Открываем мини-отель
Открытие мини-гостиницы (отеля) - достаточно выгодный с точки зрения бизнеса проект, особенно в том случае, если под организацию малой гостиницы покупаются квартиры в жилых домах. Данный проект требует относительно небольших финансовых вложений (можно обойтись своими средствами, не привлекая заемные) и предполагает довольно быструю окупаемость, тем более что в настоящее время мини-отели востребованы клиентами (спрос превышает предложение). Однако на его реализацию требуются определенные усилия, поскольку покупка квартир и сдача их в аренду - это не совсем гостиничный бизнес. Для создания гостиницы нужно после приобретения жилых помещений перевести их в состав нежилого фонда, проведя необходимую перепланировку. На каждом этапе потребуется подготовка определенных пакетов документов. Что это за документы? Какие особенности жилого помещения необходимо учитывать, чтобы мечта (мини-отель) стала реальностью? Что может спустить с небес на землю? Итак, о том, как достичь успеха в организации малого гостиничного бизнеса, читайте в данной статье.
Что выбрать: жилое или нежилое?
У предприятия есть два пути организации своего бизнеса. Первый - накупить квартир (жилых помещений) и сдавать их в аренду, но только для проживания в них граждан, на основании соответствующих договоров. В этой ситуации переводить квартиры в нежилой фонд не надо. Они так и останутся в частном жилищном фонде (п. 1 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ). О том, что собственники жилых помещений могут предоставлять жилые дома, квартиры, комнаты во владение (пользование) гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании, сказано в ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, ст. 288 ГК РФ. Юридическое лицо, получившее жилое помещение в аренду, может использовать его исключительно для проживания в нем граждан (п. 2 ст. 671 ГК РФ). Как подчеркнул Минфин в Письме от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93, гражданское и жилищное законодательство не допускает не только использование жилого помещения юридическим лицом в предпринимательских целях, но и саму сдачу в аренду жилого помещения для иных целей, кроме как для проживания. Договор, согласно которому предназначение жилого помещения, сданного в аренду, - использование под офис, признают недействительным, а соответствующую сделку - ничтожной (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 2780/05, ФАС ЗСО от 24.11.2005 N Ф04-8366/2005(17135-А70-9)). Кроме того, собственника жилого помещения по решению суда могут обязать вернуть полученную сумму арендной платы в связи с необоснованным обогащением (Постановление ФАС ВВО от 24.12.2004 N А82-239/2002-Г/12). Ведь, как указано в п. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.
К сведению: жилым признается изолированное помещение, если оно является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ). Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, прописаны в специальном положении *(1). Это положение распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, расположенные на территории РФ, независимо от формы собственности, и не распространяется на жилые помещения, находящиеся в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию и постановка на государственный учет которых не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом.
Второй путь - опять же, приобрести квартиры, находящиеся, например, в одном из подъездов жилого дома и перевести их в нежилой фонд с перепланировкой под мини-гостиницу (отель). В таком случае организация сможет предоставить своим клиентам весь спектр возможных гостиничных услуг. Кроме того, будет обеспечена безопасность постояльцев.
Без перевода жилых помещений в нежилой фонд с перепланировкой на выходе получится "серая" (незарегистрированная) мини-гостиница. В этом случае организация потеряет значительное количество клиентов. Во-первых, в такой мини-гостинице не смогут остановиться командированные лица, поскольку им нужны финансовые документы для отчета по расходам на проживание. Во-вторых, будет упущен шанс сотрудничества с туристическими компаниями (многие туристы бронируют места в гостиницах через турфирмы). В-третьих, клиентов надо информировать о своем существовании, а рекламировать нелегальный бизнес достаточно проблематично.
Занимаемся покупкой квартир
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Так, при купле-продаже жилого помещения оформляется договор продажи недвижимости, который в соответствии с п. 2 ст. 558 ГК РФ подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Отсутствие государственной регистрации договора - причина признания договора недействительным, сделки - незаключенной и не влекущей юридических последствий, а правоотношений сторон - невозникшими (см., например, постановления ФАС ВВО от 06.07.2007 N А82-2082/2006-45, ФАС ДВО от 28.08.2007 N Ф03-А80/07-1/1095, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-829/2006(20347-А45-13)). Такие же последствия повлечет отсутствие в договоре продажи недвижимости данных, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, а также условий о цене этого имущества (ст. 554, 555 ГК РФ)*(2). В договоре возможно указание цены в рублевом эквиваленте суммы, определенной в иностранной валюте или условных денежных единицах (ст. 317 ГК РФ), цены за единицу площади (общая цена жилого помещения определяется исходя из его площади) (ст. 555 ГК РФ).
