г. Москва |
|
18 декабря 2013 г. |
N А40-75057/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Румянцева П.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2013 г. по делу N А40-75057/13, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (шифр судьи 148-568),
по заявлению ООО "Спортцентр Лужники" (ОГРН 1027739354785, 119048, г.Москва, ул. Лужники, д.24, стр. 10)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д. 20)
третьи лица: 1. ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" (119048, г.Москва, ул. Лужники, д.24), 2. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (ОГРН 1027739900836, 125047, г. Москва, Триумфальная пл., д.1)
о признании незаконным отказа от 14.03.2013, обязании выдать распоряжение
при участии:
от заявителя |
Володина Ж.Л. по доверенности от 10.12.2013; |
от ответчика: |
Важина А.Н. по доверенности N ДГИ-Д-134/13 от 27. 02.2013; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Дмитриев О.О. по доверенности N МКА-03-7/3 от 15.02.2013 |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Спортцентр Лужники" с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в приеме документов о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории от 14.03.2013; обязании Департамента городского имущества города Москвы в течение 15 дней с даты вступления решения в законную силу оформить и выдать ООО "Спортцентр Лужники" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
В качестве третьих лиц привлечены ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" и Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Решением суда от 30.09.2013 г. признан незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в приеме документов о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории от 14.03.2013. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение 15 дней с даты вступления решения в законную силу оформить и выдать ООО "Спортцентр Лужники" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. При этом суд исходил из того, что отказ не соответствует требованиям ст. 36 ЗК РФ и Постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент городского имущества города Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что формирование нового земельного участка путем раздела или выдела из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005020:11 без согласования его границ с арендатором земельного участка противоречит Земельному кодексу РФ. Кроме того, ответчик указывает, что способ восстановления нарушенного права, несоразмерен отказу в приеме документов.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Третье лицо (Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы) поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица (ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники"), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Спортцентр Лужники" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 10, площадью 14 090,7 кв.м., кадастровый номер: 77-01 -05020-000-430197, условный номер: 74701 (далее - Здание), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АА N 054426 от 28.06.2002.
Данное здание расположено в границах земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005010:11), предоставленного ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" по договору аренды от 20.09.2012 N М-01-038147.
С целью оформления земельно-правовых отношений заявитель 28.02.2013 обратился в службу "одного окна" Департамента городского имущества г.Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу г. Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 10.
Оспариваемым отказом, оформленным письмом исх. N 33-5-4993/131.11 от 14.03.2013, заявителю было сообщено о невозможности оформления запрашиваемого документа с указанием на то, что Здание находится в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005010:11, предоставленного ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" в аренду, в связи с чем заявителю для утверждения схемы расположения земельного участка необходимо представить согласие, подписанное действующим Генеральным директором ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники".
Посчитав данный отказ не соответствующим Земельному Кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Спортцентр Лужники" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП Департамент земельных ресурсов города Москвы уполномочен утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории, в том числе на основании проектов межевания территории города Москвы, разработанных в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа.
Согласно п.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровые работы представляют собой подготовку документов, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
В результате кадастровых работ в отношении земельного участка осуществляется подготовка межевого плана (ст. 37 Закона о кадастре).
При подготовке межевого плана устанавливается местоположение границ земельного участка и, исходя из установленных границ, определяется площадь земельного участка (ч. 7 и ч. 8 ст. 38 Закона о кадастре).
В случае, если в результате кадастровых работ уточняются местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, или уточняются местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, то местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды, если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет (ч. 3 ст. 38, ст. 39 Закона о кадастре).
Согласованию с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ подлежат местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (ч. 2 ст. 39 Закона о кадастре).
С учетом изложенного, удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что утверждение схемы расположения земельного участка является одной из процедур, предоставления (приобретения) земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, не влекущей правовых последствий для участников земельных правоотношений.
Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровой плане (карте) территории является необходимым условием для выполнения кадастровых работ, целью которых является определение местоположения границ земельного участка и подготовка межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
При утверждении схемы расположения земельного участка не определяются местоположение границ земельного участка, а подтверждается только факт нахождения объекта недвижимости (здания) на соответствующем земельном участке, имеющем определенные идентифицирующие признаки, указываются сведения о правах на ранее учтенные земельные участки и об обременениях.
Таким образом, требование о предоставление согласия арендатора земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю здание, для выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории не соответствует положениям ст. 36 ЗК РФ.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что п.2.7 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы" также не содержит требование о предоставлении согласия смежных землепользователей (арендатора).
Таким образом, отсутствие согласия арендатора земельного участка при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, не предусмотрено в качестве основания для отказа в приеме документов и в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
При этом как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель, обращаясь с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, приложил к заявлению согласие ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" на выделение заявителю земельного участка, письмо N 795/1 от 22.04.2011 г. подписано действующим на момент его выдачи Генеральным директором ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" Алешиным В.В.
Ответчиком указанное обстоятельство не оспаривается.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный исх. N 33-5-4993/131.11 от 14.03.2013, в приеме документов о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п.3 ч.4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы ответчика о несоразмерности способа восстановления нарушенного права, отказу в приеме документов не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку отказ в приме документов по существу является отказом в утверждении схемы земельного участка и в связи с этим суд первой инстанции правомерно в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал Департамент городского имущества города Москвы оформить и выдать ООО "Спортцентр Лужники" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в соответствии с п.3 ч.4 ст. 201 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2013 г. по делу N А40-75057/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75057/2013
Истец: ООО "Спортцентр Лужники"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: Комитет по архитектуре и строительству города Москвы, Москомархитектура, ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники"