г. Москва |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А40-116237/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ОАО "Московский завод деревообрабатывающих станков и автоматических линий - Станкоросс" на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2013 г. по делу N А40-116237/13 (33-953) судьи Ласкиной С.О.
по заявлению ОАО "Московский завод деревообрабатывающих станков и автоматических линий - Станкоросс" (105082, г.Москва, ул.Б.Почтовая, д.36, стр.2, ОГРН 1037700087468)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Заставенко А.В. по дов. от 01.10.2013 г.; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московский завод деревообрабатывающих станков и автоматических линий - Станкоросс" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и подлежащими отмене постановлений от 13.08.2013 Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее Департамент) N 0603-154/2013-1, N 0603-154/2013-2 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2013 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о нарушении обществом природоохранного законодательства послужившего основаниям для вынесения оспариваемых постановлений и наличии в действиях общества события и состава вмененных ему правонарушений, с учетом соблюдения ответчиком порядка привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем, суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 13.08.2013 г. N 0603-154/2013-2 о привлечении к административной ответственности на основании ст.8.2 КоАП РФ в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, что с 08.07.2013 г. по 02.08.2013 г. Департаментом на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07.05.2013 г. N 0603-154/2013 и в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2013 год в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что заявителем при осуществлении хозяйственной деятельности по адресу: г.Москва, Большая Почтовая, д.36, стр.2, допущено несоблюдение экологических требований и санитарно-эпидемиолигических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно отсутствуют согласованные в установленном порядке паспорта опасных отходов I-IV класса опасности, отсутствует согласованная в установленном порядке отчетность по форме 2 - ТП (отходы); отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), не представлено подтверждение профессиональной подготовки лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами), а также обществом нарушен порядок ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, а именно до настоящего времени не представлены сведения для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы и не получен талон за 2011 год регистрации отходов природопользователя в Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы.
Оспариваемым постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 13.08.2013 г. N 0603-154/2013-1 о назначении административного наказания общество признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в непредставлении данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы и не получен талон за 2011 год регистрации отходов природопользователя в Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы, как лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, и привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы и назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере ста тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 13.08.2013 г. N 0603-154/2013-2 о назначении административного наказания общество признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических требований и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: отсутствуют согласованные в установленном порядке паспорта опасных отходов I-IV класса опасности, отсутствует согласованная в установленном порядке отчетность по форме 2 - ТП (отходы); отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), не представлено подтверждение профессиональной подготовки лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами), привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в город Москве.
В силу п.п.1.8, 2.8, 3.16, 3.19, 3.21, 3.24.7 и 3.65 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП государственные инспекторы Департамента природопользования наделены полномочиями привлекать лиц, виновных в нарушениях природоохранного законодательства, к административной ответственности.
Таким образом, протоколы составлены, и дела об административном правонарушении рассмотрены должностным лицом Департамента в пределах предоставленных им полномочий.
Судом первой инстанции также достоверно установлено, что протоколы об административном правонарушении от 08.08.2013 г. N 0603-154/2013-1 и N 0603-154/2013-2 составлены с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5 и 28.2 КоАП РФ в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанного процессуального действия, о чем свидетельствуют уведомления от 02.08.2013 г. N 0603-154/2013-1 и N 0603-154/2013-2, полученные представителем по доверенности Илясовым В.Н., действовавшим на основании доверенности от 02.08.2013 г. N 01/08/13, соответствующей требованиям ст.ст.185, 186 ГК РФ, положениям КоАП РФ и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Дела об административном правонарушении рассмотрены, и оспариваемые постановления от 13.08.2013 г. о назначении административного наказания вынесены административным органом с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5 и 29.7 КоАП в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанного процессуального действия, доказательством чего свидетельствует явка на рассмотрение дела об административном правонарушении представителя общества Илясова В.Н.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, которые согласно п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления.
Частью 1 статьи 4.36 КоАП г.Москвы непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц сто тысяч рублей.
Статья 8.2 КоАП РФ указывает, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, заявитель при осуществлении хозяйственной деятельности по адресу: г.Москва, Большая Почтовая, д.36, стр.2 допущено несоблюдение экологических требований и санитарно-эпидемиолигических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно отсутствуют согласованные в установленном порядке паспорта опасных отходов I-IV класса опасности, отсутствует согласованная в установленном порядке отчетность по форме 2 - ТП (отходы); отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), не представлено подтверждение профессиональной подготовки лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами), а также обществом нарушен порядок ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, а именно не представлены сведения для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы и не получен талон за 2011 год регистрации отходов природопользователя в Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы.
В ходе проверки департаменту представлены: договор от 16.10.2008 г. N 41138, заключенный между обществом и ООО "НПП "ЭКОТРОМ" на выполнение комплекса работ по вывозу и утилизации ртутьсодержащих отходов; Лицензия ООО "НПП "ЭКОТРОМ" от 06.11.2007 г. серия АВ N 007712; Акт выполненных работ от 25.03.2013 г.; Акт выполненных работ от 04.07.2012 г.; Акт выполненных работ от 17.05.2011 г.; договор от 01.01.2013 г. N 38 между обществом и ЗАО "Сигнал" по вывозу контейнеров с ТБО и КГМ с объекта заказчика на полигон для захоронения; дополнительное соглашение от 01.06.2013 г. N 01 к договору от 01.01.2013 г. N 38; Акт от 31.01.2013 г. N 102; Акт от 28.02.2013 г. N 188; Акт от 31.03.2013 г. N 370; Акт от 30.04.2013 г. N 432; талоны; договор от 01.01.2012 г. N 38 между заявителем и ЗАО "Сигнал" по вывозу контейнеров с ТБО и КГМ с объекта заказчика на полигон для захоронения; платежные поручения от 10.04.2013 г. N 169, от 10.04.2013 г. N 170, от 12.04.2013 г. N 173, от 24.05.2013 г. N 273, от 21.01.2013 г. N 22, от 16.01.2012 г. N 8, от 16.02.2012 г. N 87, от 16.03.2012 г. N 123, от 12.04.2012 г. N 167, от 14.05.2012 г. N 214, от 07.06.2012 г. N 262, от 09.07.2012 г. N 320, от 09.08.2012 г. N 381, от 10.09.2012 г. N 443, от 09.10.2012 г. N 491, от 15.11.2012 г. N 563, от 11.12.2012 г. N 606; Акт от 31.01.2012 г. N 44; Акт от 29.02.2012 г. N 214; Акт от 31.03.2012 г. N 309; Акт от 30.04.2012 г. N 409; Акт от 31.05.2012 г. N 512; Акт от 30.06.2012 г. N 612; Акт от 31.07.2012 г. N 705; Акт от 31.08.2012 г. N 784; Акт от 30.09.2012 г. N 911; Акт от 31.10.2012 г. N 1070; Акт от 30.11.2012 г. N 1121; Акт от 31.12.2012 г. N 1240; договор от 01.01.2010 г. N 29 между обществом и ЗАО "Сигнал" по вывозу контейнеров с ТБО и КГМ с объекта заказчика на полигон для захоронения; Акт от 31.01.2011 г. N 52; Акт от 28.02.2011 г. N 150; Акт от 31.03.2011 г. N 304 и т.д.
Таким образом, ответчиком установлено, что в результате осуществления своей деятельности общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", и в целях развития и совершенствования системы контроля, учета и управления отходами Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" утвержден сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы (далее - Кадастр) и порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы.
Кадастр, представляющий собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов, включает: классификационный каталог отходов производства и потребления г.Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания; реестр объектов размещения отходов.
Согласно п.2.9 Приложения N 2 Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Пункт 2.10 Приложения N 2 Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, специализирующиеся на переработке (обезвреживании) отходов, занимающиеся транспортировкой отходов, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сведения об отходах в виде информационных форм.
В соответствии с ч.3 Приложения N 2 Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются все индивидуальные предприниматели и юридические липа, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
Согласно п.6 Приложения N 2 Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" после представления и ввода информации в соответствующие разделы Кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города Москвы, до первого сентября года, следующего за отчетным, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электронном и бумажном носителях, с представлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации.
При наличии у индивидуального предпринимателя и юридического лица установленных лимитов на размещение на текущий год данных, содержащихся в информационных формах, должны соответствовать установленным лимитам, в случае их несоответствия необходимо представить документы, подтверждающие отклонение от установленных лимитов.
Однако в нарушение указанных норм действующего законодательства, на момент проведения вышеуказанной проверки обществом не были представлены данные об отходах производства и потребления за отчетный (2011) год в департамент (талон, подтверждающий внесение сведений, также отсутствует), что в свою очередь является нарушением требований Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы".
