Что должен знать страхователь, имеющий задолженность по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование
1. Работа со страхователями, имеющими задолженность по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование
Работа со страхователями, имеющими задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС), в соответствии с законодательством осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР).
При взыскании задолженности по страховым взносам на ОПС ПФР руководствуется:
- Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ);
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ);
- Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";
- информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" (далее - Письмо ВАС РФ N 79);
- постановлением Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение";
- Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Минюста России от 09.04.2007 N 69;
- приказом Минфина России от 30.01.2006 N 18н "Об утверждении форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем - страхователем, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя" (далее - приказ Минфина России N 18н);
- распоряжением ПФР N 282р, ФНС России N 231@ от 28.12.2006 "Об утверждении Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Порядок взаимодействия ПФР и ФНС России) для организации работы территориальных органов ПФР по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования и их взаимодействию с органами ФНС России и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).
Недоимка по страховым взносам, пени и штрафы взыскиваются на основании сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов и документов, подтверждающих наличие вышеуказанной задолженности, переданных территориальному органу ПФР в установленном порядке налоговыми органами, а также информации, имеющейся у территориальных органов ПФР.
Территориальные органы ПФР ведут учет работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по следующим направлениям:
- учет задолженности страхователей, производящих выплаты физическим лицам, на основании информации, предоставленной налоговыми органами;
- учет работы по анализу и взысканию задолженности по страхователям, уплачивающим фиксированный платеж;
- учет работы по направлению требований страхователям об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- учет работы по вынесенным решениям о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - Решение) и принятым постановлениям о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - Постановление);
- учет работы по страхователям, находящимся в процедуре банкротства;
- учет задолженности страхователей, не представляющих отчетность или представляющих нулевую отчетность.
2. Порядок определения суммы недоимки по страховым взносам
на ОПС, пеней и штрафов у страхователей,
производящих выплаты физическим лицам
2.1. Требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (далее - Требование) формируется территориальными органами ПФР на основании информации, полученной от налоговых органов, и (или) на основании данных территориальных органов ПФР (деклараций, расчетов авансовых платежей и т.д.).
Подтверждением суммы недоимки по страховым взносам является также документ налогового органа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента (форма документа утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@).
Сумма недоимки, пеней и штрафов, подлежащая включению в Требование, устанавливается территориальными органами ПФР в следующем порядке:
- при отсутствии Требований за предыдущие отчетные (расчетные) периоды включению в формируемое Требование подлежит вся сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- если страхователю предъявлены Требования за предыдущие отчетные (расчетные) периоды, которые не погашены (частично погашены) по состоянию на дату формирования нового Требования, сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов уменьшается на сумму недоимки, пеней и штрафов, включенную в ранее предъявленные страхователю Требования, в случае, если она превышает ее.
В Требование не включается сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если она меньше или равна сумме задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, включенной в предыдущие Требования и не погашенной по состоянию на дату определения задолженности.
Если территориальным органом ПФР по итогам прошедшего расчетного периода сумма недоимки по страховым взносам для включения в Требование определяется на основании Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п, то для обеспечения достоверности территориальные органы ПФР могут проводить сверку данных АДВ-11 с данными декларации по страховым взносам на ОПС о начисленных и уплаченных суммах с использованием сведений, передаваемых налоговыми органами в органы ПФР.
2.2. В соответствии с п. 2 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ в Требовании должны содержаться сведения о сумме недоимки по страховым взносам, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления Требования страхователю.
Законодателем не установлена норма, согласно которой суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов включаются в Требование только на основании информации, предоставленной налоговыми органами, либо расчета территориального органа ПФР.
Письмом от 10.02.2005 N КА-03-26/1325 (с учетом п. 9 Письма ВАС РФ N 79) ПФР довел до сведения отделений ПФР методику начисления пеней для включения в Требование, предусматривающую расчет пеней на неуплаченную сумму страховых взносов по итогам отчетного (расчетного) периода.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" подтвердил свою позицию, изложенную в п. 9 Письма ВАС РФ N 79, указав, что в отличие от регулирования, установленного НК РФ, Закон N 167-ФЗ не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на ОПС.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 167-ФЗ пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу ст. 24 Закона N 167-ФЗ страховые взносы - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).
Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.
Письмом от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 Минфин России рекомендовал налоговым органам учитывать вышеуказанные разъяснения Пленума ВАС РФ N 47.
Письмом ПФР от 07.11.2006 N КА-09-26/11472 доведено до отделений фонда решение ВАС РФ от 11.10.2006 N 8540/06, вынесенное по страхователю ОАО энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго".
С учетом данных документов пени рассчитываются в следующем порядке.
Для начисления сумм пеней на основании представленной налоговыми органами информации определяются сумма недоимки, дата последнего срока ее уплаты и дата направления Требования страхователю.
Страхователям, уплатившим разницу между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), в срок не позднее 15 рабочих дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, пени не начисляются.
Страхователю, не уплатившему вышеуказанную разницу в течение 15 рабочих дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны начисляться пени с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Если срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
Пени не начисляются на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога не приостанавливает начисление пеней на сумму страховых взносов, не уплаченную (не полностью уплаченную) в установленные законодательством сроки.
2.3. В целях включения суммы пеней в Требование пеня за каждый день просрочки рассчитывается в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
В письме ПФР от 02.08.2006 N АК-08-26/8138 указано, что при расчете сумм пеней в соответствии с письмом ПФР от 10.02.2005 N КА-03-26/1325 округление необходимо производить с точностью до четырех знаков после запятой.
С учетом требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета, организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций осуществляют хозяйственные операции в валюте Российской Федерации - в рублях. Поэтому округление суммы пеней производится только по полученной после расчета сумме пеней с точностью до целых рублей (при необходимости - до копеек). Округление выполняется по арифметическим правилам:
- после вычисления арифметического значения результат округляется до целого числа;
- если цифра, следующая за целым числом, больше 5, то это целое число увеличивается на единицу;
- если цифра, следующая за целым числом, меньше или равна 5, то последняя цифра целого числа оставляется без изменения.
Аналогичный порядок применяется во всех других случаях, связанных с округлением рассчитанных сумм.
2.4. До вступления в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" и утверждения Порядка взаимодействия ПФР и ФНС России взыскание задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам осуществлялось территориальными органами ПФР на основании имеющихся у них сведений.
В случае несогласия страхователя с суммой взыскиваемой по данным налоговых органов задолженности он вправе провести с территориальным органом ПФР и налоговым органом сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам.
2.5. С 1 января 2007 года согласно ст. 6.1 НК РФ действует следующий порядок определения сроков:
- сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями;
- течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;
- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока, при этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд;
- срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока, при этом квартал считается равным трем календарным месяцам, и отсчет кварталов ведется с начала календарного года;
- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;
- срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем;
- если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;
- действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Пример.
Дата представления декларации по страховым взносам на ОПС за 2007 год - не позднее 30 марта 2008 года.
30 марта приходится на нерабочий день (воскресенье), поэтому днем окончания срока представления в налоговый орган декларации будет считаться ближайший следующий за воскресеньем рабочий день, то есть 31 марта 2008 года.
В соответствии с абзацем четвертым п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней (согласно ст. 6.1 НК РФ - рабочих) со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Определим по рабочему календарю 2007 года последний день уплаты страховых взносов, после которого в случае неуплаты должна была начисляться пеня на недоимку.
Декларация по итогам 2006 года - последний срок:
- представления - не позднее 30.03.2007 (пятница);
- уплаты разницы - не позднее 15 дней (рабочих) со дня, установленного для представления декларации, или не позднее 20.04.2007 (пятница).
Начисление пеней - с 21.04.2007 (суббота).
Расчет за I квартал 2007 года - последний срок:
- представления - не позднее 20.04.2007 (пятница);
- уплаты разницы - не позднее 15 дней (рабочих) со дня, установленного для представления расчета, или не позднее 15.05.2007 (вторник).
Расчет за полугодие 2007 года - последний срок:
- представления - не позднее 20.07.2007 (пятница);
- уплаты разницы - не позднее 15 дней (рабочих) со дня, установленного для представления расчета, или не позднее 10.08.2007 (пятница).
Расчет за девять месяцев 2007 года - последний срок:
- представления - не позднее 22.10.2007 (понедельник), так как 20.10.2007 - нерабочий день (суббота), 21.10.2007 - выходной день (воскресенье);
- уплаты разницы - не позднее 15 дней (рабочих) со дня, установленного для представления расчета, или не позднее 13.11.2007 (вторник).
Декларация по итогам 2007 года - последний срок:
- представления - не позднее 31.03.2008 (понедельник), так как 30.03.2008 - выходной день (воскресенье);
- уплаты разницы - не позднее 15 дней (рабочих) со дня, установленного для представления декларации, или не позднее 21.04.2007 (понедельник).
3. Порядок определения сумм недоимки и пеней, включаемых
в Требование в отношении страхователей, уплачивающих страховые взносы на
ОПС в виде фиксированного платежа
3.1. К страхователям относятся лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, страхователи, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (далее - страхователи).
Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа за текущий год - не позднее 31 декабря текущего года. По истечении этого срока неуплаченная сумма фиксированного платежа считается недоимкой и подлежит взысканию в установленном порядке.
В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.
3.2. Сумма недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа и пеней, подлежащих взысканию, определяется территориальным органом ПФР на основании данных (в том числе налоговых органов) о поступивших страховых взносах в виде фиксированного платежа на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК) за текущий расчетный период (реестр платежей и копии платежных документов) с учетом информации, отраженной:
- для индивидуальных предпринимателей - в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для уточнения даты начала и окончания осуществления предпринимательской деятельности);
- для занимающихся частной практикой нотариусов - в приказе о назначении на должность нотариуса.
Если в территориальном органе ПФР отсутствует приказ о назначении на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, то при наличии лицензии на право нотариальной деятельности у такого нотариуса или у нотариальной палаты субъекта Российской Федерации приказ может быть истребован в целях уточнения срока осуществления деятельности и определения суммы фиксированного платежа.
Статьей 15 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) установлено, что единственным документом, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение.
Статус адвоката может быть приостановлен. Согласно п. 4 ст. 16 Закона N 63-ФЗ решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.
Согласно п. 6 ст. 16 Закона N 63-ФЗ совет адвокатской палаты в 10-дневный срок со дня принятия решения, в частности о приостановлении статуса адвоката, уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 п. 1 данной статьи Закона N 63-ФЗ, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность.
Территориальный орган юстиции в 10-дневный срок со дня получения вышеуказанного уведомления вносит сведения о приостановлении статуса адвоката в региональный реестр.
Статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления такого адвоката после прекращения действия оснований, согласно которым статус адвоката приостанавливался.
Поэтому территориальный орган ПФР может при необходимости направить соответствующий запрос в территориальный орган юстиции.
Полученные сведения могут служить основанием для определения срока деятельности адвоката и суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа, подлежащей уплате за истекший расчетный период.
Приостановление статуса адвоката не является основанием для снятия его с учета в территориальном органе ПФР (п. 2 ст. 11 Закона N 167-ФЗ).
3.3. При определении суммы недоимки по страховым взносам главы КФХ в части расчетов за членов крестьянских (фермерских) хозяйств территориальные органы ПФР могут использовать следующие документы:
- копии соглашений о создании фермерского хозяйства, в которых приведен список членов КФХ, представленные главами (членами) КФХ, полученные от налоговых органов или по запросу от Минсельхоза России субъекта Российской Федерации либо управления сельского хозяйства района;
- выписки из Единого реестра юридических лиц в отношении КФХ, имеющих статус юридического лица, в части информации об учредителях (членах КФХ);
- иные документы, содержащие сведения о членах КФХ.
3.4. При решении вопроса о размере сумм, подлежащих взысканию, по всем категориям страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, должны учитываться определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, N 165-О, от 12.05.2005 N 182-О, N 183-О, N 210-О, N 211-О, от 24.05.2005 N 223-О, но не ранее даты вступления вышеуказанных определений в законную силу.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-О индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в связи с отсутствием ведения предпринимательской деятельности в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также за иные периоды, перечисленные в ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 12 мая 2005 года - даты провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации N 182-О.
Подтверждение периодов, за которые страхователь освобождается от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, осуществляется территориальными органами ПФР путем истребования документов.
Кроме того, для уточнения отсутствия доходов за соответствующий период у страхователя территориальный орган ПФР может истребовать справку налогового органа, в котором страхователь зарегистрирован в качестве налогоплательщика, свидетельствующую о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, полученную страхователем по его письменному запросу на основании подпункта 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Для страхователей за период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подпункты 2 и 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в течение которого ими не осуществлялась предпринимательская или иная профессиональная деятельность, документом, на основании которого они освобождаются от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, является заверенная в установленном законодательством порядке копия сданного в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым отдельными категориями страхователей (Раздел II, таблица 5 "Расшифровка выплат на цели обязательного социального страхования с начала года"), утвержденного постановлением ФСС РФ от 25.04.2003 N 46, с отметкой исполнительного органа ФСС РФ о принятии отчета от такого страхователя.
При определении суммы недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов обращается внимание на возрастную категорию 1966 года рождения и старше. Сумма недоимки по фиксированному платежу у таких страхователей с 12 апреля 2005 года определяется только на страховую часть трудовой пенсии.
3.5. Страхователи, являющиеся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", имеют право на освобождение от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. При этом у данной категории страхователей территориальными органами ПФР могут истребоваться документы, подтверждающие получение пенсии в соответствии с данным Законом:
- справка о получении пенсии, выданная органом, осуществляющим ее выплату;
- пенсионное удостоверение, выдаваемое "военным пенсионерам" в связи с назначением им пенсии по Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
В случае прекращения получения военной пенсии и непредставления соответствующей справки страхователь обязан уплачивать фиксированный платеж.
Страхователи - "военные пенсионеры" освобождаются от уплаты фиксированного платежа с 24 мая 2005 года. Если "военные пенсионеры" - 1966 года рождения и старше, то с 12 апреля 2005 года по 23 мая 2005 года уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа производилась по ним только на страховую часть трудовой пенсии.
В настоящее время отсутствует законодательно закрепленный беззаявительный порядок освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. В связи с этим территориальным органам ПФР в случае неуплаты (неполной уплаты) фиксированного платежа по итогам расчетного периода и отсутствия документов, служащих основанием для освобождения от уплаты этого платежа, может быть направлено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов данной категории страхователей. Поэтому после получения такого Требования страхователь вправе представить в территориальный орган ПФР соответствующие документы, по результатам рассмотрения которых страхователь может быть освобожден от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. В таком случае страхователь вправе не исполнять предъявленное Требование.
3.6. В случае неуплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа начисление пеней осуществляется с 1 января года, следующего за истекшим расчетным периодом, по дату направления страхователю Требования.
Если срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пени начисляются начиная со 2-го рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
При наличии недоимки по уплате фиксированных платежей период, за который на неуплаченную сумму начисляются пени, должен быть непрерывным.
Если по итогам расчетного периода была определена сумма пеней, задолженность по предъявленному ранее Требованию страхователем не погашена, то на дату предъявления Требования за следующий расчетный период на сумму недоимки доначисляются пени с даты, до которой они были начислены в предыдущем расчетом периоде, и она включается дополнительной суммой во вновь оформляемое Требование на новую недоимку по фиксированному платежу.
В случае погашения страхователем недоимки и уплаты пеней в более поздний срок, чем указано в Требовании (или срок по законодательству), пени доначисляются по дату уплаты страхователем недоимки по фиксированному платежу. Начисленная сумма включается дополнительно во вновь направляемое Требование на вновь образовавшуюся недоимку. При отсутствии у такого страхователя недоимки в последующие расчетные периоды взыскание пеней производится в соответствии со ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ.
В случае прекращения страхователем деятельности до 31 декабря текущего года сумма недоимки определяется до даты прекращения деятельности; начисление на нее пеней осуществляется по день фактической уплаты.
4. Порядок производства по делу
о нарушении законодательства Российской Федерации об ОПС
4.1. Статьей 27 Закона N 167-ФЗ определена ответственность страхователей за следующие виды нарушения законодательства Российской Федерации об ОПС:
- нарушение страхователем срока регистрации в органе ПФР;
- неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий;
- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Законом N 167-ФЗ это лицо должно было сообщить в орган ПФР.
Если срок регистрации в органе ПФР нарушен не более чем на 90 дней, размер штрафа составляет 5000 руб.; если более чем на 90 дней, размер штрафа составляет 10 000 руб.
4.2. Неуплата или неполная уплата страхователем сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного их исчисления или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов. Если же нарушение совершено умышленно, то размер штрафа составляет 40% неуплаченных сумм страховых взносов.
При предъявлении вышеуказанных санкций территориальные органы ПФР учитывают норму ст. 25 Закона N 167-ФЗ, в соответствии с которой контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на ОПС осуществляется налоговыми органами.
Согласно Порядку взаимодействия ПФР и ФНС России налоговые органы передают в территориальные органы ПФР материалы по результатам проверок в части уплаты страховых взносов на ОПС в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику. Поэтому предъявление требования на уплату штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов осуществляется территориальными органами ПФР на основании поступающих из налоговых органов сведений о сумме штрафа, определенной налоговым органом исходя из доначисленных страховых взносов.
4.3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Законом N 167-ФЗ это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
То же деяние, совершенное повторно в течение календарного года, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Вышеуказанные штрафы применяются территориальными органами ПФР за непредставление (несвоевременное представление) страхователями анкет застрахованного лица (форма АДВ-1, утвержденная постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п).
4.4. На основании ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
4.5. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях, установленных Законом N 167-ФЗ, территориальный орган ПФР должен составить акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об ОПС (далее - акт).
В связи с отсутствием в ст. 101.4 НК РФ прямого указания на источник получения информации, факт правонарушения может быть установлен на основании:
- имеющихся в распоряжении территориальных органов ПФР сведений и документов, в том числе хранящихся в делах страхователей, представленных страхователями в рамках исполнения возложенных на них обязанностей или в добровольном порядке, а также выявленных в ходе проверок;
- сведений и документов, поступающих из контролирующих органов (согласно п. 3 ст. 82 НК РФ - из налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел и государственных внебюджетных фондов).
4.6. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается специалистом территориального органа ПФР, страхователем, допустившим нарушения законодательства, предусмотренные ст. 27 Закона N 167-ФЗ, - руководителем организации (индивидуальным предпринимателем, адвокатом, занимающимся частной практикой нотариусом, физическим лицом, зарегистрированным в качестве самостоятельного плательщика страховых взносов и т.д.) либо его уполномоченным представителем.
Акт вручается страхователю (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о факте его направления.
На последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в территориальном органе ПФР, делается запись:
"Экземпляр акта с ____________ приложениями на _____ листах получил" - за подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, адвоката, занимающегося частной практикой нотариуса, главы КФХ, независимо от формы, в которой создано хозяйство, или физического лица (их представителя), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.
При отказе страхователя, в отношении которого составлен акт, или его представителя подписать документ на последней странице акта делается запись:
"__________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы руководителя организации (ее обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя, адвоката, занимающегося частной практикой нотариуса, главы КФХ или их представителя)
от подписи акта отказался", и заверяется подписью специалиста территориального органа ПФР с указанием даты.
Если страхователь уклоняется от получения акта, то на последней странице акта на обоих экземплярах делается запись:
"___________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы руководителя организации (ее обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя, адвоката, занимающегося частной практикой нотариуса, главы КФХ или их представителя)
от получения настоящего акта уклонился", и заверяется подписью специалиста территориального органа ПФР с указанием даты.
В этом случае акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса. В соответствии с п. 4 ст. 101.4 НК РФ датой вручения акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма.
Если акт составляется в отсутствие страхователя, на обоих экземплярах документа специалист территориального органа ПФР делает запись: "Акт составлен в отсутствие страхователя" с указанием даты составления акта.
Акт также может быть направлен страхователю по почте заказным письмом.
Второй экземпляр акта остается на хранении в территориальном органе ПФР.
Материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства об ОПС, являются документами для служебного пользования и хранятся вместе с актом в территориальном органе ПФР.
4.7. Страхователь, совершивший нарушение законодательства об ОПС, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, обнаружившего факт правонарушения, в течение 10 рабочих дней со дня получения акта представить в территориальный орган ПФР письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом он может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении 10 рабочих дней, отведенных страхователю на представление возражений по акту, в течение следующих 10 рабочих дней (в любой день из 10 рабочих) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения, а также документы и материалы, представленные страхователем.
Обязательным условием для проведения процедуры рассмотрения материалов выявленного правонарушения является уведомление страхователя о времени и месте рассмотрения акта. Поскольку срок и порядок направления уведомления не установлены, о времени и месте рассмотрения акта страхователь может быть уведомлен непосредственно в акте.
Уведомление страхователю о времени и месте рассмотрения акта может быть направлено по почте заказным письмом или вручено одновременно с актом.
Акт рассматривается в присутствии страхователя или его представителя.
Неявка извещенного надлежащим образом страхователя или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в их отсутствие.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы, а также письменные возражения страхователя, отсутствие которых не лишает страхователя права давать свои объяснения в процессе рассмотрения акта.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР должен установить:
- допускал ли страхователь, в отношении которого составлен акт, нарушения законодательства об ОПС;
- образуют ли выявленные факты состав правонарушений, содержащихся в Законе N 167-ФЗ;
- имеются ли основания для привлечения страхователя, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение нарушения законодательства об ОПС;
- имеются ли обстоятельства, исключающие вину страхователя, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие (совершено умышленно) ответственность за совершение правонарушения.
4.8. По результатам рассмотрения акта, приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит одно из следующих решений:
- о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об ОПС;
- об отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об ОПС.
На основании вынесенного решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об ОПС страхователю предъявляется требование об уплате штрафа.
Копия решения руководителя территориального органа ПФР и требование об уплате штрафа вручаются страхователю, совершившему правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим страхователем (его представителем). Если страхователь, привлеченный к ответственности, или его представители уклоняются от получения Решения и Требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести рабочих дней после дня их отправки.
4.9. В соответствии с п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами территориальных органов ПФР вышеуказанных требований является основанием для отмены решения территориального органа ПФР вышестоящим органом ПФР или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов также является основанием для отмены решения территориального органа ПФР вышестоящим органом ПФР или судом.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности страхователя, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения территориального органа ПФР вышестоящим органом ПФР или судом могут быть иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
4.10. По выявленным территориальным органом ПФР нарушениям, за которые страхователи подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо территориального органа ПФР составляет протокол об административном правонарушении.
4.11. Пример определения даты рассмотрения акта, даты вынесения Решения и исполнения требования об уплате штрафа в 2007 году.
Акт о выявленном правонарушении составлен 2 марта и направлен страхователю заказным письмом по почте 5 марта.
Отсчет срока начинался со следующего дня после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым было определено его начало, то есть с 6 марта.
В ст. 101.4 НК РФ приведена специальная норма, согласно которой в случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты его отправки, поэтому 5 марта должно было войти в шестидневный срок (рабочие дни).
Датой рассмотрения акта, проставлявшейся в нем, должна была быть любая дата с 26 марта по 11 апреля [шесть рабочих дней (включая 5 марта) на доставку по почте плюс 10 рабочих дней со дня получения акта на возражения].
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно было быть принято в срок с 26 марта по 8 апреля.
В случае получения уполномоченным лицом страхователя акта на руки 2 марта, днем рассмотрения может быть любая дата с 19 марта по 30 марта текущего года (отчет срока начинается со дня получения акта, то есть со 2 марта).
Согласно ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ в Требовании должны содержаться сведения о сроке уплаты причитающейся суммы страховых взносов, установленном законодательством Российской Федерации, и сроке исполнения Требования.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате штрафа должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения страхователем, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
При направлении Требования по почте при указании срока исполнения следует учитывать срок доставки по почте - шесть рабочих дней.
Если решение о привлечении к ответственности и требование об уплате штрафа были направлены, например, по почте заказным письмом 3 апреля, то датой, указываемой в требовании для добровольной уплаты, должно было быть 20 апреля (шесть рабочих дней, включая 3 апреля, на доставку по почте плюс 10 календарных дней для исполнения).
В случае неисполнения страхователем требования об уплате штрафа добровольно взыскание осуществляется в соответствии со ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ.
Срок исковой давности взыскания штрафов установлен ст. 115 НК РФ, в соответствии с которой территориальным органом ПФР исковое заявление о взыскании штрафа может быть направлено в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения Требования. Пропущенный по уважительной причине срок подачи вышеуказанного заявления может быть восстановлен судом.
Требование об уплате штрафа должно быть направлено страхователю в срок, определенный п. 1 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ, или не позднее трех месяцев со дня выявления нарушения (ст. 70 НК РФ), то есть составления акта.
Таким образом, общий срок для производства дела по выявленному нарушению может составлять не более девяти месяцев и 10 дней со дня нарушения (составления акта).
При направлении страхователю документа по почте заказным письмом в реестре указывается, что направлено: "требование об уплате штрафа, акт, решение" и т.д.
4.12. Производство по делу о нарушении законодательства об ОПС осуществляется в аналогичном порядке. Взыскание штрафов производится в судебном порядке.
Расчет суммы штрафа за представление индивидуальных сведений не в полном объеме, а также недостоверных сведений производится с учетом позиции, изложенной в Письме ВАС РФ N 79, в соответствии с которой 10% причитающихся за отчетный год платежей следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, по которым представлены неполные либо недостоверные сведения. Данная правовая позиция была доведена до сведения территориальных органов ПФР письмом ПФР от 21.12.2004 N КА-09-31/13681.
5. Способы взыскания недоимки
по страховым взносам на ОПС, пеней и штрафов
5.1. При принятии решения о способе взыскания территориальный орган ПФР анализирует сумму задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов (срок взыскания не истек), в отношении которой страхователем в установленные сроки добровольно не исполнены (частично исполнены) Требование или несколько Требований.
Если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размерах и в срок, предъявленные ему в одном или более Требованиях, после истечения срока уплаты по Требованию (Требованиям) в зависимости от размера подлежащей взысканию суммы задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов принимается решение о способе взыскания задолженности (в административном или в судебном порядке).
Если Требование предъявлено на сумму недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, превышающую 5000 руб. для индивидуальных предпринимателей или 50 000 руб. для юридических лиц, страхователь частично погасил задолженность и остаток суммы недоимки, пеней и штрафов на дату направления территориальным органом ПФР искового заявления в суд не превышает соответственно 5000 руб. или 50 000 руб., то взыскание недоимки производится в соответствии со ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ (в административном порядке).
5.2. В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - 5000 руб., в отношении юридических лиц - 50 000 руб., осуществляется на основании решения территориального органа ПФР в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ.
5.3. Согласно п. 4 ст. 25 Закона N 167-ФЗ если размер причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - 5000 руб., в отношении юридических лиц - 50 000 руб., а также в отношении адвокатов, занимающихся частной практикой нотариусов взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами ПФР (юридической службой) в судебном порядке.
5.4. Данные положения распространяются на индивидуальных предпринимателей, в том числе на глав КФХ, зарегистрированных в качестве страхователей, производящих выплаты физическим лицам, а также на частных нотариусов и адвокатов, производящих выплаты физическим лицам.
6. Взыскание недоимки по страховым взносам на ОПС, пеней и штрафов
6.1. Согласно п. 1 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ не позднее трех месяцев со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности по плательщикам страховых взносов (по страхователям, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа, - после 1 января) территориальные органы ПФР направляют страхователю Требование по форме, утвержденной приказом Минфина России N 18н (независимо от формы взыскания).
Территориальные органы ПФР должны обеспечить своевременное направление Требований страхователям-должникам.
Если после направления Требования сумма задолженности изменилась, территориальный орган ПФР должен направить страхователю-должнику уточненное Требование.
Исковое заявление о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы страховых взносов, пеней и штрафов может быть направлено в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения Требования. Пропущенный по уважительной причине срок подачи территориальным органом ПФР заявления в суд может быть восстановлен судом (ст. 115 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ Требование может быть передано страхователю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Требование может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления по почте заказного письма.
6.2. Требование оформляется в двух экземплярах: первый направляется страхователю, второй хранится в территориальном органе ПФР.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ с 1 января 2007 года Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если в таком документе не указан более продолжительный период времени.
Пример.
Требование, направленное заказным письмом 26 марта, считается полученным 2 апреля. Поскольку в Требовании не указан более продолжительный срок, последний день исполнения данного Требования - 11 апреля.
Если территориальным органом ПФР принято решение о взыскании задолженности по страховым взносам в судебном порядке, оно направляется в юридическую службу с соответствующими документами.
6.3. Если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и в срок, указанные в Требовании, и если сумма подлежит взысканию в административном порядке согласно п. 5 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ, территориальный орган ПФР после истечения срока исполнения Требования принимает Решение по форме, утвержденной приказом Минфина России N 18н.
При этом согласно п. 1 ст. 47 НК РФ предельный срок принятия Решения составляет один год после истечения срока исполнения Требования.
Если страхователем на дату принятия Решения частично погашены суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, указанные в Требовании (Требованиях), то в Решении указывается только оставшаяся часть суммы, которая подлежит взысканию на дату его принятия руководителем (его заместителем) территориального органа ПФР.
Решение оформляется в двух экземплярах и вступает в силу с даты его вынесения.
Первый экземпляр Решения направляется страхователю, второй - хранится в территориальном органе ПФР.
В срок не позднее пяти дней после принятия Решение доводится до страхователя одним из нижеуказанных способов:
- вручается руководителю, индивидуальному предпринимателю, другим страхователям (законному или уполномоченному представителю страхователя) лично под расписку или передается иным способом, подтверждающим факт и дату получения Решения;
- направляется по почте заказным письмом с уведомлением (если указанные лица уклоняются от получения Решения) и считается полученным по истечение шести рабочих дней с даты его направления.
6.4. Решение обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня его вынесения соответствующего Постановления территориального органа ПФР в зависимости от категории страхователя судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом N 229-ФЗ.
Постановление направляется судебному приставу-исполнителю по реестру, в котором указываются регистрационный номер страхователя, номер и дата Постановления, а также сумма, подлежащая взысканию с зачислением на соответствующий КБК.
В Постановлении судебному приставу-исполнителю указываются реквизиты в соответствии со ст. 47 НК РФ и ст. 13 Закона N 229-ФЗ:
- номер и дата Постановления;
- наименование и адрес территориального органа ПФР, выдавшего Постановление;
- фамилия, имя, отчество должностного лица;
- наименование и адрес страхователя-организации или фамилия, имя, отчество, место рождения, адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, которому направлено Решение, регистрационный номер в ПФР и т.д.;
- дата принятия и номер Решения;
- резолютивная часть Постановления с указанием сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащих взысканию, реквизитов для перечисления взыскиваемых сумм (соответствующий КБК).
Постановление оформляется в двух экземплярах, подписывается начальником (его заместителем) территориального органа ПФР и заверяется гербовой печатью территориального органа ПФР.
7. Взаимодействие территориальных органов ПФР и ФССП России
7.1. Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, судебные приказы, постановления судебного пристава-исполнителя, акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
К таким актам относится Постановление территориального органа ПФР.
7.2. В случае утраты подлинника Постановления судебному приставу-исполнителю направляется дубликат, выдаваемый в установленном порядке начальником (заместителем начальника) территориального органа ПФР.
Статьями 15-23 Закона N 229-ФЗ установлены сроки в исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 15 Закона N 229-ФЗ сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Пропуск срока не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Пропуск срока, установленного Законом N 229-ФЗ, иными федеральными законами для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц службы судебных приставов, влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу. Такая жалоба считается неподанной.
На основании ст. 18 Закона N 229-ФЗ пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока - разумным.
Отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство. Копия вышеуказанного постановления направляется лицу, обратившемуся с ходатайством, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.
Постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано при обращении в суд.
В соответствии со ст. 19 Закона N 229-ФЗ течение всех неистекших сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства. Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.
Установленный судебным приставом-исполнителем срок может быть продлен им по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве. О продлении или об отказе в продлении срока выносится постановление. Постановление о продлении или об отказе в продлении установленного судебным приставом-исполнителем срока может быть обжаловано (ст. 20 Закона N 229-ФЗ).
7.3. Статьей 21 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 данной статьи Закона, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока (п. 2 ст. 21 Закона N 229-ФЗ).
Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи (п. 3 ст. 21 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона N 229-ФЗ срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
- предъявлением исполнительного документа к исполнению;
- частичным исполнением исполнительного документа должником.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Согласно п. 4 ст. 22 Закона N 229-ФЗ если исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица было отсрочено или приостановлено, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица.
В случае рассрочки исполнения исполнительного документа течение срока предъявления его к исполнению продлевается на срок рассрочки (п. 5 ст. 22 Закона N 229-ФЗ).
Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, на основании п. 1 ст. 23 Закона N 229-ФЗ вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление вышеуказанного срока предусмотрено данным законом.
Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в п. 1 ст. 23 Закона N 229-ФЗ, восстановлению не подлежат (п. 2 ст. 23 Закона N 229-ФЗ).
Исходя из данной нормы если срок предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю Постановления территориальным органом ПФР пропущен, то он не подлежит восстановлению.
7.4. Согласно ст. 24 Закона N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В случаях когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
На основании п. 14 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ в системной связи с подпунктом 8 п. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительным документом территориального органа ПФР, на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство, является Постановление.
На основании п. 3 ст. 30 Закона N 229-ФЗ территориальные органы ПФР направляют Постановление по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 данного Закона.
Если территориальному органу ПФР неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона N 229-ФЗ (п. 4 ст. 30 указанного Закона).
Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет вышеуказанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
Постановление территориального органа ПФР передается судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня его поступления в подразделение судебных приставов (п. 7 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Согласно п. 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В случае отказа территориальному органу ПФР в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен указать в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа (п. 9 ст. 20 Закона N 229-ФЗ).
Исходя из нормы п. 16 ст. 30 Закона N 229-ФЗ в системной связи с подпунктом 1 п. 3 ст. 110 этого Закона Постановление территориального органа ПФР удовлетворяется в первую очередь в полном объеме.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (п. 16 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (п. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
7.5. Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.
Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов ФССП России нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется Главным судебным приставом Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется Главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.
7.6. Стороны исполнительного производства, которыми являются как территориальный орган ПФР, так и должник по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в соответствии с п. 1 ст. 50 Закона N 229-ФЗ вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
8. Обжалование страхователем решения о взыскании недоимки
по страховым взносам на ОПС, пеней и штрафов
8.1. В соответствии с п. 8 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ в Решении территориальным органом ПФР указывается срок, в течение которого страхователь вправе обжаловать вышеуказанное Решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.
Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ срок для обжалования Решения может составлять до трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В случае обжалования Решения страхователь обязан одновременно с подачей жалобы направить в территориальный орган ПФР, вынесший такое Решение, копию этой жалобы. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Отделением ПФР назначаются день и время рассмотрения жалобы, и не позднее 10 рабочих дней страхователю направляется заказным письмом уведомление о дате рассмотрения его жалобы.
Уведомление о рассмотрении жалобы страхователя направляется отделением ПФР также в территориальный орган ПФР по месту регистрации страхователя.
Оно служит основанием для приостановления исполнения обжалуемого решения на период рассмотрения жалобы, а также для формирования материалов на комиссию отделения ПФР по рассмотрению жалоб страхователей по вопросам взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе ОПС (далее - Комиссия отделения ПФР).
Копии уведомлений приобщаются к материалам по рассмотрению жалобы и хранятся в отделении ПФР.
В течение месяца со дня поступления жалобы страхователя в отделение ПФР она рассматривается Комиссией отделения ПФР.
8.2. Пунктом 10 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ установлено, что в случае обжалования страхователем Решения, предъявленного в соответствии со ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ, в вышестоящий орган страховщика исполнение вышеуказанного Решения приостанавливается.
Приостановление Решения осуществляется территориальным органом ПФР после получения от вышестоящего органа ПФР уведомления о рассмотрении жалобы страхователя на решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов путем оформления постановления, в котором отражаются основания для приостановления Решения и причина, по которой оно приостанавливается (обжалование решения страхователем в вышестоящий орган страховщика).
На основании постановления о приостановлении Решения в течение пяти календарных дней со дня его вынесения судебному приставу-исполнителю направляется заявление об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
8.3. Если после возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства по Постановлению территориального органа ПФР страхователем направлена жалоба (заявление) в суд на вышеуказанное Постановление, территориальный орган ПФР не позднее дня, следующего за днем, когда ему стало известно о подаче жалобы (заявления) в суд, направляет судебному приставу-исполнителю информацию об обжаловании Постановления в суд.
8.4. Согласно п. 10 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ в случае обжалования Решения в арбитражный суд исполнительное производство приостанавливается в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ страхователь имеет право подать заявление в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Законом N 167-ФЗ установлено, что срок для обжалования решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вышестоящим органом.
Территориальный орган ПФР в течение пяти дней со дня получения Решения, принятого отделением ПФР по результатам рассмотрения жалобы страхователя:
- подготавливает и направляет в службу судебных приставов постановление об отмене постановления о приостановлении исполнения Решения и заявление о возобновлении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
- отзывает из службы судебных приставов постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- отзывает из службы судебных приставов соответствующее Постановление, принимает новое Решение и выносит новое Постановление для исполнения в порядке, предусмотренном Законом N 229-ФЗ.
Если решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принято отделением ПФР, то такое решение страхователем обжалуется в ПФР.
О возобновлении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель информирует территориальный орган ПФР и должника в течение трех дней.
Если по результатам рассмотрения жалобы страхователя сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов подлежит изменению в сторону уменьшения, территориальный орган ПФР отзывает Постановление, выносит новое Постановление и направляет его судебному приставу-исполнителю.
В.И. Янченко
"Налоговый вестник", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1