Государственной регистрации подлежит не только договор продажи недвижимости, но и переход права собственности на жилое помещение к покупателю (п. 1 ст. 551 ГК РФ). Причем отсутствие государственной регистрации перехода права собственности не служит основанием для признания договора недействительным. Просто до государственной регистрации перехода права собственности покупатель не может распоряжаться имуществом, так как право собственности сохраняется за продавцом. В свою очередь, последний после передачи недвижимого имущества покупателю*(3), но до государственной регистрации перехода права собственности также не может распоряжаться имуществом, поскольку оно является предметом выполненного им обязательства (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8). Поэтому факт совершения сделки купли-продажи недвижимости сам по себе не порождает у приобретателя права собственности на это имущество (Постановление ФАС ВВО от 12.10.2007 N А31-10585/2005-22).
Право собственности на жилое помещение возникает у покупателя с момента государственной регистрации (со дня внесения необходимых записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним) (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в суде (п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ*(4)). Если одна из сторон будет уклоняться от государственной регистрации перехода права собственности, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 ГК РФ). Это возможно в том случае, если сделка совершена в надлежащей форме (п. 3 ст. 165 ГК РФ, п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21). Так, к примеру, поступили судьи ФАС ВВО (Постановление от 08.05.2007 N А79-341/2006), ФАС ПО (Постановление от 08.05.2007 N А57-7278/06), ФАС ЦО (Постановление от 07.06.2007 N А14-4835/2006-188/32). В свою очередь, регистратор не может отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда (Постановление ФАС ВСО от 10.10.2007 N А19-2953/07-Ф02-7373/07).
Добавим, что решение вопроса о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество находится в исключительной компетенции суда также в том случае, если одна из сторон сделки ликвидирована до осуществления государственной регистрации. Это связано с тем, что, во-первых, регистрирующий орган при таких обстоятельствах не может осуществить государственную регистрацию, поскольку не наделен этим правом, во-вторых, в данном случае, исходя из сложившейся арбитражной практики, согласно правилу об аналогии закона, установленному п. 1 ст. 6 ГК РФ, применяются положения п. 3 ст. 551 ГК РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 27.05.2003 N 1069/03, ФАС ВСО от 12.10.2007 N А19-5310/07-Ф02-7490/07).
Остановимся более подробно на порядке государственной регистрации перехода права собственности на нежилое помещение, который в соответствии с п. 6 ст. 131 ГК РФ установлен Законом N 122-ФЗ. Во-первых, нас интересует, кто ее проводит. Это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах*(5) (п. 1 ст. 9 Закона N 122-ФЗ). Таким органом является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) (Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1315), действующая на основании Общего положения *(6).
Как правило, государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Госрегистрация проводится в течение месяца со дня подачи (п. 3 ст. 13 Закона N 122-ФЗ):
- заявления правообладателем (продавцом), сторонами договора (продавцом и покупателем) или уполномоченным им (ими) на то лицом при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;
- документов, необходимых для государственной регистрации.
Обратите внимание на то, что документы должны быть представлены лично, возможность направления их по почте законодательством не предусмотрена, тем более что в этом случае не будет соблюдена процедура подачи документов на государственную регистрацию. Ведь должностное лицо регистрирующего органа при приеме документов проверяет как соответствие копий оригиналам, так и личность лиц, их представивших. При направлении документов по почте эти действия произвести невозможно (Постановление ФАС СЗО от 05.10.2006 N А56-46704/2005).
Итак, на государственную регистрацию договора продажи необходимо представить подлинники договора продажи недвижимости (как минимум в двух экземплярах), заявления сторон договора или уполномоченных ими на то лиц при наличии у них нотариально удостоверенных доверенностей, а также подлинники и копии следующих документов:
- документа об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию договора продажи (после проведения госрегистрации подлинник возвращается заявителю с отметкой "погашено");
- учредительных документов юридического лица со всеми действующими изменениями и дополнениями;
- документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
- документа, подтверждающего полномочия лица, заключившего договор от имени юридического лица;
- документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица действовать от его имени при проведении государственной регистрации;
- правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности продавца на отчуждаемое жилое помещение;
- удостоверенных организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа плана жилого помещения и документа, содержащего описание жилого помещения, если план жилого помещения не содержит всех сведений, необходимых для заполнения раздела ЕГРП;
- справки о лицах, имеющих право пользования жилым помещением с указанием этого права, заверенной должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства;
- иных документов, подлежащих представлению в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Для проведения государственной регистрации перехода права собственности заявители дополнительно представляют:
- заявление покупателя о государственной регистрации его права собственности и заявление продавца о государственной регистрации перехода права собственности к покупателю;
- документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности и его копию;
- иные документы, представление которых предусмотрено законодательством РФ.
Если договор продажи зарегистрирован ранее, то при обращении за государственной регистрацией перехода права на жилое помещение не нужно опять представлять документы, копии которых были приобщены к делу правоустанавливающих документов при государственной регистрации договора продажи, за исключением подлинных экземпляров зарегистрированного договора (п. 11 Инструкции*(7)).
Документом, подтверждающим принятие документов на государственную регистрацию прав, является расписка (п. 6 ст. 16 Закона N 122-ФЗ). В ней отражаются (п. 14 Правил*(8)):
- дата и время представления документов с точностью до минуты;
- перечень документов с указанием их наименования и реквизитов;
- количество экземпляров каждого из представленных документов (подлинных экземпляров и их копий);
- количество листов в каждом экземпляре документа;
- номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в ней;
- фамилия и инициалы работника органа, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись.
Проведенная государственная регистрация договора продажи удостоверяется штампом регистрационной надписи на документах на всех подлинных экземплярах договора. Документальным подтверждением осуществления государственной регистрации возникновения и перехода права служит свидетельство о государственной регистрации прав, форма которого приведена в Приложении N 14 к Правилам ведения ЕГРНИП*(9).
Обратите внимание: согласно п. 1 ст. 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством. Статьей 333.17 НК РФ установлено, что плательщиками госпошлины являются организации и физические лица, если они обращаются за выполнением юридически значимых действий. При совершении купли-продажи жилого помещения производятся два регистрационных действия, за осуществление которых необходимо уплатить государственную пошлину: государственная регистрация договора продажи и государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество. Так кто и сколько должен заплатить? Размеры госпошлины установлены ст. 333.33 НК РФ. В частности, пп. 20 п. 1 этой статьи предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физические лица уплачивают 500 руб., юридические - 7500 руб. Поскольку при регистрации договора в регистрирующий орган представляются заявления обеих сторон договора, госпошлину также должны уплатить обе стороны, причем в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ). Таким образом, каждая сторона договора уплачивает госпошлину за регистрацию договора, исходя из соответствующего размера государственной пошлины, установленной пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, для каждого субъекта (письма Минфина РФ от 01.08.2007 N 03-05-06-03/53, от 10.10.2006 N 03-06-03-03/46).
Что касается госпошлины за регистрацию перехода права собственности, то ее уплачивает новый правообладатель, то есть покупатель. В случае прекращения права собственности без перехода права к новому правообладателю государственную пошлину за государственную регистрацию прекращения права на недвижимое имущество уплачивает бывший правообладатель (письма Минфина РФ от 25.04.2007 N 03-05-06-03/18, от 22.05.2006 N 03-06-03-03/16).
Переводим жилое в нежилое
Итак, организация, занимающаяся или планирующая осуществлять деятельность в области гостиничного бизнеса, приобрела квартиры в целях перевода их в нежилой фонд и создания мини-отеля. И вот здесь может возникнуть камень преткновения: жилое помещение должно отвечать определенным требованиям, соблюдение которых дает добро на перевод его в нежилой фонд. Давайте разберемся, каким условиям должно соответствовать помещение для перевода его из жилого в нежилое.
В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, установленном гл. 3 ЖК РФ. Перевод жилого помещения в нежилое допускается в том случае, если оно отвечает следующим требованиям:
- имеется доступ к помещению без использования доступа к другим помещениям, то есть отдельный вход или техническая возможность оборудовать такой доступ к помещению;
- переводимое помещение не является частью жилого помещения и не используется собственником или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;
- отсутствует обременение права пользования другими лицами;
- квартира в многоквартирном доме расположена на первом этаже или выше первого этажа, если помещения под ней являются нежилыми.
Если вышеизложенные условия соблюдаются, организация подготавливает необходимый пакет документов и представляет их лично или через уполномоченное лицо в орган местного самоуправления по месту нахождения помещения (например, в администрацию соответствующего муниципального образования). Однако здесь, опять же, есть загвоздка, возникающая в том случае, если организация планирует установить отдельный вход в помещение многоквартирного дома, что, в свою очередь, связано с изменением режима пользования частью земельного участка, на котором расположен этот дом. На основании п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности (сюда относится в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ)), осуществляются по соглашению всех ее участников. Исходя из этого в целях получения разрешения на перевод жилого помещения в нежилое организации до обращения в орган местного самоуправления необходимо получить согласие участников общей долевой собственности в многоквартирном доме на изменение режима пользования земельным участком. В противном случае, как показывает сложившаяся арбитражная практика, администрация правомерно откажет в удовлетворении заявления о переводе помещения в нежилой фонд (см., например, постановления ФАС ВВО от 18.01.2008 N А43-5833/2007-38-224, ФАС УО от 13.11.2007 N Ф09-9247/06-С6, ФАС СЗО от 20.04.2007 N А05-8525/2006-24).
После получения согласия других собственников можно смело готовить документы, подлежащие представлению в администрацию. К ним относятся (ч. 2 ст. 23 ЖК РФ):
- заявление о переводе помещения из жилого фонда в нежилой;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым - технический паспорт такого помещения);
- поэтажный план дома, в котором находится помещение;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого).
Отметим, что, если для перевода квартиры в нежилое помещение требуется ее переустройство, необходимо соблюдать нормы ст. 26 ЖК РФ, в которой установлены основания для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. На это, в частности, указали судьи ФАС СКО в Постановлении от 12.07.2006 N Ф08-3149/2006. Другими словами, нужно получить "добро" на проведение таких работ. Для этого в орган, осуществляющий согласование, необходимо направить следующие документы:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке*(10);
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое или перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- проект переустройства или перепланировки жилого помещения;
- технический паспорт жилого помещения;
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства или перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Не позднее чем через 45 дней выносится решение о согласовании или отказе в согласовании, которое доводится до сведения заявителя в течение трех рабочих дней.
Необходимо учесть, что переустройство и перепланировка жилого помещения при отсутствии решения о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки являются самовольными (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ). В части 2 ст. 29 ЖК РФ сказано, что лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет установленную законодательством ответственность. В КоАП РФ есть статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями, в том числе за самовольное переоборудование и перепланировку жилых помещений, но к ней могут быть привлечены только граждане (ст. 7.21). Административная ответственность в отношении юридических и должностных лиц законодательством не установлена. Однако есть другое требование, выполнять которое обязаны все собственники жилых помещений: самовольно переустроенное или перепланированное жилое помещение должно быть приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые определены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Добавим, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии. Это возможно в том случае, если не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. В отношении жилого помещения, переводимого в нежилое, применение ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, в которой данное положение закреплено, достаточно проблематично. Это связано с тем, что указанная норма распространяется только на жилые помещения и не регулирует порядок сохранения в перепланированном состоянии нежилых помещений. Причем, как показывает сложившаяся арбитражная практика, она не применяется даже в том случае, если изменение статуса объекта недвижимого имущества в установленном законом порядке еще не зарегистрировано (Решение Арбитражного суда Нижегородской обл. от 11.12.2006 N А43-29296/2006-21-581). Несмотря на то что нежилым помещение становится только после перепланировки, то есть работы проводятся фактически в жилом помещении, в итоге мы получаем перепланированное нежилое помещение, а ч. 4 ст. 29 ЖК РФ не предполагает возможность в судебном порядке изменять целевое назначение жилого помещения (Постановление ФАС ВСО от 05.06.2007 N А19-23446/06-22-Ф02-3340/07).
Вернемся к списку документов, которые представляются в орган местного самоуправления для перевода жилого помещения в нежилой фонд. Данный список является закрытым, поэтому орган местного самоуправления не вправе запрашивать другие документы. Если дополнительные документы все-таки будут затребованы, то судьи признают действия органа местного самоуправления незаконными (см., например, постановления ФАС УО от 18.04.2007 N Ф09-2184/07-С1, ФАС ЗСО от 05.04.2006 N Ф04-2161/2006(21143-А02-22)).
Подтверждением сдачи документов является выдаваемая заявителю расписка, в которой перечисляются переданные документы и указываются даты их получения соответствующим органом. В течение 45 дней принимается решение о переводе или отказе в переводе помещения, которое не позднее чем через три рабочих дня доводится до заявителя путем выдачи или направления по адресу, указанному в заявлении, уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое*(11). О принятии решения информируют также собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого вынесено данное решение.
Полученное уведомление подтверждает окончание перевода помещения и является основанием для использования его в качестве нежилого. Однако если для использования помещения в качестве нежилого требуются его переустройство, перепланировка и (или) иные работы, то уведомление является основанием для проведения этих работ. Уведомление должно содержать требование об их выполнении, а также перечень иных работ, если их проведение необходимо. В этом случае окончание перевода помещения произойдет в момент подписания акта приемочной комиссией, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений, который направит данный акт в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества для внесения изменений в технический паспорт помещения. Теперь мини-отель готов и его можно использовать по назначению!
Последний штрих в оформлении документов - получение нового свидетельства о праве собственности на нежилое помещение (мини-отель).
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
*(2) Постановление ФАС ВВО от 12.04.2007 N А28-15710/2005-334/22.
*(3) Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (п. 1 ст. 556 ГК РФ).
*(4) Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
*(5) Регистрационным округом признается территория, на которой действует территориальный орган Росрегистрации. Регистрационные округа создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции (см. Приложение к Приказу Минюста РФ от 03.12.2004 N 185).
*(6) Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ, утв. Приказом Минюста РФ от 03.12.2004 N 183.
*(7) Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утв. Приказом Минюста РФ от 06.08.2001 N 233.
*(8) Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минюста РФ от 24.12.2001 N 343.
*(9) Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.
*(10) Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266.
*(11) Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"