрение дела откладывалось.
11.11.2013 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного суда от ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Тамбовской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 14.11.2013 представители лиц, участвующих в деле, не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "Парус" на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 68:29:0302001:16, площадью 6 287 кв.м., расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная д. 1-6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68 АА 262972 от 16.12.2003.
Основанием для регистрации права послужила сделка купли-продажи по договору N 105 купли-продажи земельного участка под зданием холодильника ЗАО "Парус" от 02.12.2003.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 6800/201/2012-1292 от 16.01.2012 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:16 составляет 32 678 757,21 руб., при этом стоимость одного кв.м. составляет 5 197,83 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению земельного налога, последний обратился в агентство оценки, экспертизы и права ООО "Тамбов-Альянс" для производства оценки рыночной стоимости данного земельного участка.
Из отчета N 68/1-12 от 12.05.2012 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:16 составляет 5 664 587 руб.
Данный отчет прошел проверку в НП "Тамбовское региональное партнерство "Российской коллегии оценщиков", по результатом которой сделан вывод, что отчет N 68/1-12 от 12.05.2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, что подтверждается положительным экспертным заключением N 22 от 30.05.2012.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:16 должна составлять 5 664 587 руб., руководствуясь нормами статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Исходя из смысла указанного разъяснения, для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Как следует из отчета об оценке N 68/1-12 от 12.05.2012, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 68:29:0302001:16, по состоянию на 1.01.2009, составляет 5 664 587 руб., то есть имеет место существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка.
Проверив и оценив указанный отчет об оценке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о его недопустимости его в качестве доказательства, руководствуясь нижеследующим.
Федеральным законом от 28.12.2010 N 431-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми введена статья 17.1, устанавливающая обязательное проведение экспертизы отчета оценщика.
В силу ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ) (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Судебная экспертиза отчета оценщика N 68/1-12 от 12.05.2012 не проводилась.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным видом использования - под производственную базу под помещение холодильника, используемого под оптовую торговлю, утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
В силу пункта 1 Постановления Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены по состоянию на 1.01.2007.
Из материалов дела следует, что отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка и экспертным заключением N 22 от 30.05.2012 рыночная стоимость определена не верно, а именно по состоянию на 01.01.2009, в то время как должна быть определена по состоянию на 01.01.2007.
Суд апелляционной инстанции предлагал истцу уточнить свою правовую позицию по заявленным требованиям с учетом сложившейся правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определившие права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В силу части 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.
Уточнений относительно даты, по состоянию на которую следует определять рыночную стоимость спорного земельного участка в целях ее установления вместо кадастровой стоимости и ее доказательств, от истца не поступило.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам первой инстанции решение суда от 12.10.2012 по настоящему делу подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Оснований для удовлетворения исковых требований у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы в виде государственной пошлины за рассмотрение дела относятся на истца, возврату или возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 105, 110, 167-170, п. 6.? ст. 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2012 года по делу N А64-4191/2012 отменить.
В удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества "Парус" (ОГРН 1026801363346, ИНН 6833015299) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4191/2012
Истец: ЗАО "Парус"
Ответчик: Управление Росреестра по Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Управления Росррестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Управления Росреестра " по Тамбовской обл., ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области, ЗАО "Волковский спиртзавод", ФГУП "Земельная кадастровая палата"