г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А56-45033/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Глазкова Е.Г., Копыловой Л.С.
при ведении протокола судебного заседания: Нартикоевой З.С.
при участии:
от истца (заявителя): Жихор О.А. по доверенности от 11.01.2013
от ответчика: Иванова О.В. по доверенности от 10.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23449/2013) общества с ограниченной ответственностью "Гигиена-Север"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2013 по делу N А56-45033/2013 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гигиена-Север"
к Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу
о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гигиена-Север" (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Асто", выразившееся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ООО "Асто".
Решением от 20.09.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Гигиена-Север" просит данный судебный акт отменить, как незаконный, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, содержание представленного ООО "Асто" в инспекцию ликвидационного баланса нарушают положения части 5 статьи 63 ГК РФ, поскольку баланс был сдан до завершения расчетов с кредиторами. Ликвидатор, утверждая данный баланс, не мог не знать о предъявленных ООО "Гигиена-Север" требованиях о взыскании задолженности. При наличии спора в арбитражном суде, сведения о чем являются открытыми, совершение действий по ликвидации общества "Асто" без уведомления кредитора является злоупотреблением правом и ликвидация общества совершена с нарушением требований закона. Ликвидация общества лишает заявителя права на удовлетворение своих требований.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Представитель общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Документы, дополнительно приложенные к апелляционной жалобе заявителем, в том числе дублирующего характера, не приобщены к материалам дела в силу положений статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается следующее.
Инспекция на основании представленных ООО "Асто" документов, в том числе и ликвидационного бухгалтерского баланса по состоянию на 26.04.2013, приняла решение от 29.05.2013 N 71192А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Асто" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО "Асто".
Обращаясь в суд с настоящим требованием, ООО "Гигиена-Север" указало на то, что при проведении ликвидации не был соблюден установленный статьей 61-64 ГК РФ порядок ликвидации, поскольку общество с ограниченной ответственностью "Гигиена-Север", как кредитор указанного ликвидируемого лица, не было уведомлено об инициировании ликвидации юридического лица, у которого имеется задолженность перед заявителем в общей сумме 370 230,88 рублей, которая установлена судебными актами, принятыми по делу А56-65046/2012. В материалы дела представлены решение Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 и исполнительный лист АС 004429116, выданный 08.05.2013, сведений о погашении взысканной судом задолженности представлено не было.
Суд первой инстанции посчитал требования заявителя подлежащими отклонению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав заявителя жалобы, представителя инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.
Исходя из положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 определена правовая позиция, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, следовательно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как следует из материалов дела, на момент составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса заявитель являлся кредитором ООО "Асто". Информация о нахождении в Арбитражном суде г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области дела по иску заявителя о взыскании задолженности, то есть о наличии требований заявителя, была известна ликвидатору, поскольку заявителем апелляционной жалобы являлось ООО "Асто". Так, решение по делу А56-65046/2012 принято 21 декабря 2012 года, постановление апелляционного суда об оставлении решения без изменения вынесено 02 апреля 2013 года. При этом решение о ликвидации ООО "Асто" было принято единственным участником ООО "Асто" 07.02.2013, решением от 25.04.2013 был утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а решением от 26.04.2013 был утвержден ликвидационный баланс ООО "Асто".
Апелляционный суд признает, что ликвидатор ООО "Асто", ранее являвшийся единственным участником указанного общества, был осведомлен о том, что заявитель является кредитором ликвидируемого общества.
Доказательств погашения задолженности перед заявителем по неисполненному гражданско-правовому обязательству в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается, что ликвидационный баланс ООО "Асто" содержал сведения об отсутствии кредиторской задолженности заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ликвидационный баланс ООО "Асто" содержал недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что представление ликвидационного баланса, не содержащего каких-либо сведений о кредиторе и о наличии перед ним обязательств, надлежит рассматривать в качестве злоупотребления правом со стороны ликвидатора. В связи с процедурой обжалования в апелляционном порядке принятого судебного акта о взыскании с ликвидируемого должника денежных средств, ликвидатору надлежало дождаться результата обжалования, а также уведомить регистрирующий орган о наличии притязаний кредитора, с целью недопущения преждевременного принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица. В свою очередь, регистрирующему органу также следовало предпринять действия, направленные на получение достоверных сведений о ликвидируемом юридическом лице, вплоть до приостановления процедуры ликвидации либо отказа в ликвидации, в том числе меры по тщательной проверке данных баланса и по установлению обстоятельств, препятствовавших завершению добровольной процедуры ликвидации юридического лица.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований считать прекращенной деятельность ООО "Асто" в связи с добровольной ликвидацией не имеется.
Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, оспариваемое решение следует признать недействительным как несоответствующее Закону о государственной регистрации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований в полном объеме.
Статьей 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку в материалах дела имеется платежное поручение N 1159 от 17.07.2013 об оплате госпошлины по заявлению, то с ответчика в пользу заявителя надлежит взыскать 2000 руб. в счет возмещения понесенных расходов в связи с обращением в суд. Вместе с тем, поскольку общество не представило оригинал платежного поручения N 1609 от 14.10.2013, о чем было указано в определении апелляционного суда от 28.10.2013, то в отсутствие надлежащих доказательств несения расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе, апелляционный суд не разрешает вопрос о распределении расходов по апелляционной жалобе. Данный вопрос может быть разрешен заинтересованным лицом в заявительном порядке в соответствии с положениями статьи 112 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2013 по делу N А56-45033/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение от 29.05.2013 за N 71192А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Асто" (место нахождения: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 75-77, литер Б, ОГРН 1089847057849), выразившееся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ООО "Асто" за ГРН 6137847734843 от 29.05.2013.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гигиена-Север" (ОГРН 1037821004319, 196627, Санкт-Петербург г, Шушары п., Московское ш., 235, лит.А) 2000 руб. - в счет возмещения расходов по оплате госпошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45033/2013
Истец: ООО "Гигиена-Север"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N15 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1531/14
04.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1531/14
13.12.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23449/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45033/13