Транспортный налог в учреждениях силовых министерств и ведомств
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Из данной статьи также следует, что нормативные акты субъекта РФ вправе предусматривать льготы и основания для их использования определенными категориями налогоплательщиков. Если на основании названных актов для учреждений, относящихся к силовым министерствам и ведомствам, не предусмотрены льготы по транспортному налогу, то они обязаны его уплачивать на территории соответствующего субъекта РФ. Кроме того, для отдельных категорий учреждений силовых министерств и ведомств льгота по уплате транспортного налога устанавливается Налоговым кодексом, а именно пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ.
В данной статье автор обращает внимание читателей на то, какие органы исполнительной власти освобождены, а какие не освобождены от уплаты транспортного налога в соответствии с указанной статьей. Кроме того, даны ответы на часто задаваемые налогоплательщиками вопросы, возникающие при исчислении и уплате данного налога.
На основании п. 6 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Практика показывает, что некоторые органы, подведомственные Министерству обороны РФ, но не относящиеся к федеральным органам исполнительной власти, не уплачивают транспортный налог, полагая, что действие этой статьи распространяется и на них. Однако это не так. Для получения разъяснений по этому вопросу в отношении органов, подведомственных Минобороны РФ, следует обратиться к письмам ФНС РФ от 26.06.2006 N 21-5-05/59, Минфина РФ от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, доведенным до управлений ФНС РФ по субъектам РФ письмами ФНС РФ от 29.09.2004 N 21-3-05/425 и от 22.03.2006 N ММ-6-21/324 (письмо Минфина РФ, ФНС РФ от 06.09.2007 N 11-0-09/994).
Из названных писем следует, что согласно п. 1 и 2 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти. В его структуру входят соответствующие службы и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. Минобороны является органом управления Вооруженными силами РФ.
Подведомственные Минобороны РФ учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном гл. 28 НК РФ (постановления ФАС СЗО от 11.08.2005 N А42-13441/04-20, от 14.10.2005 N А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 N А42-871/2005-20).
Таким образом, данные организации в соответствии с гл. 28 НК РФ не уплачивают транспортный налог только в том случае, если законодательными актами субъектов РФ для них предусмотрена такая льгота.
В отношении подразделений внутриведомственной охраны при органах внутренних дел РФ, положение о которых утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 (далее - Постановление N 589), следует сказать следующее. В состав вневедомственной охраны входят милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал. Руководство деятельностью вневедомственной охраны осуществляется (п. 5 Постановления N 589):
- Департаментом государственной защиты имущества МВД РФ;
- Центром оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны;
- управлениями (отделами) вневедомственной охраны при министерствах внутренних дел республик в составе РФ, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований;
- отделами (отделениями) вневедомственной охраны при органах внутренних дел районов, городов, районов в городах, городских и поселковых отделениях милиции.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 04.02.2008 N 03-05-04-01/4, в отношении транспортных средств, предоставленных вышеназванным подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ для обеспечения их деятельности, применяются нормы пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ. Иными словами, по транспортным средствам, предоставленным подразделениям внутриведомственной охраны, органами, осуществляющими их руководство (перечислены в п. 5 Постановления N 589), транспортный налог не уплачивается.
Налоговая отчетность
Форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу (далее - расчет) и рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению". Напомним, что расчет подается не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. На это указано в п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Отчетными периодами являются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ).
Расчет по авансовым платежам состоит из:
- раздела 1 "Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
- раздела 2 "Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
При наличии у учреждения силового министерства и ведомства - плательщика транспортного налога объектов налогообложения, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, составляется один расчет. При этом разделы 1 и 2 заполняются по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.
Сведения о расчете и уплате налога отражаются в декларации, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения".
Налоговая декларация включает:
- раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
- раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
В верхнем поле каждой страницы налоговой декларации по транспортному налогу и налогового расчета по авансовым платежам следует указывать КПП, присвоенный организации тем налоговым органом, в который представляется соответствующая форма налоговой отчетности по транспортному налогу. Таким образом, в формах налоговой отчетности по транспортному налогу, представляемых в отношении транспортных средств, местонахождение которых совпадает с местонахождением организации, должен указываться КПП согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе. При представлении налоговой отчетности по транспортному налогу в отношении транспортных средств, местонахождение которых совпадает с местонахождением обособленного подразделения организации, указывается КПП согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (Письмо Минфина РФ от 22.11.2007 N 11-0-09/1357).
Организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, не облагаемые транспортным налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ), не представляют в налоговые органы декларации и расчеты авансовых платежей по этому налогу (Письмо Минфина РФ от 04.03.2008 N 03-05-04-02/14).
Рассмотрим наиболее часто задаваемые плательщиками транспортного налога вопросы.
Актуальные вопросы исчисления налога
Как определить ставку налога для той или иной
категории транспортных средств?
Разъяснения по этому вопросу содержатся в Письме Минфина РФ от 07.06.2007 N 04-3-04/000649 "О транспортном налоге" (далее - Письмо N 04-3-04/000649). В статье 361 НК РФ установлены налоговые ставки по транспортному налогу, которые могут быть увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Налоговая ставка утверждена для каждой категории транспортных средств, которая определяется в зависимости от мощности двигателя. Категории транспортных средств определены п. 1 данной статьи. К ним относятся:
- автомобили легковые;
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы, мотосани.
В настоящее время категория транспортного средства устанавливается органом по сертификации при выдаче паспорта транспортного средства в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 и другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.
При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики, особенности конструкции и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТ Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 N 47-ст.
Кроме того, при установлении категории транспортных средств учитываются положения Конвенции о дорожном движении (далее - Конвенция), подписанные 08.11.1968 в Вене и ратифицированные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Следует отметить, что в соответствии с Конвенцией категория транспортного средства обозначается буквами А, В, С, D и т.д. КВТ ЕЭК ООН приняты иные обозначения категории транспортных средств - М1, М1С, N1, L2 и т.д. В Налоговом кодексе категории транспортных средств определяются как автомобили легковые, мотоциклы и т.д.
Таким образом, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по КВТ ЕЭК ООН и в его сертификате проставлена категория M1, то, как следует из Письма N 04-3-04/000649, должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей. В случае если в сертификате автотранспортного средства указана категория N1, N2, N3, используется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей. Если автотранспортное средство сертифицировано по категории M2 или M3 - налоговая ставка, утвержденная для автобусов.
Если транспортные средства на основании их паспортов нельзя однозначно отнести к конкретной категории, установленной НК РФ, то налогоплательщики вправе определить ее на свое усмотрение, руководствуясь положениями Конвенции и КВТ ЕЭК ООН. В соответствии п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поэтому если налоговые органы будут не согласны с категорией, к которой налогоплательщик отнес транспортное средство, а следовательно, применил ставку налога, на налогоплательщика не будут наложены санкции (постановления ФАС ЗСО от 18.10.2006 N Ф04-6867/2006(27536-А81-15), от 18.10.2006 N Ф04-6865/2006(27526-А81-15)).
Для наглядности приведем следующий пример.
В паспорте транспортного средства (ПТС) указана категория транспортного средства "B", а сертификате соответствия, одобрениях типа транспортного средства указана иная категория - М1. Как определить категорию транспортного средства для применения ставки по транспортному налогу? С какой даты следует учитывать изменения в ПТС уточняющего характера в целях налогообложения - с момента регистрации транспортного средства или с даты внесения уточнений в ПТС?
Паспорт транспортного средства (ПТС) - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. ПТС подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства, которое отражается в паспорте транспортного средства. Следовательно, тип транспортного средства, отмеченный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства.
В приложении N 3 к Приказу N 496*(1) приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции.
Исходя из данной таблицы и Письма N 04-3-04/000649 обозначения "В" и "М1" соответствуют категории "легковое транспортное средство".
Нелишне также привести Письмо Минфина РФ от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01. Из него следует, что для того чтобы определить, к какой категории относится транспортное средство, следует обратить внимание на обозначения, указанные в графе "Модель, N двигателя" паспорта транспортного средства и в графе "Категория ТС" свидетельства о регистрации транспортного средства.
Для ответа на вопрос о том, с какой даты учитываются изменения в паспорте транспортного средства уточняющего характера в целях налогообложения - с момента регистрации транспортного средства или с даты внесения уточнений в ПТС, обратимся к Письму Минфина РФ от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01. В нем финансовый орган высказал мнение о том, что если в ПТС вносятся изменения уточняющего характера, то они должны применяться для целей налогообложения с даты государственной регистрации транспортного средства. Если же поправки в ПТС вносятся в связи с конструктивными изменениями транспортного средства, изменяющими его технические характеристики (тип, категорию, мощность двигателя), то данные изменения должны применяться с месяца их внесения в регистрационные документы.
С какого момента возникает обязанность
по уплате транспортного налога?
На основании ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которые в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В свою очередь, объектом налогообложения являются транспортные средства, указанные в ст. 358 НК РФ, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента регистрации транспортного средства в органах ГИБДД при его приобретении.
Как рассчитать транспортный налог в случае замены двигателя
у транспортного средства в процессе модернизации?
Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 ст. 359 НК РФ), определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Следовательно, размер транспортного налога зависит от параметров двигателя. Таким образом, по нашему мнению, при замене двигателя транспортного средства налог следует рассчитывать дважды, как для двух машин с разными двигателями. При этом каждая часть налога корректируется на коэффициент, который рассчитывается с учетом количества месяцев службы того и другого мотора в налоговом (отчетном) периоде.
Новый двигатель также нужно зарегистрировать, предъявив в ГИБДД старый мотор.
Если автомобиль утилизирован, когда он исключается
из налоговой базы по расчету транспортного налога?
Ранее при решении данного вопроса налогоплательщики могли руководствоваться Письмом ФНС РФ от 24.01.2005 N ММ-6-21/44@ "О транспортном налоге", согласно которому основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог был документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, осуществляющей указанные действия. Однако это письмо утратило силу в связи с выходом Письма ФНС РФ от 19.05.2005 N ММ-6-21/416@ "О транспортном налоге".
По нашему мнению, документа, подтверждающего утилизацию транспортного средства, недостаточно для того, чтобы не уплачивать налог, так как согласно п. 1 ст. 358 НК РФ транспортный налог нужно уплачивать за те транспортные средства, которые зарегистрированы на налогоплательщика в соответствии с законом. Следовательно, до тех пор пока утилизированный автомобиль продолжает числиться за организацией, ей придется уплачивать налог. Для того чтобы этого избежать, транспортное средство следует снять с регистрационного учета. В соответствии с Правилами регистрации автотранспортных средств, утвержденными Приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", одним из оснований для этого является его утилизация. С заявлением о снятии транспортного средства с учета в связи с его утилизацией собственник в установленном порядке должен обратиться в регистрирующий орган.
После того как автомобиль снят с регистрационного учета, его можно исключить из налоговой базы со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Нужно ли уплачивать налог по транспортным средствам,
числящимся в угоне?
Согласно п. 2 ст. 358 НК РФ, если транспортное средство находится в угоне, то транспортный налог уплачивать не нужно при наличии подтверждающего данный факт документа. Как правило, таким документом является справка органов МВД РФ (ГУВД, ОВД, УВД и т.п.). Причем если принять во внимание Письмо МНС по г. Москве от 02.09.2004 N 23-10/3/57094 "Об исключении из объекта налогообложения транспортных средств, находящихся в угоне", то основанием для пересчета налога является только подлинник справки об угоне. Исчисление транспортного налога по транспортному средству, украденному (возвращенному) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика. Иными словами, уплачивать налог за те месяцы, в течение которых транспортное средство было в угоне, не нужно.
Где уплачивать налог - по месту головного отделения или филиала?
Данный вопрос, как правило, возникает потому, что в свидетельстве о регистрации и техпаспорте собственником автомобиля указывается головная организация, а в графах с адресными данными - местонахождение обособленного подразделения (филиала).
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к ст. 363 НК РФ, согласно которой уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налоговая декларация по транспортному налогу также представляется в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 2 ст. 363 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения собственника. В соответствии с п. 22 Правил регистрации автотранспортных средств регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту их нахождения. Таким образом, если транспортные средства зарегистрированы на обособленное подразделение (филиал), то налог уплачивается по местонахождению данного обособленного подразделения (филиала).
В случае если в течение налогового (отчетного) периода транспортное средство было снято с учета в головной организации и перерегистрировано на его обособленное подразделение (филиал), то до снятия его с учета налог уплачивается по местонахождению головной организации, а после перерегистрации транспортного средства - по местонахождению филиала (обособленного подразделения).
Причем в случае, если снятие транспортного средства с учета в одном субъекте РФ и его регистрация (перерегистрация) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце следует считать место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца. Соответственно, транспортный налог за рассматриваемый месяц подлежит уплате по ставкам, установленным в том субъекте РФ, в котором транспортное средство состояло на регистрационном учете, на начало месяца (Письмо Минфина РФ от 13.04.2004 N 04-05-11/51 "О порядке применения положений главы 28 НК РФ").
Т. Обухова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"