г. Чита |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А58-249/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2013.
Полный текст постановления изготовлен 27.12.2013.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: К.Н. Даровских, Л.В. Ошировой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бальжинимаевой Ч.И.
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Саха (Якутия) на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2013 года по делу N А58-249/2013 по заявлению государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" об уменьшении исполнительского сбора по делу по исковому заявлению открытого акционерного общества "Сахаэнерго" (ИНН 1435117944, ОГРН 1021401044830, 677009, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, 14) к государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145, 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 18, А) о взыскании 1 841 472 руб. 42 коп.,
принятое судьей Т.С. Шамаевой,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (заявитель) обратилось 26.08.2013 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 26.08.2013 N 479-юл об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению N 44369/13/38/14.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.09.2013 указанное заявление удовлетворено. Размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Константиновой Ю.Т. от 25.07.2013 по исполнительному производству N 44369/13/38/14 был уменьшен на 29 033 руб. 23 коп. до 87 099 руб.66 коп.
Не согласившись с принятым определением, Якутский межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование заявленной позиции ссылается на следующие обстоятельства.
Считает, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушений в процессе исполнительного производства, следовательно, оснований для освобождения или уменьшения размера исполнительского сбора, предусмотренных частью 5 статьи 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в настоящем случае не имеется. При этом указывает на наличие у должника необходимых денежных средств на расчетных счетах.
В соответствии состатьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленномглавой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании исполнительного листа Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-249/2013 судебным приставом-исполнителем Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) 16.07.2013 Константиновой Ю.Т. возбуждено исполнительное производство N 44369/13/38/14 о взыскании с ГУП "ЖКХ РС(Я)" в пользу ОАО "Сахаэнерго" 1 659 041,83 руб.
Пунктом 2 постановления от 16.08.2013 предложено заявителю добровольно исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок. Постановление вручено заявителю 16.07.2013.
25.07.2013 судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 116 132,93 руб. Постановление утверждено старшим судебным приставом в тот же день, постановление о взыскании исполнительского сбора получено заявителем 25.07.2013, что подтверждается оттиском штемпеля входящей корреспонденции.
21.08.2013 заявителем оплачен основной долг в размере 1 659 041,83 руб. по платежным поручениям N 6829, N 6833 (том 3, л.д.172, 173).
26.08.2013 заявитель обратился в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) определением от 25 сентября 2013 года удовлетворил указанное заявление на основании статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Исследовав материалы дела по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии счастью 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (часть 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласночасти 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силучасти 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии счастью 3 настоящей статьи.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление данных оснований к полномочиям суда.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П разъяснено, что установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силустатей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Заявителем в материалы дела представлена копия бухгалтерского баланса на 30.06.2013, из которого следует, что задолженность по долгосрочным займам и кредитам составляет 7 581 894 тыс. руб., краткосрочным - 599 007 тыс. руб., кредиторская задолженность - 3 402 202 тыс. руб. При этом судом установлено, что основным видом деятельности заявителя является обеспечение бесперебойной работы систем жизнеобеспечения ЖКХ РС (Я), обслуживание и ремонт котельного хозяйства, тепловых сетей, сетей водоснабжения, сетей канализации и т.д., на предприятии работают более 11 тысяч человек.
Оценив представленные сторонами доказательства на основаниистатьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом положенийчастей 6, 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" иПостановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора в связи с затруднительным финансовым положением общества, принимая во внимание социальный характер деятельности общества, обоснованности заявленного требования о снижении суммы исполнительского сбора на одну четверть.
Довод жалобы о наличии у должника необходимых денежных средств на расчетных счетах подлежит отклонению. Судом первой инстанции установлено наличие тяжелого финансового положения, оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела судом первой инстанции обстоятельств у апелляционной инстанции не имеется.
Тот факт, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, не лишает должника возможности обратиться в суд с заявлением о его уменьшении, а суду при наличии установленных обстоятельств (что в данном случае имело место) - удовлетворить такое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2013 года по делу N А58-249/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Л.В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-249/2013
Истец: ОАО "Сахаэнерго"
Ответчик: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)"
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-605/14
27.12.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5425/13
25.09.2013 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-249/13
08.05.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-249/13