Проверка контрагента на добросовестность
Налоговое законодательство напрямую не возлагает на покупателя товара, работ и услуг обязанности по проверке добросовестности контрагента по договору.
Однако специалисты налоговых органов пытаются заставить налогоплательщиков "платить по счетам" исчезнувших контрагентов.
Здесь правомерен следующий вопрос: должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних. Вопрос этот только на первый взгляд кажется странным, поскольку проверить начисление контрагентом НДС и налога на прибыль можно только после изучения его налоговых деклараций по указанным налогам за те налоговые периоды, в которые между юридическими лицами имели место хозяйственные отношения.
Анализ судебно-арбитражной практики последних лет показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, которая может быть признана таковой, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Показательным примером могут служить постановления Президиума ВАС РФ от 13.12.05 г. N 9841/05, 10048/05, 10053/05, из которых следует, что если при экспорте хотя бы один из цепочки поставщиков не заплатил НДС в бюджет, то все остальные, включая заявителя-экспортера, лишаются права на возмещение налога.
Налогоплательщик не может считаться добросовестным, если, вступая в договорные отношения, он не проявил необходимой осмотрительности в выборе контрагента. Судебная практика по этому вопросу весьма противоречива.
Так, например, арбитрами были приняты решения в пользу налогоплательщиков в следующих судебных актах:
1) постановлениях ФАС Уральского округа от 23.11.05 г. по делу N Ф09-5291/05-С2 и от 06.09.05 г. по делу N Ф09-3836/05-С2, где суд решил следующее: "...Налоговый кодекс РФ не связывает действия поставщика и право покупателя на вычет. А доводов налоговиков о том, что фирма недобросовестна, недостаточно". Решение налоговой инспекции было отменено в ситуации, когда поставщик, выдавший счет-фактуру, отсутствует по своему адресу и отчетность не сдает, из-за чего специалисты налоговых органов заподозрили покупателя в недобросовестности.
2) постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.08.04 г. по делу N А05-2426/04-13. Судом была рассмотрена ситуация, когда в счете-фактуре продавец поставил чужой ИНН. Более того, ни по фактическому, ни по юридическому адресу продавца обнаружено не было. Поэтому в счете-фактуре была указана неверная информация, что нарушает требования ст. 169 НК РФ. Суд определил: "...покупатель не обязан проверять ИНН и адрес продавца. Поэтому фирма не может нести ответственность за то, что эти данные недостоверны".
Однако в арбитражной практике нередки ситуации, когда суд принимает решение в пользу налоговых органов, о чем свидетельствуют следующие судебные акты:
1) постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.06.05 г. по делу N А13-11928/04-26 и от 09.12.04 г. по делу N А44-3822/04-С9. В ситуации, когда в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения о поставщиках фирмы, по мнению налоговых инспекторов, НДС был предъявлен к вычету незаконно. Суд решил, что незарегистрированный поставщик юридическим лицом не является, следовательно, и сделки с ним недействительны;
2) постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.03 г. по делу N Ф08-4492/2003-1718А. Суд пришел к выводу о том, что недостоверные данные в счете-фактуре не позволяют покупателю принять НДС к вычету в ситуации, когда счет-фактура не соответствует требованиям НК РФ, поставщик не значится в ЕГРЮЛ, а его ИНН, указанный в счете-фактуре, является вымышленным.
Законодательно перечень документов для проверки добросовестности налогоплательщика не установлен, как правило, запрашиваются копии учредительных документов, устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации и внесении в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет, приказ о назначении генерального директора и главного бухгалтера, бухгалтерский баланс и декларация по НДС. При применении упрощенной системы налогообложения вместо бухгалтерского баланса и декларации по НДС могут запрашиваться утвержденные для упрощенной системы налогообложения формы налоговой отчетности.
Как поступит поставщик, если получит от фирмы предложение представить данные документы?
В представлении копии устава фирме могут отказать, мотивировав это следующими обстоятельствами.
На основании п. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 01.01.08 г.) по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Однако представление копии устава возможно на основании указанной статьи только акционеру общества по его требованию. Плата, взимаемая обществом за представление копии, не может превышать затрат на ее изготовление. Таким образом, законодательно обязанность представления копии устава предусмотрена только для акционера. Что касается контрагентов, процедура ознакомления с уставом законодательно не определена, и поэтому исполнительный орган общества вправе разработать ее самостоятельно.
Отказ в представлении копии учредительного договора может быть мотивирован наличием режима коммерческой тайны (так, учредительный договор может содержать сведения, относящиеся к коммерческой тайне). В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 208-ФЗ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.04 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.
Договор о создании общества не является учредительным документом общества.
Аналогичная позиция отражена и в Федеральном законе от 08.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 18.12.06 г.), в соответствии с п. 3. ст. 12 которого по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию своего участника представить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Таким образом, копии учредительных документов представляются только участникам общества, а любому заинтересованному лицу - только возможность ознакомления с ними.
Приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера могут быть представлены только с письменного согласия самих работников на основании следующего.
Приказ о приеме на работу - первичный учетный документ, имеет унифицированную форму (Т-1), введенную в действие постановлением Госкомстата России от 05.01.04 г. N 1, в котором содержатся сведения о заработной плате работника, условиях приема на работу, характере работы и т.д., являющиеся персональными данными работника.
Международные акты, Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы предусматривают защиту сведений о гражданах личного характера от необоснованного ознакомления с ними или распространения без согласия лица, к которому эти сведения относятся. Среди международных актов, защищающих права и свободы человека, тайну его частной и семейной жизни, необходимо назвать следующие:
Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст. 12);
Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 8);
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 17);
Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ст. 9).
Частью 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Нормы о защите персональных данных работника являются частью и трудового законодательства, основополагающий документ которого - Трудовой кодекс Российской Федерации. Второй документ, регулирующий отношения по использованию и защите персональных данных работника, - Федеральный закон от 27.07.06 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", который устанавливает правила обработки данных, проводимой органами государственной власти различных уровней, а также юридическими и физическими лицами как с использованием средств автоматизации, так и без их использования.
Прежде всего выясним, какие именно сведения могут быть отнесены к персональным данным.
Согласно ст. 3 Закона N 152-ФЗ персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его:
фамилия, имя, отчество;
год, месяц, дата и место рождения;
адрес;
семейное, социальное и имущественное положение;
образование и профессия;
доходы и другая информация.
Требования к передаче персональных данных работника устанавливает ст. 88 ТК РФ.
При передаче персональных данных работника запрещается сообщать их без его согласия:
в коммерческих целях;
любой иной третьей стороне.
Существует возможность непредставления бухгалтерского баланса и декларации по НДС по следующему основанию.
В соответствии со ст. 92 Закона N 208-ФЗ открытое общество обязано раскрывать:
годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;
проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;
сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ и иных правовых актов Российской Федерации (ст. 90 указанного Закона)
Как поступить с контрагентом, который не предоставляет информацию о себе законными способами? У фирмы всегда имеется возможность запросить у него копию свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данные сведения не являются коммерческой тайной и не относятся к персональным данным.
При возникновении сомнений в том, что деятельность поставщика является стабильной, в налоговые органы сдается отчетность, платятся налоги, в установленном законом порядке можно затребовать такие сведения в своей налоговой инспекции.
ФНС России на своем официальном сайте предоставляет возможность ознакомления с перечнем идентификационных номеров налогоплательщиков юридических лиц, признанных недействительными.
Таким образом, любой бизнесмен или юридическое лицо может проверить, надежен ли партнер, с которым он собирается заключать сделку, для этого достаточно "зайти" в Интернет на сайт ФНС России www.nalog.ru, где в разделах региональных налоговых управлений помещены полные списки фирм, прошедших регистрацию. Можно получить и дополнительные сведения о любой из фирм, но уже в налоговой инспекции и за дополнительную плату (2 МРОТ).
Существует еще один способ, являющийся доступным, законным и надежным источником получения сведений о контрагенте, - получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), содержащих всю основную информацию о всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП используются в работе служб безопасности, юридических отделов предприятий, бухгалтерии, детективных агентств, адвокатов, тендерных и конкурсных комиссий и др. Данные сведения можно получить в справочной службе юридических лиц, деятельность которой осуществляется на основании решений Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных от 14.11.07 г. N 1967 и от 09.10.07 г. N 1841.
Из сказанного можно сделать вывод, что, имея денежные средства, любое заинтересованное лицо может узнать не только данные из ЕГРЮЛ, но и данные о бухгалтерской отчетности. Однако это не так. Данные бухгалтерской отчетности могут быть предоставлены только на организации, подающие сведения в территориальные (региональные) органы государственной статистики.
На сегодняшний день в банке данных "Бухгалтерская отчетность организаций" представлено около 700 000 организаций.
Стоимость одной информационной выписки одинакова как на юридическое, так и на физическое лицо и зависит от количества единовременно оплачиваемых запросов:
от 1 до 10 запросов - 470 руб. за одну выписку;
от 11 до 20 запросов - 455 руб. за одну выписку;
от 21 до 30 запросов - 420 руб. за одну выписку;
от 31 до 40 запросов - 395 руб. за одну выписку;
от 41 до 99 запросов - 380 руб. за одну выписку;
от 100 и более запросов - 350 руб. за одну выписку.
Стоимость данных бухгалтерской отчетности на одну организацию также зависит от количества единовременно оплачиваемых запросов и составляет:
от 1 до 5 запросов - 1000 руб. за одну отчетность;
от 6 до 10 запросов - 960 руб. за одну отчетность;
от 11 до 20 запросов - 930 руб. за одну отчетность;
более 20 запросов - 900 руб. за одну отчетность.
Стоит ли проверять добросовестность своего контрагента и каким способом, решать фирме.
А. Цыганов,
аудиторская фирма "Ларика"
"Финансовая газета", N 18, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71