г. Самара |
|
03 декабря 2013 г. |
Дело N А55-10056/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2013 г. в зале N 6 помещения суда апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области, на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2013 года, принятое по делу NА55-10056/2013 судьей Шабановым А.Н.,
по иску Шагалиева Динара Баяновича и Шагалиевой Лейсян Ульфатовны, г. Тольятти, Самарская область,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590), г. Самара,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
с участием в судебном заседании:
от истцов - представитель Бордон А.И. по доверенностям от 11.09.2012,
от 1-ого ответчика - представитель Светкина Д.Д. по доверенности от 28.12.2012,
от 2-ого ответчика - представитель Кулинко О.С. по доверенности от 25.01.2013,
от третьего лица - представитель Пантелеева Н.Н. по доверенности от 15.08.2013,
установил:
Шагалиев Динар Баянович, Шагалиева Лейсян Ульфатовна (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, ответчик-1) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик-2), в котором просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:0006 общей площадью 20 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Коммунальная, 11, равной его рыночной стоимости в размере 9 726 000 руб.; обязать ответчиков внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка на показатель рыночной стоимости в размере 9 726 000 руб. с даты установления кадастровой стоимости 09.12.2008 до даты смены вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка 23.02.2013 (л.д. 137).
Определением Арбитражного суда Самарской области 27.08.2013 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2013 года исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:0006 общей площадью 20 000,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Коммунальная, 11, равная его рыночной стоимости в размере 9 726 000 руб. 00 коп.
Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:0006 общей площадью 20 000,00 кв.м., на показатель рыночной стоимости в размере 9 726 000 руб. 00 коп. с даты установления кадастровой стоимости 09.12.2008 до даты смены вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:0006 общей площадью 20 000,00 кв.м., 23.02.2013.
С Управления Росреестра по Самарской области в пользу Шагалиева Динара Баяновича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб.
С Управления Росреестра по Самарской области в пользу Шагалиевой Лейсян Ульфатовны взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области в пользу Шагалиева Динара Баяновича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области в пользу Шагалиевой Лейсян Ульфатовны взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб.
Истцам возвращена уплаченная в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 000 руб. каждому.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, ответчики обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росреестра по Самарской области указало, что данный спор неподведомствен арбитражному суду, поскольку истцы обратились в суд в связи с нарушением их интересов как налогоплательщиков. Также заявитель полагает, что является не надлежащим ответчиком по делу в связи с отсутствием полномочий на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области указало, что на момент рассмотрения дела в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 11 541 400 руб., удельный показатель 577 руб. 07 коп., при этом указанная стоимость истцами не оспаривается. Таким образом, по мнению заявителя, суд фактически заменил кадастровую стоимость спорного земельного участка, руководствуясь при этом документами, касающимися кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, что является грубым нарушением норм материального права. Более того, отвечик-2 исходит из того, что согласно правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, рыночная стоимость земельного участка определяется на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, и вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 26.11.2013 представители ответчиков поддержали доводы апелляционных жалоб и настаивали на их удовлетворении.
Представитель истцов против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица с доводами апелляционных жалоб согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции отменить и в иске отказать.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, отзывов, выслушав участников процесса, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Истцы являются долевыми собственниками земельного участка площадью 20 000 кв.м., с кадастровым номером 63:09:0102155:0006, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Коммунальная, 11, на основании договора купли-продажи от 23.04.2004, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.06.2004 серии 63-АБ N 176949, N 176950.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в Самарской области. Результаты оценки введены в действие с 21.12.2008. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 100 370 600 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 5 018 руб. 53 коп./кв.м. Соответствующие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости с 21.12.2008.
Истцы с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащим им земельного участка не согласились в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, при этом считают, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:0006 площадью 20 000 кв.м. по состоянию на 09.12.2008 составляет 9 726 000 руб. 00 коп., на основании отчета об оценке N 2319 от 12.04.2013, составленного Автономной некоммерческой организацией "Центр Экспертиз", в связи с чем обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлено, что права истцов, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются в силу части 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, так как государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.06.2007 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области утверждены постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, следовательно, истцы не могут воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
В тоже время положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 22.07.2010 N 167-ФЗ) предусматривали, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Действующая редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство предполагает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости является правильным, при этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом спора не является.
В тоже время решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.
Предметом заявленного искового требования является не оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, и не правомерность действий органов государственного управления при проведении государственной кадастровой оценки земель в Самарской области и утверждении ее результатов, а установление (определение) кадастровой стоимости земельного участка посредством ее указания в государственном кадастре недвижимости равной рыночной стоимости земельного участка.
При этом в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, положениям статьи 24.15 Федерального закона РФ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316), приказу Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 указанная рыночная стоимость определяется на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, и вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не дано правовой оценки тому обстоятельству, что в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 установлена иная кадастровая стоимость земельного участка (11 541 400 руб.), которая истцами в рамках рассматриваемого дела не оспаривается.
Таким образом, к моменту рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанций истцы фактически просят внести изменения в архивные сведения о земельном участке, что противоречит действующему законодательству и сложившейся правоприменительной практике.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и законом в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества в соответствии с пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457) возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В силу части 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета (за исключением полномочий, предусмотренный статьей 30 закона) на основании решений указанного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые и считаются органами кадастрового учета.
На территории Самарской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в силу части 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15 сентября 2010 года переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (в настоящее время реорганизовано в ФГБУ "ФКП Росреестра").
Таким образом, надлежащим ответчиком по спору является ФГБУ "ФКП Росреестра", а исковое требование к Управлению Росреестра по Самарской области заявлено необоснованно.
В силу указанного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, по делу надлежит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, расходы по уплате государственной пошлине по иску относятся на истцов. Ответчики от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб освобождены.
В порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, истцам следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 руб. каждому.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2013 года, принятое по делу N А55-10056/2013, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Шагалиеву Динару Баяновичу и Шагалиевой Лейсян Ульфатовне - отказать.
Возвратить Шагалиеву Динару Баяновичу из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по квитанции от 08.05.2013.
Возвратить Шагалиевой Лейсян Ульфатовне из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по квитанции от 30.05.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10056/2013
Истец: Шагалиев Динар Баянович, Шагалиева Лейсян Ульфатовна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Самарского филиала, Федеральное агенство кадастра объектов в лице Управления по Самарской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4246/14
31.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4246/14
24.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2370/13
03.12.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19221/13
03.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10056/13