город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2013 г. |
дело N А53-30559/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей Галова В.В., Фахретдинова Т.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарановой Д.П.
при участии:
от истца: представитель Канищева Е.В. по доверенности от 13.09.2013, паспорт;
от ответчика и третьих лиц: явка представителей не обеспечена, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Ростовской области, Администрации г.Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.01.2013 по делу N А53-30559/2012
по иску закрытого акционерного общества "Ростовхлебкомплект"
к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области,
при участии третьих лиц: Администрации г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области
об установлении кадастровой стоимости
принятое судьей Меленчуком И.С.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ростовхлебкомплект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 6504 кв.м. кадастровый номер 61:44:0050301:9, находящегося по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Таврическая, 4 в размере 19 440 456 руб. и обязании внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24 декабря 2012 заявленные требования удовлетворены. Суд принял в обоснование рыночной стоимости земельного участка отчет независимого оценщика Корниевского А.Ю. от 29.09.2012 г. N 102-2012, согласно которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г. составляет 19 440 456 руб., установил кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной.
Определением от 20 декабря 2012 г. суд первой инстанции отказал Правительству Ростовской области в назначении судебной экспертизы, отразив в определении, что о правильности выбранных оценщиком аналогов земельных участков, достоверность выводов оценщика у суда не вызывала сомнений.
Не согласившись с решением суда, Правительство Ростовской области и Администрация г. Ростова-на-Дону обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы Правительство Ростовской области мотивировало следующим.
Суд необоснованно отклонил ходатайство о проведении судебной экспертизы, только допросив в судебном заседании оценщика. Однако, пояснения оценщика не устранили нарушения законодательства. Так, площадь объекта оценки составляет 6504 кв.м., а площади аналогов 1000,1800,1700, 2000 кв.м., то есть объекты не сопоставимы по площади. В данном случае необходимо было либо сделать понижающую корректировку на площадь, либо взять другие участки, то есть, нарушен п.14 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития от 20.07.2007 г. N 256(далее ФСО N 1)
Стоимость аналогов отличается в 1,7 раза, оценщик не указал, какие факторы влияют на стоимость участков, аналоги N 4 и N 5 приняты без указания разрешенного вида использования.
Разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в отчете, составляет 3,9 раза, что является существенным снижением кадастровой стоимости, следовательно, исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, суду надлежало назначить судебную экспертизу.
Администрация г. Ростова-на-Дону привела аналогичные доводы, кроме того, указала, что выбор аналогов осуществляется на основании данных СМИ, которые носят общий характер. Вывод об идентичности объектов аналогов и объекта оценки по таким показателям как местоположение, целевое назначение, рельеф земельных участков, транспортная доступность, время продажи носит предположительный характер. Объекты аналоги оценщиком не осматривались. Заявители жалоб просили решение отменить, в иске обществу отказать.
Определением от 03 апреля 2013 г. апелляционный суд назначил судебную экспертизу по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка кадастровым номером 61:44:05 03 01:0009 и приостановил производство по делу N А53-30559/2012 на срок проведения экспертизы.
29.07.2013 г. в канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда поступило экспертное заключение N 11-2013 от 08.07.2013 г. ООО "Оценочная компания "Квартал-Эксперт".
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. возобновлено производство по делу N А53-30559/2012 в связи с завершением проведения экспертизы. Этим же определением производство по делу А53-30559/2012 было приостановлено до опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А11-5098/2010 (надзорное производство N ВАС-10761/11).
18.09.2013 опубликовано постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А11-5098/2010 (надзорное производство N ВАС-10761/11) от 25.06.2013.
Определением от 30.10.2013 г. производство по делу N А53-30559/2012 возобновлено.
В настоящем судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица не обеспечили явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенные арбитражным судом о дате и времени судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2006 серия 61АВ N 179685 истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:44:05 03 01:0009, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 4, площадью 6504 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка от 02.07.2012 его кадастровая стоимость составляет 75031184,64 руб. Как следует из кадастрового паспорта кадастровый номер земельного участка 61:44:05 03 01:0009 тождественен кадастровому номеру 61:44:0050301:9.
Истцом произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка. Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 19440456 руб.
Ввиду значительного превышения рыночной стоимости спорного земельного участка над его кадастровой стоимостью истец обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных исковых требований истцом в материалы дела представлен отчет независимого оценщика Кориневского А.Ю. от 25.09.2012 N 102-2012 и заключение экспертного совета саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков"N 121010-484 от 18.10.2012.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В настоящее время в силу приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судом апелляционной инстанции по ходатайству Правительства Ростовской области назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка кадастровым номером 61:44:05 03 01:0009, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 4, площадью 6504 кв. м., по состоянию на 01.01.2007; проведение которой поручено эксперту ООО "Оценочная компания "Квартал-Эксперт" -Гриценко Анатолию Ивановичу. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:
Определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:05 03 01:0009, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 4, площадью 6504 кв. м., по состоянию на 01.01.2007.
Согласно экспертному заключению N 11-2013 от 08.07.2013 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 6504 кв.м. с кадастровым номером 61:44:05 03 01:0009, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 4, площадью 6504 кв. м., по состоянию на 01.01.2007 составила 19 610 000 рублей.
Заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007, то есть, на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Заключение содержит обоснование выбранного метода, описание объектов-аналогов, корректировки, примененные экспертом, им обоснованы надлежащим образом.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, заявителями жалоб не представлены.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законный интерес лица, обратившегося в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, состоит именно в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка показателям его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия выступает нарушением прав лица как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, размер которого зависит от величины кадастровой стоимости. Судебный порядок рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночной стоимости земельного участка.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровых стоимостей спорных земельных участков их рыночным стоимостям, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровых стоимостях спорных земельных участков.
Учитывая, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:05 03 01:0009, указанная в экспертном заключении N 11-2013 от 08.07.2013 имеет незначительные расхождения с рыночной стоимостью спорного земельного участка, установленной в отчете независимого оценщика - 19440456 руб. по состоянию на 01.01.2007, размер которой значительно превышает кадастровую стоимость этого же земельного участка, согласно кадастровому паспорту от 02.07.2012, соответственно суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества в указанной части.
Из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2013 не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах и обязанностях Администрации г. Ростова-на-Дону. В результате удовлетворения исковых требований общества, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являлись предметом исследования суда первой инстанции, а также предметом исследования при проведении экспертизы судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
При подаче апелляционной жалобы Правительство Ростовской области оплатило государственную пошлину в размере 2000 руб. платежным поручением N 2380715 от 22.01.2013.
В счет проведения судебной экспертизы по делу ИП Бутенко О.Н. за ЗАО "Ростовхлебкомплект" внесено на депозит апелляционного суда 25000 рублей. По результатам рассмотрения дела расходы за проведение экспертизы в размере 10 000 руб. подлежат отнесению на Правительство Ростовской области.
Излишне перечисленные денежные средства за проведение экспертизы подлежат возврату с депозитного счета апелляционного суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2013 по делу N А53-30559/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Ростовской области в пользу закрытого акционерного общества "Ростовхлебкомплект" 10 000 руб. (десять тысяч рублей) расходов за производство экспертизы по делу N А53-30559/2012.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30559/2012
Истец: ЗАО "Ростовхлебкомплект"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Правительство Ростовской области, Абитражный суд Ростовской области, ООО "Оценочная компания "Квартал-Эксперт"