город Омск |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А46-8320/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8941/2013) индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича на решение Арбитражного суда Омской области от 06.09.2013 по делу N А46-8320/2013 (судья Яркова С.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича (ОГРНИП 311553522300020, ИНН 553502432580)
к 1) Территориальному отделу надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области; 2) Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
об отмене постановлений по делам об административных правонарушениях N 152 от 27.06.2013, N 156 от 28.06.2013
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича - Олина Ирина Юрьевна (паспорт, по доверенности N 2-12 от 01.01.2013 сроком действия на один год);
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Василевский Тимофей Николаевич (удостоверение, по доверенности N 15756-11-1 от 26.11.2012 сроком действия по 31.12.2013).
от территориального отдела надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
индивидуальный предприниматель Скидченко Владимир Владимирович (далее - ИП Скидченко В.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений территориального отдела надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - Отдел надзорной деятельности, административный орган, заинтересованное лицо) от 27.06.2013 N 152 и от 28.06.2013 N 156 о назначении административного наказания.
Определением суда от 06.08.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Главное управление).
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.09.2013 по делу N А46-8320/2013 в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича отказано.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что предпринимателем арендуется только часть подвального помещения, не установлено кем и на каких правовых основаниях использовалась остальная площадь помещения, где именно имели место выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Податель жалобы считает, что указанные административным органом нарушения не позволяют сделать однозначный вывод о том, где они обнаружены, в связи с чем считает недоказанным событие административного правонарушения.
При проведении проверки предприниматель не присутствовал, акт проверки составлен без предпринимателя. Податель жалобы утверждает, что ни распоряжение о проведении проверки, ни акт проверки ему для ознакомления представлены не были. Протокол осмотра не составлялся.
Административный орган в один день проводил проверку на объекте, в которой установил разные административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена по одной статье КоАП РФ, что является нарушением действующим законодательством.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя Отдела надзорной деятельности, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От Главного управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ИП Скидченко В.В. поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель на вопрос суда пояснил, что индивидуальный предприниматель Скидченко В.В. арендовал 260 кв.м, и часть из этих 260 кв. м передал в субаренду продавцам, которые там занимаются торговой деятельностью.
Представитель Главного управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, выступил с пояснениями.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
28.02.2013 между ИП Скидченко В.В. (арендатор) и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, город Тара, улица Ленина, дом 98 (арендодатели) заключён договор аренды нежилого помещения, по условиям которого арендодатели предоставляют арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое помещение, являющееся общим имуществом многоквартирного дома, расположенное в цокольном этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, город Тара, улица Ленина, дом 98 - полуподвал. Площадь помещения составляет 261 кв.м. Площадь торговая составляет 197 кв.м (исключены бойлерная, общий проход, пожарный выход).
Тарской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области 06.06.2013 в 11-00 проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности в деятельности предпринимателя в помещениях торгового комплекса "Центральный", расположенного по адресу: Омская область, город Тара, улица Ленина, дом 98.
В ходе проведения контрольных мероприятий было установлено:
- на входной лестнице отсутствуют перила;
- помещения торгового комплекса не оборудованы автоматической установкой пожаротушения;
- дверь центрального входа открывается не по направлению эвакуации из здания;
- на путях эвакуации из помещений торгового зала в месте перепада высоты отсутствуют пандусы с клоном не более 1:6;
- в помещениях торгового комплекса отделка стен, потолка и пола выполнена отделочными материалами с неизвестными показателями пожарной опасности;
- в помещениях торгового комплекса эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- в помещениях торгового комплекса отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны;
- отсутствует договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности;
- руководитель не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму;
- допускаются к работе сотрудники, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности;
- не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности.
Указано на нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; Строительных норм и правил Российской Федерации "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", принятых Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.06.2003 N 10; Свода правил СП-1.13130-2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; Норм пожарной безопасности "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий от 18.06.2003 N 315; Строительных норм и правил "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введённых в действие Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7.
По результатам проверки Тарским межрайонным прокурором в рамках предоставленных полномочий в отношении предпринимателя 20.06.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении N 4013 по факту совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании указанного постановления административным органом приняты оспариваемые постановления N 152 и N 156, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и на заявителя наложено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в общей сумме 36 000 руб.
Полагая, что отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
06.09.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что его необходимо изменить на основании следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требовании пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьёй 37 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
При этом пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации наделяет собственника имущества правом передачи другим лицам права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 приводимого кодекса).
Как правильно указал суд первой инстанции, к лицам, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (в ограниченном виде) в соответствии со статьями 606, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и арендаторы.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
В материалах дела имеется договор аренды нежилого помещения от 28.02.2012, заключенный между предпринимателем (арендатор) и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, г.Тара, ул. Ленина, д. 98.
В силу пункта 2.1 договора, предметом договора является - торговая площадь 197 кв.м. (исключены бойлерная, общий проход, пожарный выход).
Как указано в пункте 5.1 арендодатели имеют право требовать от арендатора содержать нежилое помещение в технически исправном и надлежащем состоянии.
Учитывая вышеуказанное, а также условия договора аренды, апелляционный суд приходит к выводу, что предприниматель, являясь арендатором помещений по договору аренды, может быть привлечён к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, что соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие об обращении предпринимателя в адрес арендодателя с предложением привести объект аренды в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) настоящий Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены СНиП 21-01-97*. "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Строительные нормы и правила Российской Федерации "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", приняты Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.06.2003 N 10; Свод правил СП-1.13130-2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171; Нормы пожарной безопасности "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий от 18.06.2003 N 315.
Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ требования перечисленных нормативных правовых актов являются обязательными для применения при эксплуатации зданий.
В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности, которые отражены в постановлениях о назначении административного наказания от 27.06.2013 N 152 и от 28.06.2013 N 156.
Фактически выявленные нарушения предпринимателем не оспариваются.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт существования выявленных нарушений подтверждается материалами дела: постановлениями о возбуждении дела об административном правонарушении N 4013 от 20.06.2013, договором аренды нежилого помещения от 28.02.2012, объяснением Скидченко В.В., постановлениями о назначении административного наказания от 27.06.2013 N 152 и от 28.06.2013 N 156 и другими доказательствами.
Податель жалобы считает, что указанные административным органом нарушения не позволяют сделать однозначный вывод о том, где они обнаружены, в связи с чем считает недоказанным событие административного правонарушения.
Указанный довод апелляционный судом отклоняется.
ИП Скидченко В.В. указывает, что постановления о назначении административных наказаний содержат формулировку, не позволяющую определить конкретное место совершения административного правонарушения:
- на входной лестнице отсутствуют перила - в подвал здания имеется один центральный вход, у входной двери которого имеется лестница и должна быть оборудована перилами;
- помещения торгового комплекса не оборудованы автоматической установкой пожаротушения - все помещения торгового комплекса должны быть оборудованы автоматической установкой пожаротушения;
- дверь центрального входа открывается не по направлению эвакуации из здания - у данного торгового комплекса, расположенного в подвале пятиэтажного здания жилого дома имеется только один центральный вход, дверь которого открывается не по направление эвакуации из здания;
- на путях эвакуации из помещений торгового зала в месте перепада высоты отсутствуют пандусы с уклоном не более 1:6 - эвакуационные выходы расположены в противоположных частях подвала, так что эвакуироваться на случай пожара можно либо через центральный выход, либо в противоположную сторону через второй эвакуационный выход, совмещенный с подъездом жилого дома, и при любом направлении движения имеются перепады высот;
- в помещениях торгового комплекса отделка стен, потолка отделочными материалами с неизвестными показателями пожарной опасности помещениях торгового комплекса допускается отделка стен, потолка и пола неизвестными показателями пожарной опасности;
- в помещениях торгового комплекса эксплуатируются светильники со снятыми (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника - в помещениях торгового комплекса на светильниках отсутствуют колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильника.
Указанные пояснения изложены административным органом в отзыве на апелляционную жалобу, которые приняты судом ко вниманию и фактически предпринимателем не опровергнуты.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что предпринимателем арендуется только часть подвального помещения, не установлено кем и на каких правовых основаниях использовалась остальная площадь помещения, где именно имели место выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из того, что согласно условиям договора (пункт 2.1) общая площадь помещения составила 261 кв.м., торговая площадь составила 197 кв.м. (исключены бойлерная, общий проход, пожарный выход).
Таким образом, изначально предпринимателю передавалось всё подвальное помещение, при этом торговая площадь составила 197 кв.м.
Представитель предпринимателя Скидченко В.В. пояснил, что предприниматель арендовал часть подвала.
Доказательств того, что часть помещений передано в субаренду иным лицам ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, все выявленные нарушения обнаружены в помещениях, которое полностью арендованы предпринимателем. При отсутствии доказательств договоров субаренды ответственность не может снята с указанного лица. Доказательств иного в материалах дела не имеется.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств того, что предпринимателем были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Принимая во внимание, что ИП Скидченко В.В., являющимся лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на территории и в помещениях, расположенных по означенному адресу, были допущены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4. КоАП РФ.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на процессуальные нарушения: при проведении проверки предприниматель не присутствовал, акт проверки составлен без предпринимателя. Податель жалобы утверждает, что ни распоряжение о проведении проверки, ни акт проверки ему для ознакомления представлены не были. Протокол осмотра не составлялся.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, за исключением предусмотренных кодексом случаев.
При этом часть 1 статьи 28.4 означенного кодифицированного акта предусматривает, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.
При этом законодательство не обязывает прокурора на составление распоряжения о проведении проверки, акта проверки, а также не обязывает извещать о проведении проверки лица. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на прокурорскую проверку не распространяется.
По результатам проверки Тарским межрайонным прокурором в рамках предоставленных полномочий в отношении предпринимателя 20.06.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении N 4013 по факту совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 20.4 КоАП РФ.
Указанные действия прокурора соответствуют действующему законодательству, процессуальных нарушений апелляционным судом не выявлено.
Наличие правонарушений подтверждается иными доказательствами, имеющимися в деле.
Однако апелляционный суд считает, что решение суда подлежит изменению на основании следующего.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, определяющей особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При этом административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
При проведении одной проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, квалифицированные по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ; по факту нарушений вынесены два постановления о назначении административного наказания от 27.06.2013 N 152 и от 28.06.2013 N 156.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что ему правомерно назначено наказание за два совершенных им правонарушения.
Однако совершенные предпринимателем правонарушения охватываются одним противоправным бездействием, содержащим составы разных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При назначении предпринимателю административного наказания административный орган в данном случае обязан был руководствоваться правилами, предусмотренными частью 2, пункта 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ.
В связи с этим, следует признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности N 156 от 28.06.2013 о привлечении индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Приняв решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме, суд первой инстанции вынес незаконное решение, основанное на неправильном применении норм материального права.
В свою очередь, неправильное применение норм материального права в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для изменения судебного решения.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Омской области от 06.09.2013 по делу N А46-8320/2013 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявление индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области N 156 от 28.06.2013 о привлечении индивидуального предпринимателя Скидченко Владимира Владимировича к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8320/2013
Истец: ИП Скидченко Владимир Владимирович
Ответчик: Территориальный отдел надзорной деятьельности по Тарскому району Главного управления МЧС России по Омской облатси
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8941/13
26.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2243/14
24.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2243/14
13.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8941/13
06.09.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-8320/13