Предприятие оплачивает транспортный налог в Республике Удмуртия по автомобилям УАЗ-390992 (категория ТС - В, разрешенная максимальная масса 2820 кг - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми), ИЖ-2715 (категория ТС - В, разрешенная максимальная масса 1615 кг - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3500 кг), ИЖ-2715 (категория ТС - В, разрешенная максимальная масса 1615 кг - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3500 кг).
По автотранспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, ставка транспортного налога зависит от их категории по классификации Венской конвенции. По вышеперечисленным транспортным средствам применена налоговая ставка 8 руб. по категории ТС - В (М1, М1С.N1) - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
При камеральной проверке налоговая инспекция предложила пересчитать налог по ставке 25 руб. за 1 л.с. Права ли она?
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и других факторов (п. 1 ст. 361 НК РФ).
На территории Удмуртской Республики ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 63-РЗ) установлены, в частности, следующие ставки:
8 руб. за 1 л.с. - легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;
25 руб. за 1 л.с. - грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.
Следует отметить, что ни Налоговым кодексом РФ, ни Законом N 63-РЗ не определены критерии, позволяющие отнести транспортные средства к категории грузовых или легковых автомобилей.
Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог", утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Следует отметить, что группировки транспортных средств в ОКОФ не совпадают с группировкой транспортных средств по ст. 361 НК РФ.
Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005. В данной таблице выделена, в частности, категория "В" - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
Однако к категории "В" могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили с указанными параметрами (п. 60.2 вышеуказанного Приказа). Данный вывод подтверждает Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2007 N Ф09-7201/07-С3.
Тем не менее Минфин России в письме от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "B" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.
Некоторые суды также считают, что отнесение транспортного средства к категории "В" дает право применять ставки, установленные для легковых автомобилей (постановления ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-С3, от 16.03.2005 N Ф09-760/05-АК, Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 N Ф08-6558/2006-2712А). Отметим, что в указанных постановлениях рассматривались, в частности, автомобили УАЗ-3909 и ИЖ-2715.
Таким образом, имеет место несоответствие в законодательстве, поскольку классификация категорий ТС в рассмотренных нормативных документах (ОКОФ и Конвенции) не совпадает с классификацией ТС, установленной в ст. 361 НК РФ для целей исчисления транспортного налога.
Поскольку указанные нормативные документы не позволяют однозначно отнести автомобили УАЗ-390992 и ИЖ-2715 к грузовым или легковым, обратимся к ГОСТ Р52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие обратимся к ГОСТ Р52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст). В указанном Постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст). В указанном ГОСТе выделены, в частности, следующие категории автомобилей:
Категория М 1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);
Категория N 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).
Данные по сертификации автомобиля в соответствие с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.
В нашем распоряжении имеются данные только по автомобилю УАЗ-390992. Так, в письме Управления МНС России по г. Москве от 03.08.2004 N 23-01/3/50988 представлена информация от ОАО "Ульяновский автомобильный завод" по выпускаемым автотранспортным средствам.
По данным службы главного конструктора ОАО "Ульяновский автомобильный завод", модели автомобилей, их модификаций, исполнений и комплектаций, обозначение которых начинается с 3909, должны быть отнесены к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории N 1 "Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн".
Несмотря на это многие суды по автомобилю УАЗ-3909 считают правомерным применение ставок, установленных для легковых автомобилей. Основными аргументами судов являются:
- положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 N Ф04-6866/2006(28032-А81-15), Ф04-6866/ 2006(27537-А81-15));
- недоказанность принадлежности спорных автомобилей в налоговых целях к категории грузовых (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2007 N А56-25396/2006). По такому же основанию автомобиль ИЖ-2715 был отнесен судом к категории легковых автомобилей (Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2006 N Ф09-4634/06-С1 по делу N А71-740/05).
Выводы.
Вопрос о применении ставок транспортного налога по автомобилям УАЗ-390992 и ИЖ-2715 является спорным и решается в судебном порядке.
Суды в подобных ситуациях, как правило, поддерживают налогоплательщика. Поэтому считаем, что в вашем случае достаточно высокие шансы отстоять в суде правомерность применения ставок транспортного налога по автомобилям УАЗ-390992 и ИЖ-2715 из расчета 8 руб. за 1 л.с. При этом в суде, на наш взгляд, могут использоваться любые документы, определяющие категорию автомобиля (например, письмо завода-изготовителя, документы, подтверждающие характер использования автомобиля).
Е. Полякова,
эксперт АКДИ "ЭЖ"
1 марта 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru