город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2013 г. |
дело N А53-16428/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чотчаева Б.Т.
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.
при участии:
от истца: представитель истца Орлова Л.С., доверенность от 24.07.2013;
от ответчика: представитель Власенко Т.Н., доверенность N 59-10/35/ от 08.04.2013;
от МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону": представитель Власенко Т.Н., доверенность N 3 от 09.01.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "Синдикат": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2013
по делу N А53-16428/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Континент" (ОГРН 1026104145209 ИНН 6167008784)
к ответчику Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону (ОГРН 1066164006545 ИНН 6164244818)
при участии третьих лиц МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону" (ОГРН 1066163012156 ИНН 6163077988), общества с ограниченной ответственностью "Синдикат" (ОГРН 1086164000966 ИНН 6164275044)
о взыскании стоимости выполненных работ,
принятое в составе судьи Никоновой О.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону (далее - ответчик, департамент) о взыскании стоимости дополнительно выполненных работ при исполнении обязательств по муниципальному контракту N 32 от 03.09.2012 в размере 20 189 809 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов", общество с ограниченной ответственностью "Синдикат".
Решением от 15.10.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что в цене контракта учтены все затраты, связанные с его исполнением, стоимость работ, материалов, оборудования, прочие затраты, все налоги, пошлины и иные обязательные платежи. Работы, заявленные истцом в исковом заявлении, являются дополнительными видами работ, не вошедшими в проектно-сметную документацию. Их стоимость не входит в перечень затрат, предусмотренный пунктом 3.3 контракта. Более того, оплата названных работ приведёт к увеличению стоимости работ, предусмотренных контрактом. Кроме того, в соответствии с условиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) цена муниципального контракта является твёрдой и не может изменяться в ходе его исполнения, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по оплате данных работ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между департаментом (муниципальный заказчик), МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов" (заказчик-застройщик) и обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 32 от 03.09.2012 (с учетом дополнительных соглашений N 1 от 10.09.2012, N 2 от 20.11.2012, N 3 от 18.02.2013) на строительство объекта: Многоквартирный 10-ти этажный жилой дом по ул. Лелюшенко в г. Ростове-на-Дону. Строительное пятно 11-5Б.
Согласно пункту 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения цена работ составляет 184 575 445 рублей 56 копеек.
Истец ссылается на то, что в ходе выполнения работ по контракту была выявлена необходимость в дополнительных объемах работ. Указанный факт истец подтверждает письмами N 154 от 07.09.2012, N 158 от 04.10.2012, N 162 от 10.12.2012, N 166 от 05.04.2013, N 170 от 30.04.2013, N 248 от 03.06.2013; протоколами совещаний по вопросам строительства спорного объекта от 10.09.2012, 08.10.2012, 17.12.2012, 09.04.2013, 05.05.2013, 06.06.2013, а также актами о выявленных работах и сметами об их стоимости, согласованными муниципальным заказчиком и заказчиком-застройщиком.
Истец сослался на то, что в период с сентября 2012 года по июль 2013 года выполнил непредвиденные работы на сумму 20 189 809 рублей и представил ответчику на подписание акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, однако муниципальный заказчик отказался подписывать акты и оплачивать эти работы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 1 Закона N 94-ФЗ, данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов.
Ответчик финансируется исключительно за счет средств бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения контракта либо путем проведения торгов и запроса котировок, либо в случаях, установленных Законом N 94-ФЗ, с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, дополнительные работы на сумму 20 189 809 рублей были выполнены истцом без заключения соответствующего муниципального контракта в соответствии с порядком, установленным Законом N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 и ч. 3 ст. 38 ФЗ N 94-ФЗ муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений Закона N94-ФЗ и на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ не допускается ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон изменений условий контракта, указанных в части 3 статьи 38 Закона N 94-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 данного закона.
Таким образом, условия контракта, указанные в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, и о цене, предложенной победителем аукциона, не могут быть изменены по соглашению сторон.
Условия о предмете договора и о сроке выполнения работ являются существенными условиями договора подряда и в соответствии с частью 4 статьи 34, пунктам 2, 4 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ входят в перечень обязательных сведений, содержащихся в документации об аукционе.
Таким образом, условия о предмете и о сроке выполнения работ определены законом в качестве условий контракта, которые не могут быть изменены по соглашению сторон.
Обстоятельства, определенные частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона N 94-ФЗ, отсутствуют.
Законом N 94-ФЗ возможность изменения контракта на выполнение работ допускается в случаях, если это предусмотрено конкурсной документацией, по согласованию заказчика с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение некоторых видов работ не более чем на десять процентов предусмотренного контрактом объема работ, при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом (часть 6 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, право на изменение цены контракта в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ не более чем на десять процентов распространяется на правоотношения по государственному (муниципальному) контракту на выполнение любых работ, но при условии согласования этого права в конкурсной документации или документации об аукционе (данная правовая позиция выражена в постановлении ФАС СКО от 23 сентября 2013 года по делу N А53-34921/2012).
Доказательств того, что возможность изменения цены предусмотрена конкурсной документацией об аукционе, истцом не представлено. В документации об аукционе соответствующее условие отсутствует.
Таким образом, удовлетворение исковых требований фактически создаст между сторонами новые правоотношения по поводу подрядных работ, не являющихся предметом муниципального контракта.
В условиях отсутствия контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, фактическое выполнение истцом работ на объекте ответчика не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 37/13.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований общества отсутствуют.
При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Расходы по уплате госпошлины по иску в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", государственная пошлина с общества не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2013 по делу N А53-16428/2013 отменить. В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16428/2013
Истец: ООО "Континент"
Ответчик: Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону
Третье лицо: МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону", МКУ "Объединенная дирекция строящихся объектов", ООО "Синдикат"