город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2013 г. |
дело N А32-11567/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод": представитель по доверенности от 09.01.2013, Пацева Ю.И., паспорт
от Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу: представитель по доверенности от 27.12.2012, Горбанев А.С., удостоверение N 233,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу и общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2013 по делу N А32-11567/2013, принятое судей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод"
к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - управление, административный орган) об отмене постановления от 18.03.2013 г. N 07-10/23 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о наличии в деянии общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, установив, что административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, признал оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Полагает, что организации, осуществляющие деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, представляют декларации по формам приложения N 3,4,6,7,8. Также в жалобе административный орган указывает на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.
Общество также оспорило решение суда первой инстанции в порядке апелляционного производства. В жалобе просит изменить мотивировочную часть оспариваемого судебного акта, исключив следующий абзац: "Исходя из анализа названной нормы права следует, что обязанность отражения возврата продукции в приложении N 6 возникает у организаций оптовой и розничной торговли, то есть согласно настоящему делу об административном правонарушении у контрагентов ООО "Тихорецкий пивоваренный завод". В тоже время, согласно п. 9.6 Порядка сведения о возвратах продукции от получателей указываются в декларации N7 в соответствии с вышеуказанным порядком заполнения. Таким образом, ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" обязано отразить возврат продукции от покупателей в декларации по форме N7, однако указанная форма декларации обществом представлена не была" и включив следующие абзацы: "Управлением не доказан факт наличия у общества обязанности представлять декларацию N7, и основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ у административного органа отсутствовали"; "Материалами дела подтверждается, что постановление вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В остальной части решение Арбитражного суда краснодарского края от 26 сентября 2013 года по делу N А32-115672013 общество просит оставить без изменения.
В отзыве на жалобу управления общество указало, что жалоба подана лицом, не имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства, а также указало на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствии оснований для подачи деклараций с нулевыми показателями.
Доводы отзыва управления на апелляционную жалобу общества повторяют доводы апелляционной жалобы административного органа.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, не согласившись с апелляционной жалобой Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, не согласившись с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод" по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022303185607, ИНН 2321012019, основным видом деятельности является производство пива.
Управлением 05.02.2013 по результатам анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представленных ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" за 4 квартал 2012 года, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 07-10/23.
В ходе административного расследования установлено, что обществом при осуществлении деятельности по оптовой торговле пива и пивных напитков, допущено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством срок (до 21.01.2013) деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (по формам Приложений N N 4,7 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815) (далее - Правила представления деклараций) за 4 квартал 2012 года.
ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" в процессе осуществления деятельности по производству пива и пивных напитков допущено также нарушение, выразившееся во включении заведомо искаженных данных в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 4 квартал 2012 года, а именно:
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам) ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" не отражена поставка алкогольной продукции (пива) (код вида продукции 500) в адрес ИП Костюниной Е.Л. ИНН 616851084361 по товарно-транспортной накладной (ТТН) N 6150 от 27.11.2012 в объеме 137,5 дал., сведения о которой содержатся в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (по форме Приложения N 12 к Правилам) ИП Костюниной Е.Л. и подтверждаются актом сверки между ИП Костюниной Е.Л. и ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" за период с 03.10.2012 по 31.12.2012, а также пояснениями ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" (исх.N 160 от 15.02.2013 г.).
В ходе административного расследования установлено, что в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам) ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" по ТТН N 6150 от 27.11.2012 в объеме 137,5 дал отражена отгрузка пива в адрес ИП Роднова Н.А. 233700254635. Фактически указанная выше отгрузка пива в адрес ИП Роднова Н.А. ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" не производилась, что подтверждается пояснениями ИП Роднова Н.А. 233700254635 (вх.N с3-1588 от 04.03.2013 г.)
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам) ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" не отражена поставка алкогольной продукции (пива) (код вида продукции 500) в адрес ИП Панасенко Д.В. ИНН 230555753599 в объеме 1818,5 дал, в том числе по ТТН N 5312 от 02.10.2012 в объеме 850,8 дал, ТТН N 5760 от 31.10.2012 в объеме 557,6 дал, по ТТН N 6156 от 27.11.2012 в объеме 410,1 дал., сведения о которой содержатся в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (по форме Приложения N 12 к Правилам) ИП Панасенко Д.В. ИНН, и подтверждаются актом сверки между ИП Панасенко Д.В. и ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" за период с 01.10.2012 по 31.12.2012, а также пояснениями ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" (исх.N 160 от 15.02.2013);
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам) ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" отгрузка пива в общем объеме 1818,5 дал по вышеуказанным ТТН отражена в адрес ИП Роднова Н.А. (ИНН 233700254635) (ТТН N 5760 от 31.10.2012 г. в объеме 557,8 дал, ТТН N6156 от 27.11.2012 г. в объеме 410,1 дал), ИП Валекжаниной Т.И. (ИНН 23120085029) по ТТН N5312 от 02.10.2012 в объеме 850,8 дал. Фактически указанная выше отгрузка пива в адрес ИП Роднова Н.А. и ИП Валекжаниной Т.И. ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" не производилась;
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам) ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" не отражена поставка алкогольной продукции (пива) (код вида продукции 500) в адрес ИП Хижняк Л.И. ИНН 232103874190 в объеме 746,6 дал., в том числе по ТТН N 5730 от 30.10.2012 г. в объеме 295,1 дал, по ТТН N 5747 от 31.10.2012 в объеме 451,5 дал, сведения о которой содержатся в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (по форме Приложения N 12 к Правилам) ИП Хижняк Л.И. и подтверждаются пояснениями ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" (исх.N 160 от 15.02.2013);
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам) ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" поставка пива по вышеуказанным ТТН отражена в адрес ИП Лупеко Н.Б. ИНН 771505348990. Фактически указанная выше отгрузка пива в адрес ИП Лупеко Н.Б. ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" не производилась.
- в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 3 к Правилам) в графе 6 "Возврат продукции" раздела "Поступление" отражен возврат алкогольной продукции от покупателей в общем объеме 36,0 дал, однако данный возврат отражен обществом как возврат поставщикам в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам).
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо управления составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 18.03.2013 N 07-10/23 (прил. 1 л.д. 16-20).
Постановлением от 18.03.2013 N 07-10/23 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей (прил. 1 л.д. 2-12).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Диспозиция статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в уклонении от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо включении в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.
Согласно пункту 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
28.08.2012 вступили в силу "Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815).
Перечень представляемых деклараций, состоящий из двенадцати форм деклараций, изложен в пункте 1 Правил N 815.
Согласно подпункту б) пункта 2 Правил N 815 декларации, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - декларации), представляют, в том числе, организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок заполнения деклараций) утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231.
Пунктами 15 и 16 Правил N 815 установлено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным диодом, за 4 квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за учетным периодом, в электронной форме или на бумажных носителях.
Согласно материалам дела обществу вменено непредставление в срок деклараций по формам N 4 и N 7.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 815, организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4.
Из пункта 6.1 Порядка N 231 следует, что декларация N 4 об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняется организациями, осуществляющими закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 815 организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Из пункта 9.1 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (Утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. N 231) следует, что декларация N 7 об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняется организациями, осуществляющими:
закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции;
использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд;
закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции либо используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции.
Как уже было указано выше, общество осуществляет деятельность по производству пива.
Общество в обоснование своих требований и возражений ссылается на то, что не относится к категории лиц, указанных в пункте 6 Правил, поскольку общество закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции в 2012 году не осуществляло.
Вместе с тем, в материалы дела, в том числе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции административным органом представлены доказательства поставки в отчетный период (12.11.2012 и 02.11.2012) в адрес общества спиртосодержащей пищевой продукции (код вида продукции 350).
При таких обстоятельствах, ссылка общества на отсутствие у него обязанности по представлению декларации по форме N 4 подлежит отклонению.
Осуществляя деятельность по производству пива, и закупая спиртосодержащую пищевую продукцию, общество обязано осуществлять учет и декларирование объема производства и (или) оборота продукции, в том числе, по форме согласно приложению N 7.
Поскольку декларации по форме согласно приложениям N 4 и N 7 за 4 квартал 2012 года обществом представлены не были, то в деянии общества усматривается событие вмененного ему административного правонарушения.
Апелляционную жалобу общества, таким образом, надлежит отклонить.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в том, что оно располагало необходимой информацией и реальной возможностью (наличием первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона N 171-ФЗ по представлению деклараций N 4 и N 7 в установленный срок.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о данному эпизоду.
Как следует из материалов дела, обществу было также вменено искажение сведений в декларации.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Искажение данных в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производных мощностей за 4 квартал 2012 (по форме приложения N 6 к Правилам) по ИП Роднову Н.А., по ИП Панасенко Д.В., по ИП Хижняк Л.И. и др. подтверждается материалами административного производства, в том числе, письмами самого общества (прил. 1 л.д. 42-45, 64), в которых оно указывает на наличие опечаток, отсутствие разъяснений порядка исправления опечаток.
Вместе с тем, в пункте 20 Правил N 815 определено, что при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии). Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Доказательств представления обществом корректирующей декларации материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны вмененного ему правонарушения по указанному эпизоду.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, по мнению суда апелляционной инстанции, вина общества в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается названными выше доказательствами, поскольку при достаточной степени заботливости и осмотрительности общество, ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона, могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усмотрел в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения, доказательств исключительности правонарушения в деле не имеется.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не пропущен.
Довод о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности подлежит отклонению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
На основании статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В пунктах 24 и 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП Российской Федерации не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 714/10 также указано, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не содержится конкретных требований о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае, о возбужденном административном производстве общество было уведомлено надлежащим образом, ознакамливалось с материалами административного дела, давало свои пояснения.
Направляемая управлением по юридическому адресу общества заказная корреспонденция, согласно информации, полученной с официального сайта "Почта России", в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", на дату совершения соответствующих процессуальных действий адресату не вручалась в связи с отказом последнего от получения (прил. 1 л.д. 48, 52).
11.03.2013 общество в адрес управления направило письмо с пояснениями относительно существа выявленного правонарушения (прил.1 л.д. 42-45).
Уведомить общество 14.03.2013 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении управлению не удалось, что подтверждается телефонограммой, в соответствии с которой номер вызываемого абонента, указанный в качестве номера для связи с обществом в выписке из ЕГРЮЛ, не отвечает (прил.1 л.д. 40).
Согласно телефонограмме от 15.03.2013 номер вызываемого абонента также не отвечал (прил.1 л.д. 39).
В тот же день, 15.03.2013, управление направило в адрес общества срочные телеграммы о необходимости явки в указанное время и место для составления протокола (прил.1 л.д. 32) и рассмотрения материалов административного производства (прил.1 л.д. 35)
В отчете от 16.03.2013 сообщалось, что направленная телеграмма от 15.03.2013 будет доставлена руководителю общества в выходные дни.
Отчетами от 18.03.2013 подтверждено вручение 18.03.2013 направленных управлением телеграмм секретарю общества в 10 час. 15 мин.
Факсимильным сообщением от 18.03.2013 N 249 общество подтвердило получение в 10 час. 00 мин. телеграмм и просило перенести составление протокола и рассмотрение дела на более поздний срок (прил.1 л.д. 29).
Определениями от 18.03.2013 управление отказало в удовлетворении ходатайств, составило протокол и рассмотрело дело в отсутствие представителя общества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган предпринял все меры по надлежащему заблаговременному извещению общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Неявка надлежащим образом уведомленного лица, привлекаемого к административной ответственности, к назначенному времени для составления протокола и рассмотрения материалов административного производства и вынесения постановления не является процессуальным препятствием для совершения данного процессуального действия в его отсутствие.
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как следует из материалов, управлением были рассмотрены заявленные обществом ходатайства, дана оценка заявленным ранее обществом пояснениям относительно существа выявленного правонарушения.
Таким образом, права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае нарушены не были.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений требований статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела таможней в данном конкретном деле не допущено.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что апелляционная жалоба управления подана лицом, не имеющим право на обжалование, проверен апелляционным судом и отклоняется как не нашедший подтверждения. Апелляционная жалоба подана от имени административного органа и подписана лицом, действующим от имени административного органа на основании доверенности.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции надлежит отменить, апелляционную жалобу управления - удовлетворить, поскольку событие и состав вменяемого обществу правонарушения материалами дела подтверждается, процессуальных нарушений, по мнению апелляционного суда, управлением не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2013 по делу N А32-11567/2013 отменить. В удовлетворении заявления отказать. В удовлетворении апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11567/2013
Истец: ООО "Тихорецкий пивоваренный завод"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО