г. Вологда |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А05-6153/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Искательского муниципального унитарного предприятия "Посжилкомсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 августа 2013 года по делу N А05-6153/2013 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048302302927; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Искательскому муниципальному унитарному предприятию "Посжилкомсервис" (далее - Предприятие) о взыскании 2 543 606 руб. 91 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления общества с ограниченной ответственностью "СтройУниверсал" (далее - ООО "СтройУниверсал", Общество) на полигоне Предприятия в период с 4 квартала 2007 года по 1 квартал 2011 года (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СтройУниверсал".
Решением суда требования удовлетворены частично. С Предприятия взыскано в доход бюджета соответствующего уровня 105 397 руб. 33 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года и 1 квартал 2011 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в течении всего спорного периода все его контрагенты, в том числе и Общество, самостоятельно вносили плату за размещение отходов производства и потребления, так как исходили из того, что внесение такой платы является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка от 05.12.2005 администрацией муниципального образования "Рабочий поселок Искателей" передан Предприятию, имеющему лицензию от 25.02.2004 N 83М04/0048/Л на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, в аренду земельный участок в целях использования под полигон твердых, жидких и промышленных отходов.
На основании соответствующих лицензий ответчик в период с третьего квартала 2007 года по первый квартал 2011 года осуществлял специализированный вид деятельности по приему, размещению и утилизации хозяйственно-бытовых и промышленных отходов четвертого класса опасности, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности ООО "СтройУниверсал", на основании заключенного с ним договора N 81/Сю-07 на приемку, размещение и утилизацию отходов на территории свалки от 26.07.2007.
Согласно расчетам Общества за негативное воздействие на окружающую среду масса размещенных отходов производства и потребления в третьем квартале 2007 года составила 2,5 тонн, в четвертом квартале 2007 года - 21 тонну, в первом квартале 2008 года - 115 тонн, во втором квартале 2008 года - 130,5 тонны, в третьем квартале 2008 года - 12,75 тонны, в четвертом квартале 2008 года - 11,25 тонны, в первом квартале 2009 года - 12,25 тонны, во втором квартале 2009 года - 0 тонн, в третьем квартале 2009 года - 39,25 тонны, в четвертом квартале 2009 года - 46,75 тонны, в первом квартале 2010 года - 10,75 тонны, во втором квартале 2010 года - 24,5 тонны, в третьем квартале 2010 года - 13,5 тонны, в четвертом квартале 2010 года - 16,5 тонны, в первом квартале 2011 года - 18 тонн.
За указанный период третьим лицом перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 616 451 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2012 по делу N А05-13870/2011 удовлетворен иск Общества о возврате 2 646 317 руб. 83 коп. излишне перечисленных платежей. Платежным поручением от 25.05.2012 N 181863 сумма излишне уплаченных в бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 646 317 руб. 83 коп. возмещена ООО "СтройУниверсал".
Управление направило Предприятию требование от 08.04.2013 N 609 об уплате 2 646 317 руб. 83 коп. за размещение отходов ООО "СтройУниверсал" на полигоне Предприятия за период с 3 квартала 2007 года по 1 квартал 2011 года, применив при расчете платы пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.
Отклонение требования Предприятием явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).
Действие Порядка N 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка N 632).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в период с третьего квартала 2007 года по первый квартал 2011 года осуществляло специализированную предпринимательскую деятельность в специально оборудованном месте (полигоне) по размещению отходов производства и потребления, полученных от Общества, в результате которой оказывалось негативное воздействие на окружающую среду.
ООО "СтройУниверсал" не осуществляло самостоятельную деятельность по размещению отходов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В связи с этим Предприятие обязано было вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Апелляционный суд полагает, что с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов Общества на своем полигоне за период с четвертого квартала 2007 года по четвертый квартал 2009 года не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном постановлении признал положения статьи 16 Закона N 7-ФЗ и Постановления N 632, на основании которых в системе действующего правового регулирования определяются элементы обложения публично-правовым платежом в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированными организациями не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.
Указанный вывод Конституционного Суда Российской Федерации обусловлен позицией, выраженной им в постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 года N 8672/08 выражена правовая позиция, согласно которой субъектом платы за размещение отходов является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, оказание же ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Следовательно, с учетом оснований по которым Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статьи 16 Закона об охране окружающей среды и Порядок определения платы, на основании которых в системе действующего правового регулирования определяются элементы обложения публично-правовым платежом в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированными организациями не соответствующими Конституции Российской Федерации, выраженная им правовая позиция распространяется и на отношения, возникшие и до 2009 года.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов Общества на своем полигоне за период с четвертого квартала 2007 года по четвертый квартал 2009 года взысканию с Предприятия не подлежит.
Расчет размера платы за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года и 1 квартал 2011 года проверен судом первой инстанции и признан необоснованным в части применения пятикратного повышающего коэффициента.
Конституционный Суд Российской Федерации при проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в постановлении от 05.03.2013 N 5-П пришел к выводу о том, что в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, в нарушение статей 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.
В связи с изложенным Конституционный Суд Российской Федерации постановил впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Материалы рассматриваемого дела не свидетельствуют о наличии каких-либо злоупотреблений со стороны Предприятия, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов. Конкретных доводов со ссылкой на представленные доказательства Управлением не приведено.
С учетом изложенного Арбитражный суд Архангельской области пришел к правильному выводу об обоснованности требования Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года и 1 квартал 2011 года в общей сумме 105 397 руб. 33 коп., признав в рассмотренном случае необоснованным применение Управлением пятикратного повышающего коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 августа 2013 года по делу N А05-6153/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Искательского муниципального унитарного предприятия "Посжилкомсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6153/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу
Ответчик: Искательское МУП "Посжилкомсервис"
Третье лицо: ООО "СтройУниверсал"