город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2013 г. |
дело N А53-8086/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ванина В.В.
судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от закрытого акционерного общества "ОЗОН": представитель Гордеева Е.А., паспорт, по доверенности от 03.07.2013,
от Министерства транспорта Ростовской области: представитель Гаевский С.В., удостоверение, по доверенности от 12.07.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ОЗОН"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.09.2013 по делу N А53-8086/2013
по иску закрытого акционерного общества "ОЗОН"
к ответчику Министерству транспорта Ростовской области
о взыскании задолженности, неустойки, возврате обеспечения,
по встречному иску Министерства транспорта Ростовской области
к закрытому акционерному обществу "ОЗОН"
о взыскании неустойки,
принятое в составе судьи Рябухи С.Н.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ОЗОН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству транспорта Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 2 549 852 руб., из них: 2 294 676 руб. задолженности, 229 468 руб. возврата обеспечения контракта, 58 008 руб. неустойки по государственному контракту N 2012.110612-ГК от 31 августа 2012 года (с учетом изменения размера исковых требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Министерство предъявило обществу встречный иск о взыскании неустойки в сумме 1 973 421 руб. 36 коп., который принят судом первой инстанции для рассмотрения совместно с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16 сентября 2013 года первоначальный иск удовлетворен в части требований о взыскании 2 294 676 руб. задолженности, 53 847 руб. неустойки, 33 288 руб. 17 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины; в остальной части в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен в части взыскания неустойки в сумме 90 448 руб. 47 коп.; в остальной части в удовлетворении встречного иска отказано. В результате зачета требований по первоначальному и встречному искам с министерства в пользу общества взыскано 2 258 074 руб. 53 коп., а также 33 288 руб. 17 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины. С общества в доход федерального бюджета взыскано 32 734 руб. 21 коп.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение в части отказа в удовлетворении требования общества о взыскании с министерства суммы обеспечения исполнения контракта в размере 229 468 руб. и начисленной на нее неустойки за просрочку возврата, в этой части принять новый судебный акт, которым данные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Суд первой инстанции не принял во внимание, что в условиях исполнения подрядчиком обязательств по спорному контракту основания для удержания суммы обеспечения исполнения контракта у государственного заказчика отсутствуют. Кроме того, государственный заказчик воспользовался своим правом на взыскание договорной неустойки за нарушение сроков выполнения работ.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, от 30 октября 2013 года, настоящее дело распределено из производства судьи С.А. Кузнецова в производство судьи В.В. Ванина в связи с назначением судьи С.А. Кузнецова судьей Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 17 часов 40 минут 2 декабря 2013 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителя министерства.
Поскольку решение суда первой инстанции оспаривается в части отказа во взыскании суммы обеспечения исполнения контракта и неустойки за просрочку его возврата и в судебном заседании стороны не заявили возражений относительно проверки законности судебного акта только в обжалуемой части, постольку законность и обоснованность судебного акта проверяется в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда в обжалуемой части подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31 августа 2012 года между обществом (исполнитель) и министерством (государственный заказчик) был заключен государственный контракт N 2012.110612-ГК, согласно которому исполнитель обязался подготовить проектную документацию, а государственный заказчик - принять и оплатить работу по подготовке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт здания по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижегородская, 20/11 (литер А,Б)".
Разделом 2 контракта цена работ определена в сумме 2 294 676 руб.
Срок выполнения работ определен до 21 декабря 2012 года (пункт 5.1 контракта).
Судом первой инстанции установлен факт выполнения обществом работ и передачи их результатов министерству по накладной N 10 от 5 марта 2013 года. Данный факт сторонами не оспаривается.
По своей правовой природе спорные правоотношения представляют собой обязательства по выполнению проектных и изыскательских работ для государственных нужд, которые регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Законом N 94-ФЗ предусмотрен ряд правовых механизмов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и защиту интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных контрактов.
В спорном случае имело место установление заказчиком требования об обеспечении исполнения государственного контракта в виде залога денежных средств в размере 10% от суммы контракта. Данный вывод о правовой природе спорного обеспечения вытекает из части 4 статьи 29 Закона N 94-ФЗ и признается сторонами.
Денежные средства в размере 229 468 руб. были внесены обществом в залог министерству путем их перечисления, что сторонами не оспаривается.
При определении материального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям, апелляционный суд пришел к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закона N 94-ФЗ.
Вопрос о возврате обеспечения исполнения контракта, в том числе в форме передачи заказчику в залог денежных средств, Законом N 94-ФЗ не регулируется. Данный закон устанавливает лишь требования к размеру такого обеспечения и указывает, что при установлении требования об обеспечении исполнения контракта контракт заключается только после предоставления участником торгов, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, договора страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Таким образом, порядок и сроки возвращения подрядчику обеспечения исполнения государственного контракта, которое было внесено в форме залога денежных средств, регулируются нормами ГК РФ о залоге.
В соответствии с пунктом 1 статьи 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 348 ГК РФ взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя (кредитора) может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства по обстоятельствам, за которые он отвечает. Требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного имущества по решению суда (пункт 1 статьи 349 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 349 ГК РФ удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества во внесудебном порядке допускается на основании соглашения залогодателя и залогодержателя, если иное не предусмотрено законом.
Суд первой инстанции отказал в первоначальном иске в части требования о возврате суммы обеспечения, установив факт нарушения обществом срока выполнения работ по государственному контракту; в обоснование решения в денной части положено условие пункта 7.6 государственного контракта, в соответствии с которым исполнитель теряет право на возврат обеспечения исполнения контракта в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Ненадлежащее исполнение обязательств выразилось в нарушении обществом срока выполнения работ по контракту.
Между тем, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из пункта 1 статьи 334 ГК РФ следует, что обеспечительная сущность залога проявляется в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя).
В соответствии со статьей 337 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.
В силу изложенного условие пункта 7.6 государственного контракта не может быть истолковано как предусматривающее переход государственному заказчику как залогодержателю права собственности на сумму обеспечения в полном объеме независимо от размера причиненных убытков, неустойки и иных расходов залогодержателя (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Московского округа от 24.05.2013 по делу N А40-45801/12-14-424).
Как следует из решения суда, министерство имеет право на взыскание с общества неустойки за нарушение срока выполнения работ по государственному контракту в сумме 1 698 060 руб. 24 коп.; с учетом применения статьи 333 ГК РФ с общества в пользу министерства взыскана неустойка в сумме 90 448 руб. 47 коп. Данные выводы суда первой инстанции сторонами не оспариваются.
Из изложенного выше следует, что данное требование обеспечено спорным залогом денежных средств.
Между тем, само по себе наличие у министерства права на взыскание с общества неустойки не означает переход к министерству как залогодержателю предмета залога в силу следующего.
Реализация права залога опосредуется обращением взыскания на предмет залога; действующее законодательство, устанавливая в качество общего судебный порядок обращения взыскания на предмет залога, допускает удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества во внесудебном порядке на основании соглашения залогодателя и залогодержателя, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, для перехода к министерству как залогодержателю права собственности на заложенные денежные средства последнее должно реализовать право залога.
Пункт 7.6 государственного контракта может быть истолкован как соглашение сторон о внесудебном порядке обращения взыскания на предмет залога, а также о применении способа реализации заложенного движимого имущества в виде поступления предмета залога в собственность залогодержателя (на данный способ реализации предмета залога указано в пункте 3 статьи 28.1 Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" и в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге").
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге" в случае, если соглашением о внесудебном обращении взыскания на заложенные имущественные права содержится положение о реализации предмета залога путем оставления залогодержателем предмета залога за собой, имущественное право (требование) переходит к залогодержателю в момент получения залогодателем заявления залогодержателя о переводе на себя права требования при условии, что ранее залогодержателем был соблюден порядок направления залогодателю уведомления о начале обращения взыскания на предмет залога (пункт 3 статьи 24.1 Закона о залоге).
Поскольку безналичные денежные средства по своей правовой природе могут быть отнесены к имущественным правам требования, постольку указанные выше положения подлежат применению к спорным правоотношениям.
Из статьи 24 Закона о залоге следует следующий порядок внесудебного обращения взыскания на заложенное движимое имущество, находящееся у залогодержателя, путем оставления его за собой. При наступлении оснований для обращения взыскания залогодержатель направляет залогодателю в порядке, установленном статьей 28.6 Закона о залоге, уведомление, содержащее предложение исполнить это обязательство. Данное уведомление должно содержать сведения: об обязательстве, обеспеченном залогом; о договоре о залоге (если залог возник на основании договора о залоге); о заложенном движимом имуществе, за счет которого подлежат удовлетворению требования залогодержателя; о способах реализации заложенного движимого имущества, предусмотренных соглашением сторон или законом; о цене (начальной продажной цене) заложенного движимого имущества, за исключением реализации ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг. Данное уведомление также должно содержать требование об исполнении обеспеченного залогом обязательства и предупреждение об обращении взыскания на предмет залога в случае неисполнения указанного обязательства. К данному уведомлению прилагается копия расчета задолженности, подписанная залогодержателем. Залогодержатель вправе реализовать предмет залога в соответствии с условиями договора о залоге, если залогодатель в течение двадцати дней с даты, когда залогодатель считается получившим направленное в его адрес уведомление, не представил документы, подтверждающие факт исполнения обеспеченного залогом обязательства.
Между тем, в деле отсутствуют доказательства того, что на день принятия решения по настоящему делу министерство реализовало предмет спорного залога в установленном законом порядке. Соответствующее уведомление об обращении взыскания на предмет залога министерством в адрес общества не направлялось. Требование об обращении взыскания на предмет залога в предмет иска по настоящему делу не входит.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания для вывода о том, что право на образующие предмет залога денежные средства перешло министерству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ГК РФ право залога прекращается при прекращении обеспеченного залогом обязательства.
Поскольку на день принятия решения суда спорный контракт исполнен, а обязанность общества по уплате неустойки за нарушение срока выполнения государственного контракта прекращена судом первой инстанции путем зачета требований по первоначальному и встречному искам, постольку обеспеченные залогом обязательства прекращены. В силу указанного основания в соответствии с пунктом 1 статьи 34 ГК РФ спорный залог денежных средств в сумме 229 468 руб. был прекращен.
При таких обстоятельствах основания удержания министерством денежного обеспечения исполнения спорного контракта в сумме 229 468 руб. отсутствуют. Иск в части требования об обязании министерства возвратить обществу обеспечение исполнения государственного контракта в указанной сумме подлежит удовлетворению.
Требование о взыскании неустойки в сумме 4 161 руб. за просрочку возврата суммы обеспечения в период с 5 апреля 2013 года по 11 июня 2013 года удовлетворению не подлежит в силу следующего.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге" после расторжения договора, из которого возникли обязательства, обеспеченные залогом, залог продолжает обеспечивать те из них, которые не были исполнены и не прекращаются при расторжении такого договора (например, основная сумма долга и проценты по кредитному договору, задолженность по выплате арендной платы). В силу изложенного спорный залог существовал до прекращения обеспеченного залогом обязательства по уплате неустойки за просрочку выполнения работ по контракту. Поскольку данное обязательство прекратилось зачетом требований по первоначальному и встречному искам, постольку основания для возврата министерством суммы обеспечения в заявленный обществом период взыскания неустойки (с 15 марта 2013 года по 11 июня 2013 года) отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении искового требования в части неустойки, начисленной на сумму обеспечения исполнения спорного контракта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в обжалуемой части как принятое при неправильном применении норм материального права.
Поскольку присужденная обществу по первоначальному иску сумма увеличена на сумму обеспечения исполнения контракта в размере 229 468 руб., постольку подлежащая взысканию с министерства в пользу общества в результате зачета требований по первоначальному и встречному искам сумма задолженности подлежит увеличению до 2 487 542 руб. 53 коп.
При распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины апелляционный суд установил следующее.
Сумма исковых требований по первоначальному иску в результате изменения обществом их размера в соответствии со статьей 49 АПК РФ составила 2 582 152 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины при указанной цене иска составляет 35 910 руб. 76 коп.
При подаче искового заявления обществом была уплачена государственная пошлина в сумме 35 749 руб. 21 коп. (платежное поручение N 211 от 19 апреля 2013 года). Государственная пошлина в части 161 руб. 55 коп. в федеральный бюджет уплачена не была.
Поскольку по результатам рассмотрения апелляционной жалобы первоначальный иск удовлетворен в части, составляющей 99,84% % от суммы заявленных по нему требований, постольку на основании части 1 статьи 110 АПК РФ с министерства в пользу общества подлежат взысканию понесенные последним судебные расходы по уплате государственной пошлины по первоначальному иску в сумме 35 692 руб. 01 коп.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 20.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", неуплаченная истцом в федеральный бюджет государственная пошлина по первоначальному иску в сумме 161 руб. 55 коп. подлежит взысканию в федеральный бюджет со сторон пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку первоначальный иск удовлетворен в части, составляющей 99,84% от суммы заявленных по нему требований, постольку на основании изложенного с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по первоначальному иску в сумме 26 коп. (161 руб. 55 коп. х 0,16%) С учетом того, что с общества подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина по встречному иску в сумме 1 500 руб. 31 коп., постольку общая сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию в федеральный бюджет с общества составляет 1 500 руб. 57 коп.
Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ министерство как орган исполнительной власти освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, постольку неуплаченная обществом сумма государственной пошлины по первоначальному иску в части, пропорциональной удовлетворенным требованиям, а также государственная пошлина по встречному иску в части, пропорциональной отказанным требованиям, не подлежит взысканию с министерства в доход федерального бюджета.
Поскольку общество просило изменить судебный акт в части отказа в удовлетворении требований в общей сумме 233 629 руб., а данные требования удовлетворены в сумме 229 468 руб., постольку на основании частей 1, 5 статьи 110 АПК РФ с министерства в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 964 руб. 40 коп.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 сентября 2013 года в редакции определения от 16 сентября 2013 года в обжалуемой части изменить.
Дополнить абзац второй резолютивной части решения суда вторым предложением следующего содержания "Обязать Министерство транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) возвратить закрытому акционерному обществу "ОЗОН" (ИНН 6167038010, ОГРН 1026104144550) обеспечение исполнения государственного контракта N 2012.110612-ГК от 31 августа 2012 года в сумме 229 468 руб.".
Изменить решение суда первой инстанции в части абзаца второго резолютивной части решения суда, увеличив подлежащую взысканию с Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) в пользу закрытого акционерного общества "ОЗОН" (ИНН 6167038010, ОГРН 1026104144550) сумму расходов по уплате государственной пошлины по первоначальному иску до 35 692 руб. 01 коп.
Изменить решение суда первой инстанции в части абзаца восьмого резолютивной части решения суда, увеличив подлежащую взысканию в пользу закрытого акционерного общества "ОЗОН" (ИНН 6167038010, ОГРН 1026104144550) с Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) в результате зачета требований по первоначальному и встречному искам сумму задолженности до 2 487 542 руб. 53 коп., сумму расходов по уплате государственной пошлины до 35 692 руб. 01 коп.
Изменить решение суда первой инстанции в части абзаца девятого резолютивной части решения суда, увеличив подлежащую взысканию с закрытого акционерного общества "ОЗОН" (ИНН 6167038010, ОГРН 1026104144550) в доход федерального бюджета государственную пошлину до 1 500 руб. 57 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) в пользу закрытого акционерного общества "ОЗОН" (ИНН 6167038010, ОГРН 1026104144550) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 964 руб. 40 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8086/2013
Истец: ЗАО "Озон"
Ответчик: Министерство транспорта Ростовской области
Третье лицо: Министерство транспорта Ростовской области