Доводы заявителя о том, что он не осуществляет деятельность по обращению с отходами и поэтому не обязан предоставлять информацию для банка данных об отходах производства и потребления сводного кадастра отходов производства и потребления г.Москвы правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку в ходе деятельности общества образуются твердые бытовые отходы, заявитель осуществляет накопление отходов (до момента их вывоза) и, соответственно обязан представлять в департамент данные об отходах в виде информационных форм, необходимые для ведения Сводного кадастра.
За несвоевременное предоставление данных, необходимых для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, предусмотрена ответственность - ст. 4.36. КоАП г.Москвы.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, выражена в бездействии, (непредставление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления).
В силу действия ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов -временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с требованиями ст.11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Приказом Министерства Природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 г. N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", утвержденных приказом МПР РФ от 15.06.2001 г. N 511, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный) отнесен к отходам IV класса опасности (912 004 00 01 00 4); люминесцентные лампы ртуть содержащие отнесены к отходам I класса опасности (353 301 00 13 01 1). Собранные отходы хранятся в специальном месте временного накопления, сбора для последующей транспортировки на утилизацию.
Статьей 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Как следует из пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых специально оборудованных для этого площадках (пункт 3.2). Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается, а в используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности закрытых складах должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах (пункт 3.5).
В силу действия п.п.2, 3 ст.14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I -IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Данный порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 г. N 818
Согласно пунктам 2.1 и 2.7 Порядка паспортизации паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
Пункт 2.4 Порядка паспортизации устанавливает, что деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу к настоящему порядку); согласование паспортов опасных отходов.
Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Департамент в оспариваемом постановлении ссылается на отсутствие паспортов на опасные отходы.
Данный довод частично опровергается представленным заявителем в материалы дела паспортом опасного отхода, составленным на отход ртутные лампы, люминесцентные ртуть содержащие трубки отработанные и брак (353 301 00 13 01 1).
Паспорт такого опасного отхода, как мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный) (912 004 00 01 00 4) заявителем в материалы дела не представлен. Пояснений относительно наличия либо отсутствия такового заявителем суду первой инстанции дано не было.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Факт отсутствия в штате общества сотрудников у которых имеется профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - V класса опасности также является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства.
Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии со ст.4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" общество относится к категории малых предприятий, в виду чего вменение заявителю в качестве нарушения отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение неправомерно.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов".
Таким образом, Законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Согласно п.5 указанного Порядка отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, заявитель в процессе деятельности которого образуются твердые бытовые отходы, не представил суду первой инстанции доказательств представления в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении данных отходов в установленный срок.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что отчетность 2-ТП (отходы) была подана в Московский Центральный отдел государственной статистики в нарушение сроков лишь 02.08.2013 г.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, и отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О).
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Все доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства, в частности Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" и норм КоАП РФ и Закона г.Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.
Вышеприведенная позиция суда не противоречит действующему законодательству, сложившейся судебной арбитражной практике и корреспондирует позиции ВАС РФ, изложенной в определениях ВАС РФ от 29.11.2012 г. N ВАС-15881/12 и от 05.10.2012 г. N ВАС-12741/12 и постановлениях Президиума ВАС РФ N 709/11 от 12.07.2011 г. и N 4973/12 от 02.10.2012 г.
Кроме того, как указал Высший арбитражный суд РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 г. N 4973/12 по делу N А60-50398/2011 в соответствии со ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, ст.8.2. КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Факт обращения общества с отходами в результате осуществления хозяйственной деятельности подтвержден материалами дела.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы и ст.8.2 КоАП РФ, и вина общества в его совершении установлены ответчиком в полном объеме, в связи с чем, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых постановлений департамента о назначении административного наказания.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что в соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В то же время, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу правовой позиции, изложенной в п.19 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г., при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, обоснованно принял решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Как следует из резолютивной части постановления от 13.08.2013 г. N 0603-154/2013-2 обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., в то время как минимальной санкцией по указанной статье является административный штраф 100 000 руб.
В обоснование назначения наказания в виде штрафа в указанной сумме административным органом указано на отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Поскольку доказательств в обоснование назначения наказания в указанной сумме при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не представлено, а также учитывая, что отсутствие смягчающих обстоятельств само по себе не может служить основанием для назначения более строгого наказания, суд первой инстанции правомерно уменьшил сумму наложенного на заявителя штрафа до минимального размера санкции, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, а именно - до 100 000 руб., полагая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемых постановлений ответчика действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2013 г. по делу N А40-116237/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116237/2013
Истец: ОАО "Московский завод деревообрабатывающих станков и автоматических линий - Станкоросс"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы